В новом сериале от Apple мечта работодателей о том, чтобы сотрудники на рабочем месте не отвлекались на личные проблемы, встречается с мечтой работников выкинуть из головы мысли о работе.
РАЗДЕЛЕНИЕ. 1 СЕЗОН (SEVERANCE. SEASON 1)
2022, США, 55 мин.
Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
Количество серий: 9
Режиссеры: Бен Стиллер, Ифа Макардл
В ролях: Адам Скотт, Зак Черри, Бриттни Лоуэр, Трэмелл Тиллман, Джен Таллок, Дичен Лакмэн, Майкл Чернус, Джон Туртурро, Кристофер Уокен
Что делает человека человеком? Столь философский вопрос является лейтмотивом нового сериала под названием «Разделение» от, внезапно, Бена Стиллера. Далеко не комедия, а скорее научно-фантастическая психодрама, преследующая идеи «Чёрного зеркала» – здесь вам чуть ли не сериал «Офис» с привкусом экзистенциального кошмара. То, что начинается как корпоративная сатира, в какой-то момент превращается в мечту Франца Кафки: извилистое, герметичное повествование уравновешивается интересными персонажами и запутанным сюжетом. Немудрено, что за скромный первый сезон из 9 серий местных тайн раскрыли не так уж и много.
Марк – обычный человек, бывший профессор истории, который потерял жену в автокатастрофе и устраивается в крупную компанию Lumon Industries. Компания предлагает своим сотрудникам процедуру под названием «разделение» («severance» означает также «выходное пособие»): путём вживления имплантата в мозг оттеняются лишние воспоминания. Таким образом человек раздваивается – на работе сотрудник сконцентрирован исключительно на задачах, так как ему ничего не остаётся делать без личных воспоминаний, а в личной жизни человек не может сказать, что происходит на рабочем месте и тем самым сохраняет корпоративные секреты. Рабочее «я» Марка ничего не знает о жизни за пределами офиса, в то время как домашнее «я» не помнит, что происходит внутри стен. Данная инновация вызывает ожесточенные споры в обществе, но некоторые индивиды смирились, и помимо Марка несколько его коллег также вполне довольны «разделением». Вскоре в команде появляется женщина Хелли, которая и отказывается от строгих правил работодателя, и даже хочет уволиться – в мире «Разделения» для «внутренних я» это, можно сказать, означает полное стирание и смерти подобно.
Холодная, почти анахроничная эстетика шоу (заставляющая добрым словом вспомнить Стэнли Кубрика) является сильной стороной шоу. Марк и его коллеги пользуются старомодными компьютерами, чтобы заработать дешёвые радости вроде «музыкального/танцевального номера». Этот бюрократизм и канцеляризм также вызывает чувство deja vu. Неприятные люди в костюмах мышиного цвета, а также откровенно зловещие факты вроде вездесущего «безопасника» или отсутствие желания попасть в так называемую «комнату отдыха», навевают дурные ассоциации с реальной жизнью. Ворлдбилдинг в сериале отнюдь не бездумный, и пускай действие здесь довольно ограниченное, его всё равно используют по максимуму. Это позволяет раскрыться содержанию сильнее – по мере самоосознания Марка (что его рабочей личности, что внешнего «я» – «аути», «внешника») эпизоды становятся всё более напряженными, а тон от научной фантастики и сатиры переходит к остросюжетному триллеру о заговорах.
Так или иначе, концепция развивается неожиданным и захватывающим образом. Сюжетные повороты обоснованы и сценарий, местами довольно запутанный, никогда не допускает прогиб повествования, тем более, что актёры постоянно заставляют находиться в контакте с их персонажами. Адам Скотт, например, сыграл сразу двух Марков – их трудно отличить, однако, это, возможно, и передано верно. Джон Туртурро и Кристофер Уокен получают свою общую сюжетную арку: она странная, но, наверное, что-то подобное и следовало ожидать. А ещё есть Патриша Аркетт в роли условной злодейки.
Сия тёмная драма будет иметь большое значение для тех зрителей, что работают в крупных корпорациях, или для тех, кто регулярно задаётся вопросами баланса между работой и личной жизнью. Поначалу умопомрачительная предпосылка «Разделения» заставляет недоуменно почесать затылок из-за градуса бреда, но к середине первого сезона становится ясно: если Лимб существует, то он может быть только таким (и, наверное, все работающие 5/2 люди в нём так или иначе застряли). Перспектива ужаса воскресной ночи после просмотра «Разделения» только усиливается, а вопросы (возможно, что прежде всего к самому себе) продолжают сыпаться. Антискептический тон с нотками «Вечного сияния чистого разума» может отпугнуть непривыкших к медленному темпу зрителей, но одно точно можно сказать – премьеру второго сезона «Разделения» прожжённые поклонники сериалов будут ждать с придыханием.
Егор Рябцев