Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Рождество на двоих
Автор: С.Прудников, А.ИвахноваДата: 16.12.2019 21:43
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

РОЖДЕСТВО НА ДВОИХ (LAST CHRISTMAS),
2019, США-Великобритания, 103 мин.
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссёр: Пол Фиг
В ролях: Эмилия Кларк, Генри Голдинг, Мишель Йео, Эмма Томпсон, Ребекка Рут, Лидия Леонард, Пэтти ЛюПон

МНЕНИЕ «ЗА»



Пол Фиг – режиссер, чьё имя знает, пожалуй, каждый, кто периодически выбирается в кино на ромкомы. Это он ответственен за большую часть «дамских» картин уходящего десятилетия вроде «Девичника в Вегасе», «Копов в юбках», «Шпиона» или неудачного в коммерческом плане женского ребута «Охотников за привидениями». За Фигом давно уже закрепилась слава главного феминиста Голливуда, снимающего картины о женщинах и для женщин. Стиль картин Фига довольно узнаваем, он предпочитает работать с одними и теми же актёрами – Роуз Бирн, Кристен Уиг, Мелисса МакКарти частые гости в его комедиях. Однако в свою новую романтическую мелодраму Фиг не привлёк ни одну из своих муз, отдав предпочтение британцам и поддавшись влиянию уважаемой Эммы Томпсон, ответственной за сценарий картины.

В центре истории обыкновенная современная девушка Кейт (Эмилия Кларк), выходец из семьи югославских беженцев, ныне обитающих в многонациональном Лондоне. Кейт всегда мечтала быть певицей, но жизнь распорядилась так, что героиня работает эльфом-продавцом в рождественском магазине со строгой хозяйкой-китаянкой (Мишель Йео). Когда вокруг постоянно Рождество, трудно не проникнуться духом этого праздника, но Кейт нет до него никакого дела – она саркастична, своенравна, много пьёт и избегает собственной семьи, в частности деспотичную гиперопекающую мать (Эмма Томпсон). Кажется, что жизнь Кейт – череда сплошных провалов, из-за которых у девушки не складывается ни карьера, ни личная жизнь. Но однажды героиня знакомится с очаровательным и странным незнакомцем Томом (Генри Голдинг), и Рождество начинает расцветать новыми красками.

Сценарий «Рождества на двоих», которое в оригинале всё-таки называется «Последнее Рождество», был вдохновлён одноимённой популярной песней группы Wham!, участником которой был ныне покойный Джордж Майкл. Создание фильмов вокруг песен – явление не новое, чего стоят две части киномюзикла «Mamma Mia!», но в случае картины Фига знаменитая песня скорее задаёт общее настроение истории и выдаёт некоторые незначительные спойлеры к её центральной завязке. В остальном это праздничная и жизнеутверждающая картина с приятными главными героями, понятной моралью и актуальной для современного мультинационального общества повесткой.

Для Великобритании, страдающей в последние годы от засилья мигрантов, этот вопрос уже очень давно стоит довольно остро. Так и в сюжете проблеме национальных меньшинств отводится едва ли не центральная роль. Кэйт и ее семья – типичные переселенцы, которые обосновались в приютившей их Великобритании, сбежав от гражданской войны в родной Югославии. Это люди, пытающиеся сохранить свою национальную самоидентичность в условиях крупного мегаполиса, где по одним улицам ходят такие же мигранты из других стран. И если сама Кейт успешно ассимилировалась, демонстративно пренебрегая именем Катарина, данным ей при рождении, то её родители оказались жертвами эмиграции, потерявшими как карьеру, так и какие бы то ни было связи. Эмма Томпсон здесь с воодушевлением отыгрывает чудаковатую, но заботливую мать, для которой на первом месте стоит благополучие её дочерей.

Но главным украшением фильма, несомненно, является Эмилия Кларк, на которую образ обычной лондонской девчонки-неудачницы сел как влитой. Кларк здесь просто светится задором, и к финалу заряжает праздничным настроением похлеще новогодней ёлки. Она не боится казаться смешной, и многие её выходки и провалы на протяжении фильма действительно выглядят забавно. Удачно подобран и партнер Кларк – Генри Голдинг не производит впечатление смазливого героя-любовника, подкупая каким-то неуловимым шармом и чудачествами, которые не понимает и главная героиня. Но именно благодаря чудачествам и способности подмечать крошечные чудеса в повседневности герой Голдинга оказывает благотворное влияние на Кейт, вынуждая её переосмыслить собственную жизнь.

«Рождество на двоих» не типичная романтическая комедия под Рождество, какими славится, например, канал Hallmark. Главная героиня не претендует на звание современной Бриджет Джонс, она просто такая, какая есть, со всеми своими достоинствами и недостатками, живая и искренняя. Едва ли то-то сделает Кейт своей ролевой моделью, но при этом очень многие в ней узнают себя.

Но самое ценное в рождественской ленте Фига, пожалуй, то, как по-доброму здесь преподносится проблематика многонационального Лондона, когда самые разные люди, говорящие на разных языках, исповедующие разные религии оказываются едины перед атмосферой и чудесами католического Рождества. Картина Фига в этом аспекте выступает этаким праздничным манифестом против расизма, но обходится без громких политических лозунгов.

Разумеется, большинство из нас под Новый год предпочтут пересмотреть «Один дома» или «Иронию судьбы», тут уже вопрос личных традиций, вкуса и предпочтений, но стоит дать картине Пола Фига шанс завоевать место в вашем сердце на эти праздники. В конце концов, обаятельные герои, залитый яркими огнями Лондон и немного волшебства создают прекрасное новогоднее настроение.

Сергей Прудников



МНЕНИЕ «ПРОТИВ»



Когда-то Катарина жила в родной Югославии, солировала в церковном хоре и мечтала стать певицей. Но случилась война, семье пришлось бросить всё, что нажито непосильным трудом, и бежать из страны. С тех пор всё идёт не так. Отцу пришлось оставить блестящую карьеру и теперь он работает таксистом. Мать немного съехала с катушек на почве страха за родных и сводит с ума мужа и дочерей своей тягой к тотальному контролю. Сестра сломала себе жизнь полезной, денежной, но совершенно неинтересной профессией. А саму Катарину можно смело поместить в палату мер и весов как эталонную неудачницу. Поёт она только на прослушиваниях, как одно заканчивающихся провалом, жить ей негде, так что приходится кочевать от приятеля к приятелю, работа в магазине рождественских декораций заставляет круглогодично ненавидеть все праздники оптом, и остаётся лишь заливать тоску горячительным и вечерами искать случайной ласки у таких же завсегдатаев пабов как и она сама. Но, как это принято в романтических комедиях, вдруг всё меняется. Однажды, в промежутках между попытками справиться с похмельем, Кейт замечает на улице симпатичного азиата, с интересом смотрящего куда-то вверх. Нечаянное любопытство оборачивается приятным знакомством, грозящим превратиться во что-то большее, и у героини, кажется, появляется шанс жить той жизнью, о которой она мечтала в детстве.

Зрителям из России стоит поблагодарить локализаторов за то, что постарались сохранить интригу, ведь для тех, кто знает оригинальное название картины и хоть раз слышал мегапопулярную одноимённую песню, вдохновившую Эмму Томпсон на написание сценария, финальный твист станет очевиден сразу же. Под кодовым именем «Рождество на двоих» фильм ещё может попритворяться непредсказуемым, хотя на любом языке в итоге он оказывается просто откровенно плохо написанным и плохо снятым. Авторам определённо удалось совершить новогоднее чудо: их детище смело может побороться за приз самой бездарной рождественской комедии за всю историю кинематографа. Узнаваемые мелодии и заманчиво поблёскивающий праздничными гирляндами Лондон не в силах справиться со всей мощью пошлости и безвкусицы, которую привнесли в картину сценарист и режиссёр. И если от Пола Фига, снявшего «Девичник в Вегасе» и псевдофеминистских «Охотников за привидениями» сложно ждать адекватного юмора, то Эмма Томпсон безусловно удивляет отсутствием чувства меры и хоть какой-то эмпатии. А ведь именно она когда-то получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий («Разум и чувства», 1995 год) и десятью годами позже создала чудесную семейную комедию «Моя ужасная няня».

«Рождество на двоих» отчаянно старается одновременно угодить всем возможным категориям потенциальных зрителей, быть непохожим на собратьев по жанру, создавать праздничное настроение и мотивировать немедленно менять жизнь к лучшему. Получается предсказуемо не очень. Сценарист пытается вылепить из главной героини новую Бриджет Джонс, но выходит это крайне посредственно, и даже обаяние Эмилии Кларк не помогает увидеть за картонной Катариной кого-то большего, чем девушку лёгкого поведения в дурацких нарядах. Её история совершенно не трогает, а после «неожиданного» твиста и вовсе раздражает своей нелепостью и глупостью. Остальные персонажи появляются ниоткуда и исчезают в никуда, запоминаясь лишь собственной неуместностью и фальшивостью изображения необходимых режиссёру чувств. При этом ни один из них не вызывает и капли сопереживания, будь то бездомный, лесбиянка, вынужденная скрывать свою ориентацию от родителей, или дауншифтер-неудачник. Они обмениваются какими-то ничего не значащими репликами в духе цитат Паоло Коэльо, преувеличенно эмоционально ссорятся и мирятся, но за всей этой внешней мишурой нескрываемо неинтересны друг другу.

Смешить у создателей картины выходит ещё хуже. «Никогда не шути о том, в чём не разбираешься», произносит один из героев фильма, и как же жаль, что сценарист и режиссёр отказываются прислушиваться к этому совету. Стремление охватить все популярные нынче темы и сделать это легко и иронично выливается в несколько омерзительных сцен, по-настоящему оскорбительных для всех задействованных лиц: и для представителей ЛГБТ, и для феминисток, и для эмигрантов, и для бездомных. Под демонстрируемым сочувствием к беженцам скрывается сложно скрываемое чувство превосходства коренной британки, которой не нужно использовать свой вокальный талант, чтобы собирать милостыню для бомжей, а невозможность выхода из шкафа приравнивается к социально осуждаемому поведению Катарины. Героине Эммы Томпсон явно не повезло: одна дочь одарённая, но шлюха, вторая успешна в карьере, но лесбиянка. И хоть всё заканчивается традиционным для ромкомов хэппи-эндом с неизбежным братанием и примирением, персонажи до последнего не перестают обмениваться колкостями и мимоходом унижать друг друга.

Неуклюже переваливаясь из комедии в драму и наоборот, «Рождество на двоих» с трудом ковыляет к предсказуемому пошленькому финалу. Катарина быстренько камуфлирует предыдущие грехи и грешки максимально примитивным способом, скоренько находит себя, попутно отвечая на вопрос о смысле жизни, и смело шагает в будущее с высоко поднятой головой и широкой улыбкой на лице. Её мать внезапно излечивается от гиперопеки, волшебным образом мгновенно находя общий язык с членами семьи. Всё это происходит на фоне парочки любовных историй (непременно межнациональных, мы помним о повестке дня), симпатичных пейзажей и неизменной песни Last Christmas (специально для тех, кто ещё не понял, в чём тут соль). Отчаянно демонстрируемая инаковость и непохожесть оборачивается социальной приемлемостью и клишированностью, и после титров остаётся только подсознательное недовольство творчеством Джорджа Майкла, павшего жертвой внезапного припадка вдохновения талантливого человека, кажется, наступившего на горло собственной песне в угоду моде и конъюнктуре.

Анастасия Ивахнова

В кинотеатрах с 5 декабря
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 347 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio