Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Дюна: Часть вторая
Автор: Игорь ТалалаевДата: 10.03.2024 23:18
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ДЮНА: ЧАСТЬ ВТОРАЯ (DUNE: PART TWO)
2024, США-Канада-ОАЭ-Венгрия-Италия-Новая Зеландия-Иордания-Гамбия, 166 мин.
Жанр: фантастика, боевик, триллер, драма, приключения
Режиссёр: Дени Вильнёв
В ролях: Тимоти Шаламе, Зендея, Ребекка Фергюсон, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Остин Батлер, Флоренс Пью, Дэйв Батиста, Кристофер Уокен, Леа Сейду


Вряд ли кто-то удивится, что не смотревшему первую часть «Дюны» второй фильм покажется несколько непонятным. Слишком уж много тут всяких шай-хул’лудов, муад’дибов и прочей омархаямщины. Однако к чести Дени Вильнёва стоит признать, что он хоть и начинает сиквел буквально на том же месте, где закончил оригинальный фильм, но постарался сделать самодостаточное произведение. И что самое удивительное – ему удалось это даже с учётом того, что фильм снова заканчивается на самом интересном месте. Этой «подставы», кстати, при просмотре ждёшь и переживаешь, что лента оборвётся на пару сцен раньше, так что по факту получаешь даже чуть больше, чем рассчитывал. Неизвестно, будет ли третья часть (сам постановщик не против), но даже без неё мы имеем образцовое продолжение и уже великую дилогию. Которую, хочется верить, Вильнёв превратит в великую трилогию. В том, что у него это получится, сомневаться просто не приходится, наша вера сильна, мы видели знаки.

Поразительно, но сиквел в определённой степени выглядит даже более цельной историей, чем первая картина. В центре внимания здесь духовное перерождение Пола Атрейдеса, который принимает фрименское имя Усул Муад’диб и как скромная губка впитывает местные обычаи, не стесняясь обучаться у гордых пустынных воинов, чем постепенно завоёвывает как их уважение, так и зрительское. Если в оригинальной картине Пол в финале оставался по сути у разбитого корыта, а Чани говорила ему, что «это только начало», то во втором фильме он начинает путь с рядового и даже неполноценного члена племени и, согласно пророчеству, должен подняться до уровня планетарного лидера и Мессии («это ещё не конец»), который погрузит галактику в священную войну. Слово «джихад» в русской локализации не прозвучало, видимо, чтобы не вдохновлять слабые умы и не вызывать отторжения у остальных, хотя исламская эстетика чувствуется в каждом сцене, происходящей на Дюне, а таковых тут 95%.

Вильнёв исследует силу, власть и проблемы, которые даёт вера. Он сочными мазками показывает как легко разжечь пламя гнева, как воодушевлённые фанатики готовы трактовать в свою пользу любое действие своего Мессии. Порой это сделано в откровенно юмористической форме, но вообще происходящее на экране вызывает улыбку едва ли раза три за весь фильм, а обращение сомневающихся в истинную веру выглядит довольно серьёзно. И хотя нельзя сказать, что были продемонстрированы какие-то жуткие вещи, но симпатий религиозная пропаганда не вызывает, хотя бы по той причине, что сам Пол ей всячески сопротивляется и стремится не то, чтобы не подкидывать палки в костёр, но и всячески засыпать его песком – благо, его на Арракисе хватает. Получается не очень-то хорошо, ведь сила пророчества слишком велика, а сам Пол является хоть и не пешкой, но всё же лишь фигурой на шахматной доске, где партию на протяжении сотни поколений разыгрывает орден Бене Гессерит. Очевидно, что подобная роль ему не нравится, как не нравится и то, что свободолюбивые фримены и вовсе превращены в пешек, которым уготована малопривлекательная роль размена.

Фримены, впрочем, и рады оказаться пушечным мясом, своеобразным тараном как против Дома Харконенов, так и против Императора, но далеко не все видят столь уж нужным для этого благого дела какого-то чужака. И если внешний военный конфликт разворачивается между фрименами и Харконенами, то внутренний, моральный протекает как внутри Пола, так и между ним и Чани: она отторгает саму идею Мессии, веря, что фримены способны спасти себя сами, ну а когда убеждается, что Пол подходит всё ближе к этому статусу, проблематика становится более личной. У Зендеи здесь, наконец-то полноценная роль, а не только эфемерный мираж из пророческих снов, и романтические отношения между молодыми людьми показаны пусть и довольно предсказуемыми (что-то наподобие мы видели в первом «Аватаре», который в свою очередь сложно обвинить в оригинальности), но вызывающими интерес и сопереживание, благодаря «химии» между актёрами.

Мать Пола в исполнении Ребекки Фергюсон неожиданно становится едва ли не главным антагонистом, решительно прущей вперёд и прилагающей все усилия для того, чтобы её сын исполнил пророчество. В ней уже не наблюдается любви; в первую очередь она Бене Гессерит, хоть и желает защитить своё потомство. Конечно, она не получит свою финальную битву, но радует, что образ не застыл на месте, а прошёл интересную трансформацию (в том числе буквально). Хотя он и не идёт ни в какое сравнение с тем, что получилось у Тимоти Шаламе, который постепенно становится всё Лисам аль-Гаибучее, раскрываясь в столь непростой и прекрасной роли человека, ставшего изгоем дважды – из-за потери власти и благодаря обретению ещё большей.

Действия в фильме не так уж много, но каждая такая сцена поставлена с мастерством и вызывает самый живой отклик. Фримены сражаются с первобытной яростью и звериной жестокостью, но при этом их движения отточены, а постановочная хореография боёв восхищает. Масштаба тут не так уж и много, но уж если по сюжету нужно представить нового перспективного злодея тире конкурента по пророчеству или продемонстрировать многочисленную императорскую свиту, то держитесь – Вильнёв делает это, как говорится, на все деньги.

Вновь, как и в прошлой части доминирующее значение играет звук. С его помощью (и, конечно, с безупречной операторской работой) режиссёр превращает любое, даже самое локальное событие, в нечто пробирающее до мурашек и заставляющее в напряжении грызть спинку кинотеатрального кресла перед собой. Вот, допустим, группа борцов Харконенов нарушает законы гравитации с помощью ранцев левитации и взлетает на гору. Ну, казалось бы, чего тут такого? Ан нет, происходит настоящая магия кино, из-за которой ты не можешь оторваться даже от такого рядового действия. Барабаны, хор, ничего выдающегося, если задуматься, однако же, работает раз за разом, как часы, ритмично, как приманка фрименов, вызывающая червя.

Вильнёв не прыгнул выше головы и вообще не занимается какой-то недостойной его фигуры эквилибристикой. Кажется, что он, как барон Владимир Харконен, может сидеть в своём бассейне с маслянисто-чёрной жидкостью и покуривать кальян, зная, что всё идёт по его плану. Но уж если кто-то усомнится в его силе, то он с невозмутимой лёгкостью оторвётся от пола и величественно взлетит на недосягаемую высоту – куда-то туда, где его не сможет достать, например, прокажённая версия откровенно схалтурившего Дэвида Линча. «Дюна. Часть вторая» снята так, что просто обречена стать мгновенной классикой. Это экранизация такого уровня, на которую не дерзнёт покуситься ни один религиозный фанатик или обдолбанный спайсом мутант, чего уж говорить о благоразумных людях. В своё время нечто подобное провернул с текстами Толкина Питер Джексон, теперь посчастливилось рукописям Фрэнка Герберта. На нашем веку мы рискуем больше никогда не получить новое кинопрочтение этой фантастической классики. Но опечалит ли это хоть кого-то? Едва ли.


Игорь Талалаев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 121 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio