НОЧЬ РЫБ (FISH NIGHT)
2019, Platige Image Studio (Польша), 9 мин.
Режиссёр: Дэмиен Ненов
По рассказу Джо Р. Лансдэйла
Короткометражный мультфильм режиссёра польского происхождения Дэмиена Ненова по рассказу Джо Р. Лансдэйла является одновременно одним из самых волшебных, но и, в некотором роде, одним из самых жутковатых в антологии. История отца и сына, странствующих коммивояжёров, которые застряли ночью посреди аризонской пустыни и стали свидетелями невероятного возвращения призраков доисторической фауны Земли, на первый взгляд, производит впечатление захватывающей сказки. В пользу этого говорит и особый стиль анимации, известный как селл-шейдинг, когда трёхмерным объектам придают нарочитый двухмерный вид, и сочные цвета, и общая фабула повествования. Зрителя охватывает тот же самый восторг перед лицом неизведанного, какому поддаётся сын главного героя. Едва ли кто-то устоял бы перед перспективой погрузиться в древний мир, когда он буквально рядом, только руку протяни.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-love_death_robots_12-2_r.jpg)
Однако чарующий сон быстро оборачивается спилберговским кошмаром, когда оказывается, что живность доисторического океана, тени которой по ночам наводняют аризонскую пустыню, способна влиять на материальный мир и даже контактировать с теми, кто слишком увлечётся их созерцанием. Джо Р. Лансдэйл внёс в сюжет некоторый метафорический смысл, демонстрируя столкновение серой прагматичной обыденности с неизведанной мистической изнанкой мира, а Дэмиен Ненов блестяще облёк эту идею в визуальную форму.
На самом деле в «Ночи рыб» нет никаких роботов. Зато есть немного смерти и чуть больше – любви. Любви к большому прекрасному и до конца не понятому миру. С его тайнами, ритуалами, историей. И за этой красотой очень легко пропустить главную проблему, обозначенную в «Ночи рыб» – «Проблему отцов и детей».
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-love_death_robots_12-3_r.jpg)
Она проходит лейтмотивом через всю короткометражку, вспыхивая на обычном бытовом диалоге и рассыпаясь искрами на иррациональном проявлении картин прошлого. «Ты точно проверил наличие воды?», «Конечно, ты же у нас объездил все уголки Америки», «Ты бы мог с этим справиться, ведь у тебя полно мыслей в голове». Но в этих забавных словесных перепалках до поры до времени скрыто отношение к новому и фантастическому. Молодость испытывает неподдельный интерес. Зрелость знает, что от всей этой чертовщины нужно держаться подальше. И этот немой крик отца, который так и не был услышан сыном, наглядно демонстрирует как часто мы остаёмся глухи к доводам рассудка. Особенно если перед нами происходит что-то из ряда вон выходящее. Жаль, что вместе с неизведанным очень часто бродит смерть.
Сергей Прудников, Константин Большаков