Жизнь Натальи Кустовой удалась – она молода, красива и при деньгах. Вот только почки ни к чёрту. Но не беда: у неё есть целых 3 месяца, чтобы найти подходящего донора. Что может пойти не так?
ПОЧКА. 1 СЕЗОН
2022, Россия, 49 мин.
Жанр: драма, комедия
Количество серий: 10
Режиссёр: Мария Шульгина
В ролях: Любовь Аксёнова, Николай Фоменко, Антон Филипенко, Ирина Розанова, Алексей Розин, Дмитрий Лысенков, Степан Девонин, Дмитрий Пеньков
По факту, разумеется, не так идёт абсолютно всё. Иначе сериал на такую острую тему не был бы снят. Если кто не в курсе (а обычно не в курсе примерно все ровно до той поры, пока это вдруг не становится жизненно необходимым), в России действует закон, который запрещает кому попало быть донором. Т.е. вы не можете просто взять и купить орган у незнакомого или знакомого человека, который на это согласен. Донором может быть только кровный родственник. И если это кажется абсурдным или хочется кричать «Ох уж эта проклятая Рашка и антинародная власть, опять всё не как у людей!», то успокойтесь. На самом деле закон очень даже продуманный, гуманистичный и стоит на страже граждан. Не будь его, уже давно люди продавали бы органы за долги, из-за ставок на спорт или просто на ящик водки. Обмануть и склонить взять, например, кредит какого-то несознательного человека очень легко – и то же самое было бы с изъятием органов. У нас бы тут вообще чёртова антиутопия наступила в стиле «Потрошителей». Ох, коллекторы бы разгулялись!
Ок, с посторонними людьми понятно, но почему же муж или жена не годятся в доноры? А это обычный предохранитель, закрывающий юридическую лазейку в законе. Благодаря ему не получится экстренно оформить фиктивный брак лишь с целью получения от человека органа. Разумеется, никуда не денутся «чёрные» трансплантологи, но выйти на них не так просто, риск огромный, а деньги потребуются вполне сравнимые с теми, что уйдут на операцию за рубежом (там вам пересадят органы от любой собаки). Так что при наличии денег – вэлкам в Германию, Хорватию, ну или Индию. Но если не хотите, чтобы перед операцией хирург мыл руки в луже, то лучше всё-таки в Германию или Хорватию.
Собственно, предыдущие два абзаца уже достаточно наглядно показывают проблематику сериала «Почка». Главная героиня, получившая смертельный диагноз, очень быстро понимает, что стоять в очереди и ждать пока расшибётся очередной мотоциклист, которого затем разрежут на органы, можно очень долго, а этого «очень долго» у неё нет. Так что почку нужно искать самой. Благо, у Натальи большая семья – что весьма удобно для сериального формата и позволяет обыгрывать самые разные ситуации. Потенциальных доноров много, но с каждым из них главная героиня оборвала отношения и вынуждена налаживать связи с нуля или даже «из минуса».
Семья Кустовых это своего рода маленький срез современной России, не очень приглядный, несколько притянутый за уши, но в общем и целом всем нам знакомый и потому не кажущийся откровенно искусственным. Хотя некоторая карикатурность, конечно, присутствует. Судите сами: отца нет, мать-алкоголичка, старший сын священник, старшая дочь школьная учительница, младший сын игроман и уже получает на свою голову первую уголовку, младшая дочь коррумпированная чиновница. Ну прямо паноптикум, на любой вкус и цвет! Тут вам и неполная семья, и проблемы с алкоголем и азартными играми, и духовенство, и бюджетники, и вороватые чиновники. Буквально все пороки нашего общества, ну разве что кроме ментов и проституток, собраны, есть по чему проехаться!
ПЕРСОНАЖИ
Наталья (Любовь Аксёнова)
Инспектор пожарной охраны с зашкаливающим ЧСВ. Самовлюблённая эгоистка, любительница вымогать взятки и тусить. Изменяет мужу с кем попало, употребляет алкоголь не в меру, постоянно курит и матерится. По натуре аферистка (начала ещё давно, с переоформления квартиры бабушки на себя), характер стойкий, нордический. Благодаря погонам привыкла открывать любую дверь чуть ли не ногой. Считает окружающих расходным материалом и думает, что любого можно купить. 305-я в очереди на получение почки.
Антон (Антон Филипенко)
Муж Наташи, работающий в пожарной бригаде огнеборцем. Несмотря на весьма героическую профессию и накачанное тело (его он накачал, кажется, специально для жены), не отличается особой мужественностью. Подкаблучник, который не счастлив в браке, легко поддаётся манипуляциям. Хозяин своего слова (в стиле «захотел – дал, захотел – взял обратно»). Трусоватый тип с бегающими глазками. Говоря по-пацански, просто какой-то додик. Почку вроде бы и готов отдать, но как-то боязно.
Ирина (Ирина Бякова)
Мать Наташи, в одиночестве кое-как воспитавшая четверых детей. Получилось у неё примерно «серединка на половинку» – старшие ещё выглядят нормально, но младшие явно оказываются асоциальными элементами. Давным-давно пристрастилась к алкоголю и трезвой практически не бывает. К счастью для Натальи, для пересадки требуется почка, а не печень, так что в теории мать может помочь. Но не видит в этом необходимости. Лучше, например, переехать в село Кошки в Самарской области, природа там красивая.
Сергей (Дмитрий Лысенков)
Брат Наташи, священник. С виду успешный. Обычный священник, а не какая-то толстая пародия на священнослужителя. В аморальных деяниях не замечен, но поступить по-христиански и спасти сестру всё-таки не спешит. В глубине души обижен на Наташу, считает её грешницей и не верит, что та раскаивается в своих аморальных поступках. Собственное равнодушие к её судьбе оправдывает тем, что «на всё воля Божия». Почку не даёт, потому что «это испытание тебе дал Господь».
Елена (Янина Лакоба)
Сестра Наташи, школьная учительница и обманутая дольщица. Вид: бюджетница обыкновенная. Мать-одиночка, воспитывающая маленького сына. Слабовольная, тихая, побитая жизнью, невзрачная – полный антипод своей яркой младшей сестры. Единственное, что их роднит – госслужба, но Елена выбрала такую работу, что взятки собирать не получается; наоборот, она рада давать детям больше времени, чем требуется, но этого не ценят родители учеников. Почку не даёт, потому что Наташа вообще оборзевшая, хрен ей.
Виталик (Сергей Двойников)
Брат Наташи, росший уже откровенно сорняком. Не отличается большим словарным запасом или какими-то талантами, кроме разве что умения влипать в неприятности. Пристрастился к ставкам на спорт, набрал кредитов, попытался (неудачно) стать закладчиком наркотиков
(не делайте так, – прим.ред.). Любитель мутных стартапов, «схем» и разводов. Почку дать как бы и не против, но у него она, кажется, всего одна, да и он уже находится в СИЗО, а скоро и вовсе «отъедет» в места не столь отдалённые года эдак на четыре.
Леонид Сергеевич (Николая Фоменко)
Отец Наташи, которого все долгое время считали мёртвым. Весьма состоятельный человек, который от Ирины ушёл к другой женщине, после чего повторил этот номер на бис. Балагур, «типичный Фоменко», падок на женский пол, причём любит тех, что помоложе. Кажется, подсознательно переживает за демографическую обстановку в стране и поэтому весьма охотно размножается, вот только детей не особо-то любит и даже не помнит их имена. Почку дочери отдать – легко! Но разводить лошадей любит даже больше, чем заводить детей.
Конечно, главная героиня и звезда всего проекта тут красавица Любовь Аксёнова, которая получила роль даже без прослушивания. И актриса доказывает, что попала в проект не за красивые глаза, а действительно играет весьма противоречивую личность, к которой сложно испытывать сочувствие, особенно поначалу. Широкими мазками Любовь рисует Наталью Кустову нечистой на руку хамкой, которой все вокруг должны. Привыкшая к статусу хозяйки жизни Наталья довольно драматично спускается с небес на землю и пытается сломать или обойти систему, раз за разом набивая всё новые шишки, за чем весьма увлекательно наблюдать.
Несмотря на описание персонажей выше, в «Почке» нет особой чернухи, а авторы «проезжаются» по проблемным точкам Кустовых иногда с иронией, иногда с сарказмом, но всегда с лёгкой улыбкой. В полной мере проникнуться трагедией Натальи не получается из-за её высокомерия, а потому каждое препятствие на её пути вызывает не разочарование, а даже некоторое чувство удовлетворения – вот, вот она, расплата за твои грехи! Сама виновата, всё сама, заслужила! Некоторую ментальную и моральную трансформацию героиня, конечно, пройдёт, да и постепенно даже к такой дурной девушке зритель привыкает, так что начинает ей сопереживать, но всё-таки сериал вызывает больше ощущение азарта. Да, героиню жалко, как и любого человека, но куда важнее и интереснее – что же она ещё придумает, чтобы спастись? И что же её в очередной раз обломает?
Получается такой авантюристский сериал на остросоциальную тему с чёрным юмором. Формат сам по себе достаточно любопытный, но в актив «Почки» можно занести не только качественный сценарий, но и приятную актёрскую игру, а также неожиданное музыкальное сопровождение. Без современной клубной и танцевальной музыки не обошлось, но в основном в колонках играет Шуберт, Верди, Моцарт, Бах, Вивальди, Бетховен, Чайковский… Нестандартный и, чего уж там, весьма нестыдный подбор композиций, который решает сразу несколько задач. Во-первых, позволяет вывести довольно приземлённую историю на более высокий драматический уровень. Во-вторых, в некоторых ситуациях добавляет комических ноток. В-третьих, демонстрирует хороший вкус режиссёра. В-четвёртых, звучат классики лучше, чем попса. Ну а в-пятых, мёртвым классикам, с отличие от живых исполнителей, не нужно платить за использование их музыки. И стильно, и экономно вышло – мотайте на ус, конкуренты!
В общем, получился весьма приятный старт для оригинального шоу канала KION, который выезжает не просто за счёт исполнительницы главной роли, но хорош сразу в нескольких аспектах. Но всё-таки за Любовь Аксёнову отдельное спасибо. И ещё одна благодарность за то, что тут ей было что играть, а не просто демонстрировать фигуру в красном платье. После просмотра первого сезона, показывающего, что как минимум на один бескорыстный поступок Наталья способна, остаётся лишь один вопрос: Аксёнова действительно не умеет танцевать или же таким образом достигался комический эффект?
Игорь Талалаев