ОФИЦЕР И ШПИОН (J'ACCUSE)
2019, Франция-Италия, 132 мин.
Жанр: триллер, драма, история
Режиссёр: Роман Полански
В ролях: Жан Дюжарден, Луи Гаррель, Эмманюэль Сенье, Грегори Гадебуа, Эрве Пьер, Владимир Иорданов, Дидье Сандр
Французский офицер и этнический еврей Альфред Дрейфус печально прославился на всю страну благодаря так называемому «Делу Дрейфуса» – судебному процессу, имевшему место в декабре 1894 года и повлекшему за собой огромный социальный конфликт. Неприятности этого человека начались в том же году, когда в Генштабе был обнаружен изобличающий Дрейфуса документ: записка, переданная вместе с секретными бумагами немецкому атташе в Париже, была написана почерком Дрейфуса и свидетельствовала о передаче важных сведений вероятному противнику. Разумеется, офицера унизительно разжаловали на публике и быстро отправили в тюрьму на Чёртов остров, хотя своей вины он не признал. И лишь полковник Пикар, умеренный антисемит и большой педант, начал подозревать неладное, поскольку обнаружил, что улик, свидетельствующих о стопроцентной причастности Дрейфуса к преступлению, явно недостаточно. Вот только агрессивно настроенное против евреев общество вряд ли горит желанием провести тщательное расследование и оправдать невиновного.
В самом деле, кто ещё, кроме Романа Полански мог взяться за тему массовой травли с большей скрупулёзностью? Пока Квентин Тарантино заставляет весь мир вспоминать трагедию режиссёра, потерявшего беременную супругу, 86-летний мэтр до сих пор остаётся объектом гонений из-за секс-скандалов, особенно обострившихся в эпоху обличительных движений #MeToo. После включения «Офицера и шпиона» в программу Венецианского кинофестиваля его администрацию атаковали взбешённые феминистки, а председательница жюри Лукресия Мартель вообще открыто заявила, что не собирается заниматься отделением человека от искусства и на чествовании фильма присутствовать не будет. Тем не менее, это не помешало картине завоевать 4 приза в Венеции, и, хотя ленту сложно назвать одним из шедевров постановщика, внимания она определённо заслуживает.
После небольшого творческого затишья и насквозь неудачного, снятого будто для галочки триллера «Основано на реальных событиях» Полански выдал тщательно выверенную, продуманную и очень детальную работу, поставив её в жанре кабинетного детектива. Как это часто бывает у многих постановщиков, сталкивающихся с предельно болезненным для них материалом, «Офицер и шпион» подаёт события с минимумом эмоциональности и максимумом внимания к фактам дела, без существенных отвлечений, нарочито беспристрастно и даже чопорно. С одной стороны, это становится небольшим минусом, поскольку 85% действия занимают резкие, но холодноватые и неспешные словесные дуэли и сличения почерков на фоне геометрически острых, порой почти искусственно-театральных композиций кадра, что превращает фильм в довольно серьёзное испытание для публики, жаждущей динамики триллера и накала страстей судебных драм. Но с другой это позволяет продемонстрировать умение режиссёра вдумчиво, без лишних отвлечений собрать вместе кучу важных нюансов и постараться увлечь психологическими стычками, в которых умеренный антисемит Пикар постепенно развивает эмпатию, добивается истины и полностью отрицает преследование человека без убедительных доказательств его вины.
Хотя в российском прокате фильм получил название, аналогичное роману Роберта Харриса, по которому и был поставлен, в оригинале он именуется «Я обвиняю», в честь знаменитого памфлета Эмиля Золя 1898 года, чем больше соответствует заложенным в него смыслам и целям. Основной объект обвинения Полански – развитое, думающее и цивилизованное общество, которое часто руководствуется стадным чувством и первобытными инстинктами, натренированное личной неприязнью и с удовольствием готовое пустить её в дело, забыв про здравый смысл, христианское всепрощение и любовь к ближнему. Самое страшное в этом обществе – не судьба одного конкретно взятого Дрейфуса, а полный крах всех надежд на справедливость и стремительно умирающий гуманизм, когда истина превращается в ненужный рудимент. Тем самым «Офицер и шпион» при всей своей холодности и академичной официальности идёт дальше недавнего «Дела Ричарда Джуэлла», в котором слабовато выписанные персонажи и ситуации лишь обрисовывали проблему огульного обвинения – ведь Полански открыто заявляет: именно из таких вот процессов над Дрейфусом и рождается нацизм.
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 6 февраля