МАЛЕНЬКАЯ МАМА (PETITE MAMAN)
2021, Франция, 72 мин.
Жанр: фэнтези, драма
Режиссёр: Селин Сьямма
В ролях: Жозефин Санс, Габриэль Санс, Нина Мерисс, Стефан Варюпен, Марго Абаскаль, Флорес Кардо
У маленькой Нелли умирает любимая бабушка. Вместе с родителями девочка приезжает в бабушкин дом, чтобы помочь его освободить и, пока её мама Марион горюет об утрате, Нелли исследует окрестности. Как-то раз, гуляя по лесу, она встречает свою ровесницу – причем точь-в-точь похожую на себя, к тому же знакомство случается как раз в тот самый момент, когда мама Нелли куда-то исчезает. По странному стечению обстоятельств новую подругу тоже зовут Марион и Нелли вскоре поймет, что попала в странную временную петлю, отбросившую события на 25 лет назад.
Исследование переживаний детьми серьёзных проблем – это всегда богатая почва для творчества, поскольку ювенильное подсознание имеет весьма разнообразные способы защиты от психологических травм, на чем можно построить не один увлекательный и глубокий сюжет. Создательница фестивального хита «Портрет девушки в огне» Селин Сьямма придумала любопытную концепцию – поместить мать и дочь в одну вселенную, причём на одинаковом возрастном уровне, дабы компенсировать потребность ребенка в сближении с родительницей, замкнувшейся в своём горе и не делившейся детскими воспоминаниями. Идея превосходная, однако, на поверку она оказалась куда перспективнее на стадии задумки, нежели в реализации.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-petite_maman_2_r.jpg)
Ещё в своей дебютной картине, подростковой драме «Водяные лилии», Сьямма продемонстрировала любовь к исключительно аскетичному киноязыку, предпочитая минимум слов, проявления эмоций и событийной насыщенности. Наверное, в каких-то определённых сюжетах этот приём сработает, но «Маленькая мама» настойчиво требует тепла, душевности и актёрских откровений, которые, увы, Сьямма предложить не в силах. Плюс картины заключён в том, что ей не требуются большие бюджеты – постановщица легко создаёт уютную домашнюю атмосферу всего лишь парой интерьеров, красивым осенним лесом и активно взаимодействует с личными зрительскими воспоминаниями о беззаботном детстве, отчего картина в своей неамбициозности пытается честно выглядеть настоящей. Но с головой окунуться в ею же заданные глубины у Сьямма не получается в силу чрезмерно отстранённого, холодного нарратива, из-за чего довольно короткий фильм (72 минуты) кажется безумно скучным, почти бесконечным и, что самое неприятное, оставляющим почти полностью равнодушным.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-petite_maman_3_r.jpg)
Основной груз ответственности здесь лежал на хрупких детских плечах, поскольку именно от эмоций и реакций маленьких героинь всё и зависело, но близняшки Жозефин и Габриэль Санс играют удручающе деревянно, почти ни разу не меняя выражение лиц, на которых не дрогнет ни один мускул – зато Сьямма красиво расставляет их по кадру. Девочки становятся самими собой (то есть обычными, веселыми и беззаботными детьми) лишь в эпизодах, где им предстоит играть вдвоем или заниматься какой-то общей ерундой, стоит же повествованию переключиться на серьёзные сцены с «умными» диалогами и бац – их лица вновь выглядят пластмассовыми и скованными. Высказаться по теме материнства через задуманную метафору у Сьямма тоже не шибко получается, это, скорее, некая зарисовка о сестринской связи, помноженной на классическую концепцию «воображаемого друга», придуманную ребёнком, чтобы заполнить пустоты в общении и близости с родными. Поэтому лучшими моментами оказываются как раз эпизоды взаимодействия Нелли не с Марион в детстве, а со взрослой мамой, что видно из пролога и финала – моменты, которые действительно наполняются чувствами, переживаниями и провоцируют на желание анализировать происходящее, в отличие от всех остальных показанных событий.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ocenka_3.jpg)
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 21 октября