БОРАТ. ВТОРОЙ ЧАСТЬ (BORAT: GIFT OF PORNOGRAPHIC MONKEY TO VICE PREMIERE MIKHAEL PENCE TO MAKE BENEFIT RECENTLY DIMINISHED NATION OF KAZAKHSTAN)
2020, Великобритания-США, 95 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Джейсон Уолинер
В ролях: Саша Барон Коэн, Мария Бакалова, Том Хэнкс, Дани Попеску, Мануэль Виеру, Мирослав Толь
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-borat_2_11_r.jpg)
Главным источником удовольствия от просмотра любого сегмента «Бората» (или фильма в целом) является наблюдение за тем, как «нормальные» люди, попавшие в непривычные для них ситуации, пытаются выбраться из столь затруднительных обстоятельств. Первый «Борат» в основном был аполитичным, заинтересованным в разоблачении американского лицемерия. Что ж, как бывает, правда – чуднее вымысла, даже если понятия истины в этом случае попросту не существует. Продолжение, конечно, больше напоминает пропагандистскую кампанию в поддержку Байдена, но надо отдать должное: Коэну потребовалось 14 лет, чтобы вернуть Бората на экраны. Осознавая, что этот персонаж стал жертвой собственного успеха и более не мог дурачить людей, в сиквеле казахского репортера эксгумируют со всем возможным цинизмом: он получил развитие в правильном направлении и не является слепой копией оригинала; всё же в сиквеле добавили интересные, актуальные для современного мира идеи.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-borat_2_2_r.jpg)
«Борат 2» не такой свежий, но этого следовало ожидать. Сама концепция потеряла оригинальность. Чтобы это компенсировать, Коэн нацелился на более крупные цели для своей фирменной сатиры: президент Трамп, его окружение и их политика. В данном случае в сиквеле «Бората» большую роль играет монтаж. Лучшими сценами по-прежнему остаются те, в которых Борат взаимодействует с американскими обывателями: пластическим хирургом, сторонниками республиканской партии, каким-то реднековским быдлом. Да, казахский репортёр поёт песни о том, как хорошо устроить Обаме уханьский грипп, весьма фривольно танцует со своей экранной дочкой, а также переодевается в карикатурного еврея и посещает синагогу.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-borat_2_3_r.jpg)
История, в той мере, в которой она имеет значения для подобного рода провокационных фильмов, на самом деле не очень-то и важна. Проведя более десяти лет в ГУЛАГе, Борат Сагдиев освобождён при условии, что вновь поедет в США и вручит взятку Майку Пенсу в виде обезьянки. Шимпанзе, увы, умирает по пути из Казахстана в США. Планы вождей меняются, а сам Борат решает преподнести Пенсу в дар свою пятнадцатилетнюю дочь. Дочка же впитывает идеи феминизма и свободы и совершает святотатство – более не считает себя собственностью своего отца!
В связи со своим провокационным содержанием, сиквел «Бората» вызывал большой интерес СМИ, однако, если честно, скандального материала тут поменьше, чем в первой части. Похоже, многие реальные участники выходок Бората были в этот раз сбиты с толку и пытались успокоить визави. То есть фальшивый казахский журналист вызывал у них презрение, при этом «засланных казачков» сразу можно заметить: опять же, по их реакции на чудачества протагониста или его дочери.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-borat_2_4_r.jpg)
С другой стороны, если рассматривать «Борат 2» как художественный фильм, то, как и в оригинале, здесь использован приём чужака вне своей среды, чтобы подчеркнуть культурные нормы американцев. В этот раз темы более табуированные: расизм и бытовое женоненавистничество. Коэн собирается расправиться с ними отнюдь не тонким образом, а с помощью кувалды сатиры. Борат обнажает свои недостатки и, несмотря на то, что Сагдиев так относится к своей дочке, этот художественный приём позволяет раскрыться его собеседникам, пускай временами и «виртуальным». «Борат 2» временами забавный, но чаще всего неудобный именно от осознания того, в какой реальности мы живем. Как политическая сатира же сиквел «Бората» выглядит проектом скорее случайным, но стоит сценарию проехаться по администрации Трампа, как он делает это с удовольствием.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-borat_2_5_r.jpg)
«Нраица», как сказал бы сам Борат – фильм мрачный, но всё же веселый, по-хорошему грубый и, как ни странно, являет собой нечто большее. Смелая и дискомфортная, сардоническая комедия вновь вскрывает ядовитую смесь высокомерия и невежества Америки (да и, наверное, любого современного социума в целом), поэтому вполне уместно, что самый «известный» репорт Казахстана вновь вышел на связь именно в 2020-м: во времена разногласия, уверенно шагающей толерантности (на грани с фашизмом) и, само собой, печальной пандемии. Взгляните на новости реального мира: немудрено, что в этом абсурде в другом мире, т.е. мире искусства, нашлось место такой персоне как Борат. Взгляд на деяния этого эксцентричного человека представляет собой этакий идеологический тест Роршаха: в контексте «жизни белого человека» он вызывает шок, отвращение, смех, но стоит отметить – эпоха эта закончится не скоро. Эх, не Борат ты мне!
Егор Рябцев