Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Худший человек на свете
Автор: Антон СмирновДата: 20.03.2022 10:20
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ХУДШИЙ ЧЕЛОВЕК НА СВЕТЕ (VERDENS VERSTE MENNESKE)
2021, Норвегия-Франция-Швеция-Дания, 128 мин.
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссёр: Йоаким Триер
В ролях: Ренате Реинсве, Андерс Даниелсен Лье, Херберт Нордрам, Мария Грация Ди Мео, Миа МакГоверн Дзаини, Ганс Олав Бреннер


Юли – очаровательная девушка, правда, она совершенно не знает, что ей делать со своей жизнью. Решив, что медицина будет единственной областью, где станут востребованы её знания и высокие оценки, она подаётся в хирургию, но тут же бросает, поскольку считает, что там всё скучно и механистично. Вроде её тянет в психологию, но затем Юли внезапно понимает, что она визуал и потому решает освоить искусство фотографа. И вот ей уже 30 и всё заканчивается работой в книжном магазине и обильными тусовками, на одной из которых она знакомится с 44-летним Акселем, художником комиксов. Они влюбляются, сходятся, съезжаются и начинают посещать дружеские вечеринки, пока однажды Юли вновь не задумается – действительно ли это та жизнь, которая ей нужна?

Очень часто портреты поколений рассматриваются с сугубо критической точки зрения, а исследователи любят либо подводить какие-то показательные итоги, либо читать мораль. К счастью, режиссёр Йоаким Триер («Громче, чем бомбы», «Тельма») этим не занимается, предлагая всего лишь взглянуть со стороны на поколение миллениалов беспристрастным взглядом и постараться понять, чем живут современные тридцатилетние, в итоге сняв, возможно, лучшую картину в своей кинобиографии. Для этого он разбивает повествование на главы с прологом и эпилогом, подходя к проблематике с выдумкой и эмпатией, не зацикливаясь на каком-то одном стилистическом решении – таким образом, мамблкор у него чередуется с фантасмагорией (убойный психодел в сцене глюков Юли и чудеснейший поэтический эпизод, когда девушка мчится навстречу долгожданному поцелую через замершие во времени городские улицы), а язвительная комедия оборачивается нешуточной драмой.

Центральная ось, вокруг которой выстраивается конфликт, обеспечивающий взаимодействие главной героини со всеми остальными героями, в картине есть – это вопрос семьи. Триер очень точно проводит параллели между старыми поколениями, в частности, бабушками/прабабушками Юли, у которых с формированием новой ячейки общества всё складывалось более чем прозаично, и современным инфантилизмом, когда широта выбора, обилие возможностей и полная свобода ставят в настоящий тупик, пугая ответственностью и какими бы то ни было сковывающими рамками. Как следствие, это либо профессия баристы, официанта или продавца книг, когда тебе за 30, либо постоянный поиск нового партнёра, когда в прежнем начинают вскрываться какие-либо недостатки, впрочем, довольно быстро обнаруживаемые и в новом объекте желания. Ну а если вторая половина вдруг включит какой-то прессинг со своей стороны и начнёт требовать определённых действий ради обозначения чёткого статуса в отношениях, то в голове тут же вспыхивает надпись «караул, бежать» и беготня по кругу начинается заново.

Как постановщик Триер, опять же, не берётся никого судить – и это правильно. Тонкой, ненавязчивой ниточкой через весь сюжет у него проходит верная мысль, озвученная ещё в пьесе Александра Володина «Старшая сестра»: «Дядя, оставьте её, она разберется сама. Мы всё равно не можем жить по-вашему. Мы не умеем, у нас не получается». Юли, превосходно сыгранная исключительно обаятельной и по-настоящему талантливой актрисой Ренате Реинсве (между прочим, сполна заслужившей приз минувшего Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль), должна пройти весь тот путь, который она выбрала сама, начав, как стрекоза в крыловской басне, чтобы затем получить по голове, столкнувшись с действительно трагической ситуацией, которая, в свою очередь, направит её в нужное русло. Взгляд режиссёра на поколенческие различия и стремления не придерживается какой-то одной позиции, он проявляет и сочувствие, и лёгкую зависть к ушедшей беззаботной молодости, и преподносит огромную свободу выбора как не слишком позитивный факт, оборачивая дар бесконечных возможностей чуть ли не проклятием.

Юли – вовсе не плохой человек, она не стремится никого намеренно обидеть, подвести или вероломно предать. Всё, что ей на данный момент нужно, это поймать свою волну и не провалиться в экзистенциальную пропасть, поскольку намеренно выбранное одиночество может подзатянуться, а за неверно принятые решения рано или поздно придётся горько поплатиться. В связи с этим нельзя обвинять финал в слащавости, мелодраматизме или каких-то манипуляциях – это всего лишь урок для некоторых людей, без которого невозможно дальнейшее формирование себя. Ведь самое важное, что пытается сообщить Триер: совершать ошибки, искать себя, учиться на собственном опыте или не понимать, чего ты хочешь от своей жизни, это абсолютно естественное явление и рано или поздно человек придёт именно к тому итогу, на какой он надеется подсознательно. Ну а будет он позитивный или печальный – это уже другой вопрос.


Антон Смирнов

В кинотеатрах с 24 марта
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 337 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio