Александр Невский – медиа-феномен, ЛИЧность, легенда Холливуда, околокультурист, профессиональный самопродюсер, человек и пароход. Удивительно, что статья о нём появилась только сейчас.
АЛЕКСАДР НЕВСКИЙ (КУРИЦЫН)
«Я не за показуху, я за реальные дела»
Александр Невский
Позвольте сразу отметить, этот текст не случайно попал именно в раздел «Другое кино». Потому что межгалактическое творчество Александра нуждается в особой классификации, это не тот кинематограф, к которому привыкло большинство отсталых зрителей планеты Земля. Некоторые земляне даже в принципе отказываются причислять фильмы Невского к кинематографу, но, конечно же, они просто завидуют. Невский-Курицын действительно снимается в фильмах, просто эти фильмы интересны только ему самому, его друзьям и спонсорам. А в каком-нибудь параллельном измерении даже собирают неплохую кассу.
А статья эта так, чисто поржать.
Предупреждение №1
Любые факты о биографии Курицына не стоит принимать на чистую монету – каждое его действие, фразу или достижение желательно сразу делить на 10 (а лучше на 0), потому что он активно переписывает собственную страницу на Википедии, а на личном сайте, естественно, занимается исключительно самопиаром. Подлинные факты, конечно, можно раскопать, но, во-первых, кому хочется копаться в этом грязном белье, а во-вторых, зачем заморачиваться? Достаточно отсеять из череды презентабельных событий самые нелепые и смешные – наверняка именно они-то и окажутся правдивыми.
Предупреждение №2
После прочтения этого текста в профилактических целях рекомендуется промыть глаза с мылом. А если вы Александр Невский – ещё и продезинфицировать колёсико мышки, которым скроллили статью.
Предупреждение №3
Простите автора статьи за то, что вначале он уделяет столько внимания спортивным достижениям нашего героя. Просто без них картина не получится полной.
ПУТЬ К «УСПЕХУ»
Саша, тогда ещё никакой не Невский, а обычный Курицын появился на свет 17 июля 1971 года в Москве, что несколько несправедливо по отношению к будущей звезде – слишком уж далеко от Лос-Анджелеса. Но он уже тогда был бойцом и стоически пережил этот удар судьбы.
В детстве Саша Курицын не мог похвастаться не то что дружбой со Шварценеггером, но даже и обхватом своих бицепсов. Это был довольно неказистый подросток, худой, как велосипед, к тому же посещающий музыкальную школу, что едва ли делало его более популярным в школе. Может, играй он на бас-гитаре в гаражной рок-группе, от девчонок бы и не было отбоя, но сам Александр рассказывал, что таскал на себе виолончель, а занятия забросил после того, как уронил футляр и разбил инструмент. Что примечательно: накачался он вовсе не в процессе переноски тяжёлого инструмента. В конце концов, не рояль же таскал.
В 1984 или 1985 году (следствие пока разрабатывает разные версии случившегося) произошло судьбоносное событие – Курицын впервые подрался. Присутствуй там рефери, он бы признал это односторонней дракой: Сашу банально избили хулиганы. Доподлинно неизвестно, сколько их было, но точно не меньше десяти, и с пистолетами. На эту физическую травму наложилась психическая – Саша увидел на постере Арнольда Шварценеггера в образе Конана и понял, как может (должен!) выглядеть мужчина. Влажная мечта сформировалась – нужно соответствовать Железному Арни.
Сказано – сделано. В 1986 году Саша записался в секцию и занялся боксом и кикбоксингом, а когда понял, что уметь драться и уметь красиво выглядеть на фотографиях – немного разные вещи, то перешёл на «оздоровительный бодибилдинг», чем бы это ни было. Авторитетные источники (т.е. сам Невский) сообщают, что за 10 лет тренировок Александр поднял свою массу со скромных 60 кило до внушительных 140, увеличил объём бицепса с 26 см до 57,5 и даже почему-то вырос на 4 см (эх, ещё парочку и стал бы ровно 2 метра ростом!). Насколько за этот период у него выросло ЧСВ, не сообщается, но дальнейшие события доказывают, что рост шёл по экспоненте, а карьеру Курицына тормозили только некоторые фундаментальные ограничения, типа гравитации, скорости света и долгой памяти интернета.
По словам самого Курицына (а зачем ему врать, лол), мышечную массу он набрал без применения какой-либо «химии», все результаты покорились ему лишь благодаря исключительной силе воли, запредельной вере в себя, изнурительным тренировкам по 5-6 часов в день и ежедневном созерцании заляпанного постера с Арни. На протяжении всей своей медиа-карьеры Александр Курицын называет себя борцом со стероидами, но специалисты считают, что боролся он с ними в том числе и банальным употреблением внутрь. Подмешивал в борщ метандростенолон и прочие страшные слова, но заниматься было лениво, в результате чего прокачался он как-то неравномерно и изрядную долю набранной массы составляет банальный жир. Впрочем, мы не утверждаем, что Александр принимал стероиды, ведь он служил в воздушно-десантных войсках, а для российских десантников, как известно, нет ничего невозможного – даже накачать 50 кило мышц на одном компоте. Впрочем, это если верить, что Александр и правда служил в ВДВ.
Стероидный вопрос для Курицына вообще довольно болезненный («Стероиды – это не путь к Невскому и не путь к Шварценеггеру»), а для окружающих смешной. Всё началось, когда в одном из выпусков ток-шоу «Тема» его спросили, употреблял ли он анаболические стероиды, на что он загадочно ответил, что «не употреблял, а экспериментировал с ними» (а так можно было? – прим. ред.). А позже уже в интервью журналу «Плоть и кровь» заявил, что ничегошеньки не употреблял, мол, врачи в итоге отговорили, ибо это вредно и вообще, дети, берите с меня пример и ведите здоровый образ жизни. Уже спустя 13 лет после этого интервью, он повторил в эфире НТВ, что никогда не употреблял ничего такого, но когда ему предложили сдать кровь на анализ вот прямо здесь и сейчас, слился до уровня «ой, всё», чем едва не довёл зрителей до экстаза. Желающие продлить себе жизнь и сегодня могут откопать это эпичное видео на YouTube – оно доставляет каждый раз, как в первый, проверено.
В 25 лет Александр взглянул на себя в зеркало, заметил, что уже не помещается в нём, удовлетворённо поцокал языком и понял, что быть Курицыным ему теперь как-то не по статусу – нужен более благозвучный псевдоним. Откинув пришедшего на ум первым Петухова, он остановился на Невском.
Александр Невский.
А что, звучит!
Всё-таки одним из качеств Александра всегда была скромность – мог ведь и Пушкиным назваться. Или Македонским. Но что-то остановило.
Как заявлял сам Александр, он «хотел сделать себе имя, которое будет на слуху у всех, чтобы за него люди платили деньги». Что ж, стоит признать, что имя и правда на слуху в определённых кругах, а вот с деньгами как-то не сложилось.
Первое время Александр утверждал, что Невский – это вовсе даже и не псевдоним, а девичья фамилия матери, но забыл предупредить об этом, собственно, маму, почему-то известную в девичестве под еврейской фамилией Вескер. Фейл не смутил будущую звезду. Не важно сколько раз ты врёшь, главное – сколько раз это прокатит. Так, наверное, рассудил Александр Невский и начал строить свою карьеру, достойную в будущем голливудской экранизации. Хотя бы в стиле «Горе-творца» Джеймса Франко.
СПОРТИВНАЯ КАРЬЕРА
Со слов Александра (а так по-хорошему можно начинать каждый второй абзац этой статьи), он участвовал в соревнованиях по бодибилдингу, причём, не безуспешно: стал призёром чемпионата Москвы, получил награду Ассоциации натурального бодибилдинга (INBA) за борьбу против стероидов и даже сам судил чемпионат мира по бодибилдингу «Natural Olympia» в 1999 году. Последнее и вовсе свидетельствует о признании его исключительных заслуг. Ну а то, что федерации бодибилдинга, INBA и ведущие бодибилдеры России никогда о нём не слышали – так кого интересует чужое мнение? Точно не Александра Невского. Пусть сначала сами чего-то добьются, а уже потом критикуют!
Периодически Невский всплывал (он вообще из тех, что не тонет) на телевидении, где рядом с его фамилией гордо значилось «советник губернатора Тульской области по спорту и физической культуре», а когда выяснилось, что такой должности не существует в природе, Александр не стал особо унывать. Просто пришла пора сыграть по крупному. К тому времени к определению Невского прочно приклеилось «русский Шварценеггер» (впрочем, называл так себя в основном он сам, а журналисты просто цитировали из вежливости или за деньги) – и лавры Арнольда не давали Курицыну спать по ночам. Кумир был так близко, буквально на расстоянии вытянутой руки – есть даже подтверждающая это фотография, которую Александр показывал по любому поводу и без – и в то же время так далеко. В Калифорнии, с титулами, на губернаторском посту… С поездкой в Калифорнию проблем не было, с «государственной службой» у Невского не выгорело, несмотря на агитации за партию власти, оставалось попробовать вариант с титулом…
В 2010 году Александр Невский сообщил, что его победа «встряхнула мир бодибилдинга». Речь шла – не много не мало – о титуле «Мистер Вселенная», том самом, что ранее выигрывал Арнольд Шварценеггер, друг и старший товарищ Александра. Хотя едва ли Арнольд в курсе, что они с Курицыным друзья, потому что на фотографиях он позировал вообще с кем попало и при изрядной доле везения вы тоже можете сделать с ним селфи. Но таков уж Невский – все, с кем ему посчастливилось сфотографироваться, автоматически попадали в список «старых друзей». Хотя друг Арнольд бы опечалился тому, что человек таких физических данных смог выиграть столь серьёзный титул
(просто я не принимаю вредных добавок, – прим. Невский).
Рост Александра – это единственное, чем он может гордиться. При верном подходе он действительно мог бы добиться хороших результатов, но где верный подход с тяжёлой работой над собой и где Курицын? Впечатлиться физическими данными Невского способен либо человек, абсолютно далёкий от какого бы то ни было спорта, включая кёрлинг, либо откровенно слепой (при условии, что ему запретят ощупывать Александра). Вялые, пусть и массивные бицепсы, посредственная грудь, живот скорее стремящийся не к кубикам, а к пивному пузику, и абсолютно куриные ноги (извечная проблема пляжных мальчиков, качающих только руки и забивающих на нижнюю часть тела). Культуристами – даже не претендующими на какие-то призовые места – могут называться только люди, у которых гармонично прокачано ВСЁ тело, а не какая-то отдельная пара мышц и язык.
Так как же обладатель совершенно никакущего рельефа и дряблых ляжек смог стать «Мистером Вселенная»? Да очень просто: это был совсем другой конкурс «Вселенная». Есть несколько конкурсов с аналогичными названиями, и большинство из них созданы с единственной целью: потешить эго псевдоспортсменов, которые за определённую сумму, занесённую организаторам, получают пышный титул. Разумеется, сам Невский упрямо твердил, что это именно «тот самый конкурс, который выигрывал Шварценеггер». И что Александр якобы стал первым русским культуристом, которому покорилась эта вершина (в этот момент где-то взгрустнулось одному Сергею Огородникову, который взял реальный титул в 2005-м). Но – снова не прокатило.
Пиар-агентство Невского даже попыталось включить заднюю скорость и выпустило пресс-релиз в стиле «Ой, мы не знали, что это другой конкурс», но скандал только начинал разгораться. Даже если бы кто-то всерьёз поверил, будто Невский и его пиарщики перепутали конкурсы, это не отменило бы того факта, что организаторы соревнований записали в серебряные призёры бодибилдера Дайо Ауди, о чём даже свидетельствуют фотографии, на которых Ауди стоит на сцене и получает какой-то приз. Сам же Дайо публично заявил, что ушёл из спорта в бизнес ещё в 2008 году, а на конкурс явился по специальному приглашению, где позировать его попросили в качестве гостя, а вручённый приз организаторы объяснили обычным розыгрышем (ха-ха, как смешно, Регина Дубовицкая звонила и просила вернуть её шутки).
На достигнутом Невский, естественно, не остановился, его не смутило даже выступление по радио Алексея Нетесанова, президента национальной ассоциации бодибилдинга, заявившего, что свою победу Невский одержал в конкурсе почётных гостей малоавторитетной ассоциации фитнеса, а также указавшего на «отсутствие у Александра пресса и полное отсутствие мышц ног». Но «ложь» Нетесанова может опровергнуть любой кэп: ведь если бы у Александра полностью отсутствовали мышцы ног, то как бы он дошёл до конкурса, а затем вернулся домой? К тому же как бы он повторил весь этот впечатляющий путь еще два года подряд в 2011-м и 2012-м, завоевав второй и третий титул подряд? А? Шах и мат, Нетесанов!
Для зрячих сторонних наблюдателей, естественно, было очевидно кто тут прав, а кто мир-дверь-мяч, так что в среде своего зарождающегося фанатского движения Невский получил прозвище «Мистер Пельменная». Появившееся открытое письмо, подписанное рядом видных культуристов и функционеров, в котором утверждалось, что Невский ни в каких соревнованиях, проходящих в России, не участвовал и все свои титулы придумал сам, не изменило, в общем-то, ничего. Общественность и так уже была уверена, что Невский сел в лужу (трижды, Карл!), а что думал сам Невский – сказать проблематично, потому что к тому времени он плотно сидел на героине (зачёркнуто) жил в своём манямирке. Впрочем, публично Курицын всё же выступил, ответив, что всё это наглая ложь, клевета и провокация, а бодибилдеры ополчились на него за то, что он активно борется с запрещёнными препаратами, которые все они очевидно активно и бесстыдно жрут пачками. Хорошая попытка, бро.
Несколько более радикальную позицию по поводу Невского имеет бодибилдер Дмитрий Голубочкин. Не откажем себе в удовольствии процитировать его (хоть и под цензурой), т.к. подозреваем, что его мнение разделяют многие спортсмены:
«Курицын – п***р. Вообще, конченый мракобес, б***ь. Мразь. Непорядочный человек, б***ь. Говорит: я выиграл то, то, сё... Мразота законченная. Вот чё тварь не приезжает на соревнования? Хочется разбить ему голову бутылкой».
Примечательно, что федерация WBBF-WFF, та самая, что проводила местечковый чемпионат «Мистер Вселенная», публично вступилась за своего чемпиона с объявлением, что «именно Александр всей своей деятельностью – будь то победа на соревнованиях, новые книги, фильмы, теле- и радиоэфиры – показал, что можно создать гармоничное тело с помощью упорных тренировок и правильным питанием, а не инъекциями, ставящими под угрозу здоровье и в итоге жизнь атлетов». Ну а что вы хотели? Кому хочется терять финансирование?
Но давайте уже перейдём к самому сладкому – кинокарьере Александра Невского и тому, как он превратился в ходячий мем.
КИНО ИЛИ ЧТО-ТО ТИПА ТОГО
Александр Невский активно воображает, что является кумиром миллионов российских подростков, которых он поставил на путь истинный своим ярким примером. О его достижениях в культуризме, способных искривлять саму материю окружающего пространства (см. соседнее фото) можно написать отдельную книгу. Впрочем, Александр и сам не дурак писательствовать: на данный момент он издал аж 8 книг про фитнес, бодибилденг и (в основном) про себя любимого. Но мы бы сейчас не обсуждали в «25-м кадре» его титанические свершения, если бы карьера Невского не завела его в кинематограф. И не просто в кинематограф, а в тот самый Голливуд. По крайней мере, сам Невский считает, будто сделал голливудскую карьеру, а кто же сможет его разубедить? Мы и пытаться не будем.
В конце 90-х Александр работал ведущим в культовой телепередаче «До 16 и старше», но уже грезил о большом кино. А по-настоящему большое кино снималось только в Калифорнии. Так что в один прекрасный момент Невский понял, что хватит прозябать в Москве, и переехал в Лос-Анджелес, где довольно быстро понял, что никому там не сдался и что русский язык в США – внезапно! – нужен меньше, чем английский. Но по характеру Александр был бойцом и просто так отказываться от мечты не стал, приложив максимум усилий для того, чтобы пробиться в элиту: ходил на курсы актёрского мастерства, учил язык, консультировался (якобы) у Шварценеггера, чтобы избавиться от акцента. Результат не заставил себя ждать – уже спустя 3 года усиленных занятий Невский получил роль в массовке фильма «Неоспоримый» с Уэсли Снайпсом. Но если вы лишний раз моргнёте, то рискуете на заметить труды Александра вовсе. В титрах Невского закономерно не указали, т.к. ролью его выступление можно было назвать с большой натяжкой, но факт остаётся фактом: Александр таки снялся в голливудском фильме, пусть и категории В (что неплохо, т.к. карьеру он сделает в категории С).
Сам Невский любит называть своим дебютом именно «Неоспоримого», но на самом деле сначала он сыграл молчаливого телохранителя в мелодраме «Тихие омуты» Эльдара Рязанова, причём, так феерично (это надо видеть!), что едва не украл эпизод у Александра Абдулова и Геннадия Хазанова. Но это же было православное российское кино, а вовсе не Голливуд, так что не считается.
В 2003 году выходит ещё один «голливудский» проект с участием Невского (роль второго плана) – «Красный змей», или, как его любит называть Александр, «Red Serpent». Правда, в графе «производство» значатся Россия и Германия, ну так зато режиссёром выступил какой-то иностранный ноунейм, а в ролях засветилась пара американских актёров, вышедших в тираж. Ещё спустя 4 года Невский сыграет в массовке действительно приличного и по-настоящему голливудского фильма у Софии Копполы – «Где-то» с участием Стивена Дорффа, Эль Фаннинг и Мишель Монахэн. И это даже будет роль со словами! Но Александр перевоплотится всего лишь в русского журналиста, а вовсе не экшн-героя, так что триумфом сие назвать трудно, хотя даже из такого скромного достижения актёр устроит целое событие, рассказывая в интервью, как он, актёр массовки, лично общался с продюсером и обсуждал свою карьеру.
Но всё это будет уже потом, а пока, в 2003 году, Невский понял, что если Голливуд ему не покоряется, то в России об этом знать незачем. Актёр возвращается на родину и просто заявляет там, что Голливуд
уже покорён, а теперь нужно поднимать местный кинематограф. Патриотизм Невского, впрочем, направлен в первую очередь на подъём самого себя. Александр справедливо рассудил, что если ты хочешь что-то сделать хорошо, нужно делать это самому – и стал раскручивать себя с невиданной энергией, создав «виртуальную киностудию» (мы не знаем, что это такое, наверное, планирует заниматься виртуальной реальностью) Hollywood Pictures, а также дистрибьюторскую компанию со скромным названием Czar Pictures (которую позже переименует в Tsar Pictures).
«МОСКОВСКАЯ ЖАРА»
В 2004 году на экраны всего мира (ну вы поняли) выходит боевик «Московская жара» – фильм, наконец-то построенный вокруг мускулистой фигуры русского Супермена. Помимо уверенно сыгранной главной роли Невский выступил здесь ещё и в качестве сценариста (чтобы быть абсолютно уверенным в том, что его герой будет круче всех). Тут с грустью нужно отметить, что «Московская жара» – фильм отечественного производства, но как и в случае с «Красным змеем» он умело замаскирован под голливудский блокбастер. Увы, не качеством съёмок, а лишь именами в титрах.
В режиссёрское кресло сел (и наверняка не раз пожалел об этом) Джефф Челентано, незнакомый не то что российскому зрителю, но и американскому. Сосценаристом Невского стал Роберт Мадрид, для которого подобный опыт стал первым в карьере. Роберту до того «понравилось» творить вместе с Александром, что больше он за перо никогда не брался. Хотя, очевидно, что его имя стоит тут только для большего веса – раз сценарий писался аж двумя людьми, то это явно серьёзная история. Но в общем и целом Мадрид остался доволен: ему заплатили достаточно, чтобы он продолжил сотрудничество с Невским – в будущем он спродюсирует ещё пять картин с участием Александра, а в четырёх из них даже сыграет.
В главных ролях, помимо будущего «Мистера Пельменная» сыграли некогда неплохой актёр Майкл Йорк (он старенький, ему всё равно) и бывший «горец» Эдриан Пол (наверняка хотел, чтобы в конце остался только один, но им стал Невский). Прибавьте к этому композитора и монтажёра с американским гражданством для пущего веса – и проект начинает казаться по-настоящему интернациональным продуктом. Даже его слоган на КиноПоиске до сих пор зачем-то написан по-английски («Vengence is only the beginning»), хотя более американским или хотя бы более оригинальным от этого не становится. Видимо, фильм предназначался для той категории лиц, что считает, будто всё американское по умолчанию является качественным. Что ж, немногие выжившие после просмотра зрители, отделавшиеся контузией и частичной слепотой, могут заявить, что бездарностей хватает по обе стороны Атлантического океана, а Невского определённо стоит похвалить за то, что он свёл этих людей вместе.
«Московская жара» – это такой ремейк «Красной жары» со Шварценеггером (о желании столь явно походить на Арнольда мог бы выдать интересую теорию доктор Фрейд), только хуже по всем параметрам. Заявленным бюджетом в $7 млн. здесь и не пахнет, да и скромные сборы в районе $1 млн. тоже кажутся завышенными.
По сюжету, американский дипломат приезжает в Россию, чтобы разыскать спрятавшегося здесь убийцу своего сына (сбегать из Штатов в Мексику – вчерашний день, теперь преступники прячутся сразу в Москве). И вот в Нерезиновой ему на выручку приходит честный капитан Главного управления по борьбе с организованной преступностью – Влад Степанов в ярком исполнении русского Дуэйна Джонсона, который наконец-то нашёл применение своему выученному в Калифорнии английскому. Разговаривает он, правда, со смешным акцентом и в кадре выглядит так пафосно, будто рекламирует элитный виски или игру на валютной бирже, зато выглядит внушительно, бьёт больно и стреляет метко. Этот образ офицера ГУБОП станет каноническим для Невского и будет бережно перенесён им во все последующие фильмы. Да и зачем что-то менять, если с первого раза получилось идеально?
«ФОРСАЖ ДА ВИНЧИ» / «ОХОТНИКИ ЗА СОКРОВИЩАМИ»
В 2005 году русский Вин Дизель пробует свои силы в короткометражном жанре: для «Времени перемен» он не только играет в кадре, но и пишет сценарий, а также выступает в качестве исполнительного продюсера. Но, конечно, это вовсе не уровень для человека такой харизмы и такого объёма бицепсов. И следующие 2 года Александр тратит на подготовку нового блокбастера, на этот раз взаправду российско-американского, снятого Брентом Хаффом (не пытайтесь вспомнить фильмы этого режиссёра – он снимал в основном для Невского, за что в аду ему приготовлен персональный котёл, а чертям выданы вилы с разнообразными сменными насадками).
«Форсаж да Винчи» – довольно мутная и весьма смешная история о бандитах и стритрейсерах. Хочется верить, что Александр желал всё-таки лавров гоночной серии «Форсаж», а вовсе не признания гениальности Леонардо, но в любом случае что-то (всё) пошло не так и на выходе зрителя ждала очередная несуразная поделка. Кстати, совершенно невменяемое русскоязычное название на английский перевели как «Treasure Raiders» (т.е. «Охотники за сокровищами») – и на том же КиноПоиске эта версия почему-то имеет отдельную от «Форсажа да Винчи» страницу, да и в фильмографии Курицына перечислены оба проекта. Удобно для роста портфолио – снимаешься в одном фильме, а в зачёт идёт сразу два. Но, конечно, автор просто завидует Александру, ведь тот по-настоящему старался и выкладывался на все 100%, не просто сыграв роль, но спродюсировав картину и написав рассказ, лёгший в основу сценария (что намекает на наличие в фильме сценария).
На этот раз русский Марлон Брандо сыграл крутейшего в стране стритрейсера по кличке Волк (Wolf в «Treasure Raiders»). Свою крутизну он демонстрирует почему-то не за рулём автомобиля, как это можно было бы ожидать, а снаружи – в первой же сцене он поднимает авто и держит его, пока восторженная публика считает секунды и аплодирует. Действительно, не гонки же показывать! Автомобильный экшн ещё нужно научиться снимать, а в этом плане «Форсаж да Винчи» не дотягивает даже до уровня комедии «Большие гонки» 1965 года. Становится искренне жаль достойного актёра Дэвида Кэрредина и некогда популярную актрису Шерилин Фенн, которые оказались втянуты в этот ужас. Понятно, что деньги нужны всем, но лучше бы они вспомнили о том, что такое честь и просто занялись уличной проституцией.
Как известно, лучше всего Александру Невскому удаётся слово «Absolutely» («Абсолютно», абсолютли) – это его «короночка», с помощью которой он козыряет в интервью своим знанием английского, хотя обычно в фильмах его словарный запас едва ли выходит за рамки изучаемого в школе. Но «Форсаж да Винчи» подарил нам ещё несколько платиновых фраз. Во-первых, это мощнейшая «Ю вона плэй? Лэтс плэй!», которую он выдаёт перед тем, как теоретически продемонстрировать высочайший водительский скилл (на практике теория сталкивается с неумением годно снять погоню, от чего пафос Невского выглядит ещё смешнее). Слова подаются с такой эпичной артикуляцией, будто актёр сидит перед логопедом.
Стоит отметить и ставшую легендарной фразу, достойную Кличко, понять которую смогут не только лишь все: «Водка внутри, а бутылка снаружи». Ладно, расшифруем: Невский предлагает использовать бутылку в качестве холодного компресса – такой уж в этом фильме юмор. Сам же Невский пить водку отказывается – в баре ему выдают банку сгущёнки (!), которую он выпивает залпом (!!), после чего сминает банку в своём могучем кулаке (!!!). Эту сцену обязан увидеть каждый уважающий себя киноман, потому что это самое смешное, что случалось в современных российских фильмах, не считая, конечно, комедию «О чём говорят мужчины».
Уровень съёмок тут зашкварный, сценарий просто позорный, автомобильные трюки заставляют рыдать, а актёрская игра вызывает резкую боль в глазах и першение в горле (от смеха). В общем, фильм заслуженно считается одним из худших творений Невского. Но актёр не был бы великим, если бы мы могли выделить лишь какую-то одну его роль. На звание худших претендуют и все остальные!
«УБИЙСТВО В ВЕГАСЕ»
2010-й год, вошедший в мировую историю благодаря тому, что Александр Невский якобы выиграл титул «Мистер Вселенная», ознаменован и ещё одним событием, приблизившем российского (или уже голливудского?) актёра к своему кумиру Арнольду – премьерой детективного трэшлера (простите, не можем назвать это триллером) «Убийство в Вегасе». Какое же отношение имеет очередная «бэшка» к Железному Арни? А вот какое: Невский по телевидению без зазрения совести заявил, что «главную роль в этом фильме должен был сыграть Арнольд Шварценеггер». Роль детектива Юрия Орлова. Да, охотно верим, абсолютли.
Самое страшное, что происходит в кадре (помимо мракобесных спецэффектов) – это демонстрация актёрской игры русского Джейсона Стэйтема, который расследует кровожадные убийства девушек. Попытки исполнить что-то драматическое от этого титана актёрских курсов Голливуда ужасают сами по себе, но ведь Александр ещё и постоянно улыбается – даже во время разговора с подругами распиленной пополам жертвы маньяка. Это реально пугает. Похлеще даже, чем сравнение с финчеровским триллером «Семь», которое позволяет себе Невский во время своей бесстыдной пиар-компании.
«Убийство в Вегасе», (не)известный в США под названием «Magic Man», это полностью американский продукт. Даже с какого-то перепугу блокбастер, по словам некоторых российских СМИ. Дело происходит в Америке, и Невского окружают сплошь американские актёры – вышедший в тираж Роберт Дави, усталый Арманд Ассанте, откровенно сливший свою карьеру Билли Зейн и даже азиатская недозвезда Бай Лин. А режиссёром стал Стюарт Купер – не слишком известный постановщик, к тому же завершающий карьеру, но имеющий в активе аж двух «Серебрянных медведей» Берлинского кинофестиваля (это случилось в 1974-75 годах, так что не считается, не возбуждайтесь). Т.е. Невский-продюсер действительно постарался и смог собрать (подкупить, запугать или зашантажировать) довольно вменяемую съёмочную группу, но снова сэкономил на сценаристе, в результате чего как детектив фильм совершенно не состоятелен – сюжет настолько рыхлый, насколько это вообще возможно, а детективная работа двух копов вызывает исключительно фейспалмы. Главного злодея (безо всякой мотивации, кстати) и вовсе вычисляют посредством «рояля в кустах» – не удивительно, что из всех фильмов с участием Невского именно у «Убийства в Вегасе» самый низкий зрительский рейтинг.
«ЧЁРНАЯ РОЗА»
«Московская жара» считалась негласным ремейком «Красной жары». Получилось, мягко говоря, не очень. Но русский Брюс Ли не успокоился и зачем-то сделал… ещё один ремейк «Красной жары». Ну а что, вдруг до кого-то не дошло в первый раз?
Кроме всяких шуток – Александру Невскому стоит отдать должное, он никогда не останавливается на достигнутом, берёт всё новые и новые высоты (или хотя бы пробивает новое дно). В 2014 году вышел свежий фильм с участием «русского Шварценеггера» (Невский очень просил, чтобы его назвали так хотя бы один раз за статью) – теперь уже срежиссированный самим Александром. Злые языки поговаривают, что другие режиссёры просто сильно постарались избежать перспективы снять фильм с Невским и жить потом с этим клеймом до конца своих дней, но мы сделаем непопулярное предположение, что Александр просто решил проверить свои силы на новом поприще. К режиссуре он присовокупил уже привычную ему функцию продюсера, ну а исполнение главной роли и так очевидно – в этом формате Курицын чувствует себя, как курица в курятнике. Ну а что касается постановки, то «Мистер Параллельная Вселенная» справился ничуть не хуже, чем те бедолаги, что делали «Московскую жару», «Форсаж да Винчи» и «Убийство в Вегасе». Впрочем, лучше не получилось тоже. А если не видно разницы, зачем платить больше?
«Чёрная роза», как и «Убийство в Вегасе» представляет собой что-то с претензией на детектив, но именно с претензией – никакой логики и внятной структуры расследования не ждите – главгерой просто будет сидеть на попе ровно, ожидая, что преступник сам рано или поздно ошибётся. Экспозиция проста, как и всё бездарное: есть убийца беззащитных русских девушек, промышляющий в бездуховной Америке, есть крутой полицейский Влад Казатов, спасающий мир в златоглавой Москве. Естественно, американские копы не способны поймать маньяка и вызывают на помощь Казатова. Да, типичная ситуация, такое происходит постоянно. К счастью для зрителя, «экшена» здесь чуть больше, а потому фильм однозначно смешнее предыдущего, что заметно уже на стадии просмотра постера, украшенного слоганом «Он – русский Неудержимый!». Угадаете с трёх раз о ком идёт речь?
Лавры Шварценеггера – это, конечно, хорошо, но тут Невский решил, что неплохо было бы заткнуть за пояс и Сталлоне. И если вдруг вы не поняли, на что намекает слоган, Александр появляется в кадре в образе донельзя крутого майора, которому плевать на начальство и собственную жизнь – ни дать ни взять отечественный «Кобра». Но ведь Отечество о таком не просило! Как не просило о безобразных перестрелках (оружие не стреляет даже холостыми, огонь от выстрелов криво приклеен на стадии постпродакшена) и дешёвых взрывах (снаряд из РПГ попадает в милицейскую машину, в результате чего она взорвётся и загорится, но её рессоры даже не покачнутся). Зато во всём этом «чумовом экшене» (цитата Курицына) главный герой демонстрирует полнейшую невозмутимость, хладнокровие, благородство и воооот такие яйца. Разумеется, ни один из противников не способен попасть в «русского Неудержимого», а сам он раздаёт хедшоты направо и налево. Да, таких парней в Америке нет, это совершенно точно лучший коп России (о чём даже говорится в диалогах прямым текстом).
Самолюбование русского Брюса Уиллиса не выходит на какой-то новый уровень – для того, чтобы у вас закровоточили глаза, достаточно и прежнего. Просто теперь его вообще некому одёрнуть – он ведь не только главная звезда фильма, но и режиссёр, и продюсер, а значит мужественно вытягивает губы и напрягает брови в каждой второй сцене. А однажды даже просит дать ему пистолет побольше, но Фрейда мы в этой статье уже упоминали, так что не будем про компенсацию. Хотя её точно хотели бы получить зрители, купившие билеты на этот фильм, но раз они добровольно, да ещё и за деньги пошли на этот сеанс, их уже не жаль. Как не жаль голливудских актёров Эдриана Пола, Роберта Дави и Роберта Мадрида, которые ранее уже снимались с Невским и определённо знали во что ввязываются. Деньги-то не пахнут. Жалеть можно только Кристанну Локен – ей «посчастливилось» играть в кино сразу с двумя терминаторами, американским и русским. Актёрская игра её, впрочем, деградирует так быстро, что кажется, будто Невский буквально заражает всех окружающих бездарностью. Воздушно-капельным путём или как-то ещё, но эффект на лицо – актёры даже не стараются, лишь надеются, что не придётся делать ещё один дубль.
«РАЗБОРКА В МАНИЛЕ»
Так и не дождавшись тёплого приёма зрителей ни после демонстрации себя в качестве русского Шварценеггера, ни в качестве русского Сталлоне, в 2016 Невский сделал ход конём и вообще отказался от статуса русского. К сожалению, это не значит, что он сдал российский паспорт, просто в своём новом фильме (режиссёр – Марк Дакаскос , но продюсер по-прежнему сами понимаете кто) Курицын играет крутого парня по имени Ник. Хотя, может, это сокращение от Николай, но кто будет разбираться или, говорят проще, кому не наплевать? Ведь Курицын всегда играет Курицына – и уж с этой ролью справляется блестяще: сам выполняет все трюки, сам морщит лоб, сам шевелит бровями, сам произносит свои реплики – в общем, всё сам, оставляет без работы столько каскадёров…
Главные герои – Ник (Невский) и Чарли (Ван Дин) – живут в Маниле и работают частными детективами, из чего можно сделать неутешительный вывод о прогрессирующем ЧСВ Невского: он по-прежнему считает, что отменно смотрится в кадре не только с пистолетами или бицепсами, но и в качестве персонажа-интеллектуала (а частный детектив всё-таки должен быть умным, в крайнем случае – пьяным). Череда неинтересных и ленивых, как задница мигранта на пособии в Германии, сюжетных поворотов приводит к тому, что детективам приходится собирать команду крутых бойцов и Дмитрия Дюжева (происходит это почему-то за кадром), чтобы победить международного террориста по кличке Призрак, окружённого целой армией криворуких и косоглазых (это намёк на меткость, а не расизм) приспешников. Более того, Призрак причастен к покушению на Ника и убийству его людей в те времена, когда русский Джет Ли работал в полиции и пытался ремейкнуть «Рейд». Так что у Ника с Призраком личные счёты (хотя доподлинно неизвестно, умеет ли Ник считать).
Очередной фильм русского Джона Траволты – и очередной ремейк. Золотое правило «но ведь этот фильм вовсе не нуждается в ремейке» соблюдено и здесь: за основу взяты «Неудержимые». Те самые, что снились Курицыну ещё в 2014 году, когда он был вынужден довольствоваться лишь отсылкой к ним на постере. Теперь же всё по-взрослому. Здесь действительно собрались звёзды боевиков 80-х (и Дмитрий Дюжев), здесь действительно хватает перестрелок, здесь даже постер беззастенчиво копирует вторых «Неудержимых» (цветовая гамма, расстановка актёров, фамилии без имён), впрочем, вот за стилистическое передёргивание похвалить фильм точно не получается. Да его в принципе сложно хвалить, т.к. всё хорошее заканчивается уже на стадии препродакшена.
Давайте сделаем «Неудержимых», только с актёрами категории B – идея неплохая, хоть изначально и проигрышная (потому что если есть «Неудержимые» категории А, зачем снижать градус?), но пониженная планка ответственности привела к снижению качества – и «бэшные» актёры выдали «цэшный» продукт. Хотя отдать должное продюсерскому таланту Курицыну всё-таки нужное – ругать-то его все горазды, а где вы увидите, чтобы его хвалили (ну кроме ботов в интернете, которыми, кажется, управляет он сам)? Каст действительно привлекает внимание – «Разборка в Маниле» не вызывает отторжения ещё на стадии просмотра постера, как это было с предыдущими проектами Александра Невсого.
Каспер Ван Дин (наш любимый Джонни Рико из «Звёздного десанта»), Кэрри-Хироюки Тагава (Шанг Цунг из «Смертельной битвы»), Марк Дакаскос (при наличии чуть большей удачи способный попасть и в команду к Сталлоне), Матиас Хьюз (павший до «Чёрной розы» «Ангел тьмы»), Дон «Дракон» Уилсон (одиннадцатикратный чемпион мира по кикбоксингу, сроднившийся с франшизой «Кровавый кулак»), Синтия Ротрок (пятикратная чемпионка по карате, чьё имя более известно, чем фильмы, в которых она играла), Тиа Каррере (некогда танцующая со Шварценеггером в «Правдивой лжи», а ныне неприятно располневшая) и, конечно же, Дмитрий Дюжев – весьма солидный актёрский состав, в котором Александр Невский наконец-то не выглядит главной звездой. Впрочем, одеяло зрительского внимания он на себя стягивает всё равно, но это неизбежно – чёрные дыры так же поглощают свет.
Сам фильм смотрится как типичный фильм с Невским: с кривой режиссурой, переигрывающими актёрами (хотя Ван Дин зачем-то ещё старался интересно читать свои срамные реплики), кривой операторской работой, убогим сценарием и совершенно никакущим экшеном. Стреляют тут немало, но выглядит всё это в лучших традициях отечественного кино 90-х – остаётся только гадать где это Дакаскос успел заразиться подобным недугом. Впрочем, это же Манила, тут и не такое можно подхватить. Например, использование одних и тех же дублей по несколько раз, что считалось дурным тоном, кажется, ещё во времена Люмьеров.
Хотите узнать лучший момент «Разборки в Маниле»? Одного из противников Невский напугает одним только своим… суровым взглядом. Сие задумывалось как шутка и выглядит действительно смешно, но явно не по тем причинам, что были вложены в сценарий. Ну а на сдачу Курицына называют русским Халком. Значит ли это, что нам стоит ждать ремейк марвеловских «Мстителей»? Пожалуйста, не надо.
«МАКСИМАЛЬНЫЙ УДАР»
Александр Невский привык рекламировать себя с помощью настоящих голливудских звёзд. Якобы убирать русский акцент его учил Арнольд Шварценеггер, боевым искусствам наставлял Стивен Сигал, а советы по актёрскому мастерству давал Жан-Клод Ван Дамм (которой вот-вот уделает по этой части Роберта Де Ниро). Продвигая «Максимальный удар», Курицын сразу взял быка за рога: оказывается, первым, кто посмотрел его новый фильм, был – никогда не угадаете – Арнольд Шварценеггер. Уот так уот.
Если порядком утомлённый бездарными описаниями бездарных лент Невского читатель думает, что «Максимальный удар» продолжает линейку тупых боевиков, то его ждёт приятный (?) сюрприз. Дело в том, что «Максимальный удар» – это комедия. Самая натуральная. Ну, несмешная, конечно же, а от того ещё более тяжёлая для просмотра, но всё же. Невский-продюсер понял, что его фильмы вызывают смех и решил, что половина успеха уже в кармане. Вот только годных шуток сюда не завезли вовсе, смеяться предполагается над пошлостью, тупостью и особенно миниатюрным на контрасте с Невским Евгением Стычкиным в роли спецагента. Если этого мало – присутствуют Дакаскос и Хьюз в роли террористов. Плюс можно испытать испанский стыд за Дэнни Трехо и Эрика Робертса, решивших подвергнуться публичному акту унижения. Публичному – если представить, будто фильмы Невского хоть кто-то смотрит в кинотеатрах, а не чисто ради лулзов дома в приятной компании.
Сюжет так беззастенчиво косплеит «Час пик», что становится даже как-то неловко. Американский госсекретарь со своей дочерью прилетает в Москву. Там девочка встречает гламурного местного певца, стыдливо скрывающего лицо чёлочкой, и начинает гулять с ним по закоулкам столицы – светило отечественной эстрады даже не догадается отвезти её хотя бы в центр, вызывая восторг какими-то подворотнями и поездкой на мотороллере (камон, на это она могла бы полюбоваться и в каком-нибудь Тамбове). Но международные террористы не дремлют и похищают девочку. Остановить злодеев способен только – барабанная дробь! – Максим Кадурин (в исполнении русского Джеки Чана), мастерски поднимающий тяжёлые чемоданы и врагов Родины, но боящийся щекотки (даже у терминатора должна быть какая-то человеческая черта). План террористов коварен и способен шокировать истинных патриотов, изучающих экономику по новостным сюжетам Первого канала: похищенная девочка нужна, чтобы спровоцировать международный скандал, подорвать таким образом экономику РФ, «обрушить рубль и скупить валюту по бросовой цене». Наконец-то стало очевидно, что сценарии для Курицына пишет не живой человек, а генератор случайных фраз. Потому что, наверное, даже дети понимают, что если обрушить рубль, то валюта в цене возрастает и с таким гениальным планом можно добиться только собственного банкротства.
В целом по части юмора «Максимальный удар» не далеко ушёл от таких комедий, как «Убийство в Вегасе» и «Чёрная роза», а Невский не привнёс в диапазон своих актёрских навыков ничего нового. Его скилл смотреть на окружающих (не важно, друзей или врагов) с непроницаемым выражением лица прокачан, конечно, куда лучше, чем пресс, но одним и тем же приёмом американских киноакадемиков не проймёшь. Спустя 6 фильмов, в которых Невский сыграл главную роль, начинаешь подозревать, что «Оскар» ему так и не покорится. Но остаётся надежда на то, что он ещё чему-то научится в сфере актёрского мастерства. Например, шевелить ушами. Или дотягиваться нижней губой до кончика носа (своего, Саша! До чужого носа дотянуться может любой!).
Кстати, официально заявляем, что в «Максимальном ударе» Невский впервые смог в иронию, сказав «Хочешь поиграть? Давай поиграем!», что является отсылкой на легендарное «Ю вона плэй? Лэтс плэй!», а вовсе не скудностью фантазии сценариста. Ну или это такой двойной удар, и тогда речь уже о постиронии, что ещё круче.
Лайфхак от редакции «25-го кадра»: позовите в гости друзей, включите «Максимальный удар» (в принципе подойдёт любой фильм с Курицыным) и сыграйте в алкогольную игру. Каждый раз, когда кто-то из вас будет фейспалмить или восклицать «б**, что за п****ц!» вы должны чокаться и выпивать. Время проведёте весело, опьянение наступит быстро, а голова будет болеть ещё долго. А оставшиеся 3/4 фильма досмотрите в другой раз.
ШОУ МАСТ ГОУ ОН. АБСОЛЮТЛИ
Как-то Александр Невский на полном серьёзе сообщил, что упустил роль в новом «Терминаторе», что должно свидетельствовать простым смертным о том, что он в принципе рассматривался продюсерами на эту самую роль. Сделаем вид, что верим в этом. Тем более, что Невский ещё всем покажет. Например, снимет свою версию «Властелина колец» (о подобном проекте он даже заявлял). А уж фильм ужасов со своим участием сделает непременно – такое обещание также было озвучено. Большинство «фанатов» считает, что он и без того снимает довольно страшные фильмы, а потому сходится во мнении, что Александр может сдержать обещание. Берегись, Джеймс Ван!
Русский Халк Хоган делает вид, что не замечает критиков, хотя на самом деле ему обидно. Очевидно, что официальные бюджеты и кассовые сборы его лент завышены в несколько раз и мы имеем дело с самым громким и смешным отмыванием денег, но Александр действительно считает себя звездой, а главное – любит свою работу и даже все свои мышцы, включая не особо прокачанные лицевые, потому и демонстрирует их с завидной регулярностью. Впереди реализация амбициозных планов – съёмки фильма «Геркулес: Начало», но ведь ещё столько лент прошлого не получили заслуженные ремейки! Например, «Путь дракона». Или «Последний самурай». Или «Крепкий орешек». Или «Список Шиндлера». Или «Освободите Вилли». Предел развития Невского – небо.
И мы на полном серьёзе надеемся, что он продолжит радовать своих преданных фанатов и дальше. Большинство, правда, предпочитает смотреть его фильмы с помощью посредников, например, в изложении видеоблогера Евгения Баженова, которому Невский обязан своей популярностью едва ли не больше, чем собственному длинному языку. Впрочем, тут ситуация зеркальная – большинство своих подписчиков Евгений также получил благодаря обзорам творчества Курицына (а кто-то ещё считает, что он не кассовый актёр).
Русскому Майку Тайсону даже не нужно сниматься в кино для того, чтобы быть на виду. Объявив себя экспертом по фитнесу, он учит детишек прокачивать своё тело по телевидению и в интернетах, делая сомнительные с точки зрения спортсменов упражнения и приговаривая после каждого жима легендарное «Уот так уот». Однажды в эфире телеканала «Россия 1» он даже показал, как накачать спину с помощью швабры (и, нет, он не помыл полы в студии). Обычно Александр проводит свои упражнения в самых неожиданных местах, по-видимому, опасаясь приходить в спортзалы, где за тренажёром может прятаться Дмитрий Голубочкин или другие радикальные поклонники его спортивных достижений. Да и зачем лишний раз вызывать у культуристов зависть своими эталонными формами?
Своими фильмами русский Танос фактически создал новый поджанр – этакий криминально-комедийный артхаус. Что-то подобное могли бы делать Монти Пайтоны (откровенно сюрреалистичный сюжет) или Андрей Тарковский (медитативные планы с гуляющим в кадре главгероем), если бы у них хватило таланта. Каждый фильм Невского сосредотачивается на демонстрации крутизны собственно Невского. Почти каждый встречный обязан похвалить героя, восхититься его мускулатурой, размерами, назвать русским медведем, русским кинг конгом, русским годзиллой и т.д. В каждом фильме присутствуют пейзажные планы с отрицательной информативностью и сцены неспешных прогулок Александра, демонстрирующих его медвежьи габариты на фоне обычных людей.
Причём, если с прогулками всё более-менее стабильно, то пейзажи таки эволюционируют. Это по-прежнему виды либо Лос-Анджелеса, либо Москвы, но в ранних лентах Невского они были вмонтированы так небрежно, что вызывали отторжение даже на фоне остального отснятого материала (а в фильмах Невского, напомним, оператор Эммануэль Любецки не был замечен ни разу), создавая впечатление рандомных кадров, которые снимали случайные туристы, после чего эти кадры у них отнял русский Том Круз. А в последних работах задействованы уже съёмки с воздуха и даже какие-никакие движения камеры, будто съёмочная группа наконец узнала, что снимать с квадрокоптера – это не дорого. Но стиль всё же выдержан – и эти планы выглядят инородными элементами, будто заимствованными из других фильмов.
Прибавьте к этому тотальное копирование Арнольда Шварценеггера, вплоть до ритуального раскуривания сигар в кадре. И навязчивую рекламу водки с обязательным оправданием: «Сам-то я не пью, мне это не интересно». Как рекламировать алкоголь и одновременно продвигать ЗОЖ? А уот так уот. Также в программе: адовые сюжеты, плагиат, божественный акцент и гордость за знание английского языка, до смешного убогие спецэффекты и целая бригада вышедших в тираж голливудских актёров, попавших к русскому Киану Ривзу в рабство и кочующих за хозяином из фильма в фильм, вероятно, потому, что он под каким-то предлогом выманил у них паспорта и теперь отказывается возвращать обратно.
В единую картинку складывается слишком много факторов, чтобы назвать это просто чередой жутких совпадений. Так что признаем – это делается намеренно (так и хочется написать «со злым умыслом»). Это и есть стиль Невского. Или, как сказал бы он сам, «Невский стайл».
А многих ли вы знаете современных творцов, которые создают кино с ярко выраженным авторским почерком? Пусть даже это почерк терапевта в городской больнице. Вот так-то. Вернее, конечно, уот так уот.
Игорь Талалаев