Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Ретро / Валерий Чкалов
Автор: Натали СиамскаяДата: 21.08.2010 04:37
Разместил: Егор Пичугов
Комментарии: (1)
НЕЛЬЗЯ УМИРАТЬ ПОБЕЖДЕННЫМ!




ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ
Жанр: биографический, героический
1941, СССР, 89 мин.
Режиссер: Михаил Калатозов
В ролях: Владимир Белокуров, Борис Жуковский, Ксения Тарасова, Пётр Берёзов, Сергей Яров, Борис Андреев, Марк Бернес, Аркадий Райкин

Имя Валерия Чкалова известно, наверно, любому человеку, живущему в нашей стране, кто когда-либо интересовался отечественной историей или просто мечтал о небе, самолетах и авиации. Чкалов – это легенда. Это беспрецедентный пример мужества, дерзости и отваги. Он был первым, кто на самолете пересек Северный полюс и совершил посадку в Америке. Тогда это событие все восприняли как невероятную победу. Советский Союз ликовал, Америка рукоплескала советским летчикам так же, как спустя двадцать лет СССР и весь мир будет аплодировать Юрию Гагарину.

И, конечно же, личность Чкалова не могла не заинтересовать кинематографистов. В 1940 году Михаил Калатозов (будущий обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля за «Летят журавли») на Ленинградской киностудии приступил к съемкам фильма о великом «Сталинском соколе», как было принято тогда называть Чкалова с трибун и в газетах. А завершился съемочный процесс тогда, когда уже во всю грохотали пушки и гремели взрывы. Начало войны очень тяжело ударило по людям. Страна несла невероятные по масштабам потери, прежде всего человеческие. Чтобы нация не падала духом, чтобы стоически переносила все невзгоды страшного времени, необходимы стали фильмы, песни, книги, воспевающие подвиг и мужество простого человека, – это руководство страны осознавало в полной мере. Как воздух стали нужны героические, оптимистические киноленты, вселяющие уверенность в будущей победе. Память о подвиге Валерия Чкалова была еще очень свежа (всего 5 лет прошло с момента того самого перелета в Америку и три года со дня трагической гибели летчика), поэтому фильм о его жизни был воспринят публикой на ура.

Каким же увидел зритель легендарного летчика, любимца всей страны? Прежде всего, это не просто стандартный героический типаж, сошедший с плаката, каких было немало в те годы. Перед нами живой, эмоциональный человек. Владимир Белокуров, будучи талантливым театральным актером, наделил своего героя яркими незабываемыми чертами. Прежде всего, нужно отметить чисто внешнее сходство артиста с оригиналом. Во всем облике главного героя, во всех его широких размашистых движениях и жестах, в громком голосе и открытой бесхитростной улыбке есть что-то совершенно русское, богатырское, раздольное... Он настоящий сын своей Родины, выросший на берегах Волги-матушки реки.

И дальше, если сравнивать с теми фактами жизни летчика, которые известны историкам, то портрет, нарисованный Белокуровым и Калатозовым, выглядит более чем правдоподобно: бузотер, хулиган, не выходящий с гауптвахты, выдумщик и злостный нарушитель дисциплины. Как говорил в фильме командир Алешин, или по-простому батя: «– А кто ради озорства коров самолетом пугал, так, что коровы доиться перестали? – Чкалов!» или «– Тебе только дай волю, ты к нам в окна залетать начнешь»… Таким он и был в жизни, ведь недаром в памяти народа Чкалов остался не только как герой – полярный летчик, но еще и как безрассудный мальчишка, пролетевший на самолете под Троицким мостом в Ленинграде, а все ради чего? Ради того, чтобы добиться любви девушки. Это, конечно, легенда. Но какая красивая. Кстати, этот сумасшедший пролет под мостом повторил в 1940 году летчик Евгений Борисенко специально для съемок этого фильма, о чем восторженно откликнулись все центральные газеты. Больше на такой отчаянный шаг не решился никто и никогда. Очень душевно, с теплотой сняты эпизоды, приоткрывающие личную жизнь героя-летчика. Сцена в Летнем саду, когда Валерий на руках несет через огромную лужу свою будущую жену и дерзко, по-хулигански целует ее, а Ольга дает ему отпор, смотрится очень мило и с улыбкой. А с какой нежностью Чкалов держит на руках своего сына и рассуждает о том, как правильно должны резаться зубки, и каким зубастиком (весь в отца) сын будет, когда вырастет большим.
И очень ярко воспринимается зрителем краткое выступление нашего героя с удальским свистом перед публикой в Ванкувере, где приземлился самолет: «– На крыльях вот этого самолета, через холод, разделяющий нас, мы привезли привет от великого советского народа великому американскому народу». Это выступление, пожалуй, даже посильнее Хрущева с его ботинком будет, и ведь это далеко не выдумка режиссера. И что летели они втроем – Чкалов, Байдуков и Беляков – на высоте 6000 метров на обледенелом самолете, экономя кислород и дыша в маску по очереди, так что кровь носом шла, и в обморок они по очереди падали… – это тоже правда, ведь недаром одним из сценаристов выступил друг и соратник Чкалова – Георгий Байдуков.

Вообще, говоря о том, кто принимал участие в съемках этой ленты, каждое имя хочется написать золотыми буквами!

Шикарный МХАТовский актер Владимир Белокуров – Народный артист СССР, прославился в народе именно работой в этом фильме, а также ролью боцмана в комедии «Полосатый рейс». А московской публике Белокуров известен как один из лучших Чичиковых в постановке «Мертвых душ» на сцене и как талантливый театральный педагог, профессор кафедры актерского мастерства ГИТИСа.

В роли Ольги, жены Чкалова – Ксения Тарасова, Заслуженная артистка РСФСР, практически всю свою жизнь отдала Малому театру. В ее исполнении любимая женщина великого летчика красива, интеллигентна, обаятельна и мудра настолько, чтобы «не вмешиваться в летные дела» своего вспыльчивого супруга.
Несколько актеров не упомянуты в титрах, но не сказать об их участии в съемках просто невозможно.

Маленькая, но яркая роль комментатора на празднике, когда состоялся авиапарад, досталась Марку Бернесу. Это потом будут его триумфальные «Два бойца» и знаменитая песня «Шаланды, полные кефали…», а пока – один трехминутный эпизод.
Любой ценитель родного ретро узнает очень колоритного, мощного, обаятельного актера Бориса Андреева в роли механика «Чижика». Он появляется в нескольких забавных эпизодах, призванных слегка разрядить обстановку.

Еще одно актерское камео, не отмеченное в титрах, – несколько секунд на экране мы видим совершенно молоденького, почти не узнаваемого, Аркадия Райкина (американский восторженный журналист с улыбкой до ушей). В будущем он сам станет легендой, а сейчас его настолько мало, что даже в титрах можно не писать.

Отдельно надо рассказать про участие в картине Михаила Геловани. Геловани в те годы был официально одобренным и признанным актером на роль вождя всех времен и народов Сталина. И в этой ленте были моменты с его участием. Режиссер фильма, соблюдая историческую достоверность, включил в картину эпизод встречи Чкалова со Сталиным перед отправкой самолета на Северный полюс. Сталин дает напутственное слово, Чкалов клянется выполнить задание. Так фильм и вышел на экраны. Но прошло 20 лет, политика в стране переменилась, культ личности вождя был развенчан, и все старые ленты, снятые в довоенное время и в годы войны, подверглись цензуре. В 1962 году из картины был хирургически удален этот эпизод с участием Геловани-Сталина, а также старательно были вырезаны или подретушированы все моменты, где появлялся портрет вождя или были видны лозунги, и, ко всему прочему, фильм был полностью переозвучен. Слова «Сталинский сокол» были заменены на просто «Орел», и были отредактированы некоторые диалоги, где упоминалось имя вождя. По телевидению и на DVD-носителях фильм, по-прежнему, выходит в отредактированной версии 1962 года, а значит, оценить игру Геловани, так же как и весь первоначальный режиссерский вариант, не представляется возможным. По неподтвержденным слухам, года два или три назад вышла полная версия фильма, но найти ее пока не удалось.

В наше время все подвергается сомнению. И личность Чкалова тоже. В прессе и сети можно найти разнообразные материалы, порочащие Валерия Павловича как человека. Все, вплоть до героических поступков и бесшабашного пролета под мостом, можно подать с другого ракурса, осмеять и извратить. Но нам кажется, что такие яркие личности, как Чкалов, никогда не будут убиты сплетнями и слухами. Шелуха слетит, а суть человека останется. А вся соль героя-летчика В.П. Чкалова заключена в одной фразе, прозвучавшей в фильме, – «Нельзя умирать побежденным!»

И он ушел победителем. Ушел в 34 года, на взлете. Но этого трагического момента мы в фильме не увидим. Зрителя ждет красивый открытый финал.

«– Всю Азию облетели, Европу прочесали, в самую Америку маханули, теперь весь земной шар облетим, куда же дальше? Куда???
– Куда мысль человеческая, туда и мы с тобой.
– Неугомонный человек…» И самолет, улетающий вдаль к горизонту. Красиво, черт побери! И это в 1941 году.

Чкалов – человек-легенда, таким сберегла его память соотечественников. Только после просмотра этого фильма появилось ощущение, что он стал намного ближе, роднее, это уже больше Человек, нежели некая абстрактная легенда.

Натали Сиамская
Нравится
 
Комментарии:
1. Егор Пичугов 21.08.2010 15:16
Надеюсь, угодил автору в его пожеланиях к картинкам
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 121 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio