Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Фаворитка
Автор: А. Ивахнова, К. БанницинДата: 03.02.2019 05:26
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ФАВОРИТКА (THE FAVOURITE)

2018, Ирландия-Великобритания-США, 119 мин.
Жанр: драма, комедия, биография, история
Режиссёр: Йоргос Лантимос
В ролях: Оливия Колман, Рэйчел Вайс, Эмма Стоун, Джо Элвин, Николас Холт, Эмма Делвс

МНЕНИЕ ФАВОРИТКИ:



Начало XVIII века. Англия. Королева Анна, номинальная глава государства, предпочитает нянчить свой выводок кроликов, нежели решать политические вопросы, поэтому у руля оказывается её лучшая подруга и, по совместительству, любовница, герцогиня Мальборо. Удовольствие, получаемое ею от командования армией и ощущения всесильности, настолько велико, что она скорее отправит на верную смерть собственного мужа, чем позволит закончить войну с Францией – неизменный источник адреналина, если наблюдать за ней с безопасного расстояния. Подобный расклад не лишён недостатков, однако, устраивает обеих дам. До тех пор, пока однажды во дворце не появляется бедная родственница герцогини, Эбигейл, которая очень быстро понимает расстановку сил, втирается в доверие к Саре Мальборо и становится приближённой королевы. Тут-то и начинается настоящая борьба за власть над чувствами и симпатиями актуальной правительницы.

Кажется, история Великобритании становится популярной у современных киноделов, особенно на фоне феминистического тренда – Англия и Шотландия подарили миру достаточно любопытных сюжетов, в которых главную роль играли женщины, а не мужчины. В 2018 году театральный режиссёр Джози Рурк сняла собственную версию взаимоотношений Марии Стюарт и Елизаветы, а Йоргосу Лантимосу оказалась милее праправнучка обезглавленной королевы, Анна, благо в её истории жизни достаточно фактов, которые можно интерпретировать по-своему. Своеобразные взаимоотношения последней представительницы династии Стюартов с герцогиней Мальборо вкупе с особенностями характера и специфическими деталями биографии вроде потери семнадцати детей дали греческому режиссёру достаточно любопытного материала, чтобы создать картину яркую и запоминающуюся с одной стороны, но, в то же время, предельно понятную даже самому непритязательному и неискушённому зрителю. Да, в этот раз Лантимос, кажется, решил быть ближе к народу. Впервые отказавшись от самостоятельного написания литературной основы, он доверил эту работу дебютанке Деборе Дэвис и опытному сериальному сценаристу Тони МакНамаре, и результат получился вполне ожидаемым: никаких неожиданных твистов или внезапных поворотов сюжета.

Но только на первый взгляд. Беря в качестве основы довольно банальную историю о том, что самый простой путь к достижению цели лежит через постель, режиссёр ни в чём себе не отказывает, вволю развлекаясь с формой самовыражения. Там, где многие (и Джози Рурк, несомненно, из их числа), не устояли от искушения представить сложные взаимоотношения главных героинь в виде драмы, Лантимос снимает абсурдистскую комедию. Он наряжает придворных в нарочито броские, практически кукольные платья, заставляет их танцевать менуэты, которые вполне уместно смотрелись бы в клипе Леди Гаги. Сравнивает королеву с барсуком и погружается в нарочитый визуальный символизм, с наслаждением купая героиню Эммы Стоун в лужах, так удачно расположившихся на входе во дворец, иллюстрируя тем самым известное выражение о грязи и князьях. На выходе получается что-то вроде «Смерти Сталина» британского розлива, с той лишь разницей, что Ианнуччи снял сюрреалистическую сатиру с лёгким налётом историчности, в то время как Лантимос этим не ограничивается.

Специфическая интерпретация элементов биографии одной из английских королев – лишь внешняя оболочка для высмеивания главного объекта внезапно обнаружившегося чувства юмора режиссёра, решившего всласть поиздеваться над современными кинотрендами. Лёгкие вкрапления в каст представителей негроидной расы (исключительно фоном, не более пары секунд хронометража), королева-лесбиянка, женщины в брюках и мужчины, озабоченные проблемами потёкшей туши, псевдоэротические сцены – вот далеко не полный список неслучайных деталей, призванных обратить внимание на всю наивную глупость порой совсем неуместной псевдотолерантности. Не чужда греку, прославившемуся своими артхаусными драмами, и самоирония. Она сквозит в утрированности внешних проявлений излюбленного им жанра, вроде разделения повествования на множество глав, названных по случайным цитатам из монологов главных героинь, и радует внимательного зрителя будто бы невзначай проскальзывающими в репликах персонажей аллюзиями к предыдущим работам автора.

Однако, несмотря на всю комедийную мишуру и нарочитую внешнюю фарсовость происходящего, Лантимос не изменяет себе и вновь снимает фильм о любви. В «Клыке» она была похожа на патологию, в «Лобстере» стала самоцелью, в «Убийстве священного оленя» превратилась в способ достижения извращённой справедливости. В своей четвёртой картине режиссёр перестаёт концентрироваться на каком-либо отдельном образе и представляет любовь во всей её многогранности. От средства достижения желаемого через злость, ревность, потери и слёзы бессилия к глубокому, напитанному всей силой пережитого, чувству. И финальная сцена между Эбигейл и Анной, резко меняющая интонацию повествования, особенно ярко выделяется на фоне театральной вульгарности диалогов и буффонадных образов персонажей, подчёркивая всю трепетность и искренность испытываемого ими. Любви с привкусом горечи. Любви, осознание которой пришло слишком поздно.

Анастасия Ивахнова



МНЕНИЕ ФАВОРИТА:



Начало XVIII века, обычный погожий день. Эбигейл Хилл (Эмма Стоун) падает в грязь лицом перед дворцом, в котором проведёт (весьма вероятно) значительную часть своей жизни. Девица прибывает к королевскому двору в надежде обрести работу у своей кузины, герцогини Мальборо (Рэйчел Вайс), но ту больше занимает (в прямом и переносном смыслах) мягкотелая королева Анна (Оливия Колман). Де-факто правящей страной герцогине невдомёк, что недальновидно отшивая свою родственницу, она тем самым наживает себе опасного врага. Ведь юная особа оказывается не лыком шита и постепенно начинает прокачивать своё мастерство придворных интриг, проходя стремительный карьерный путь от прислуги на дворцовой кухне до фаворитки в постели самой королевы.

«Фаворитка» разительно отличается от других фильмов Йоргоса Лантимоса, не в последнюю очередь потому, что сценарием на сей раз заведуют не сам греческий режиссёр со своим давним партнёром по девиантным фантазиям Эфтимисом Филиппоу, а Дебора Дэвис и Тони МакНамара. Эти два имени мало что скажут широкому зрителю, что, впрочем, абсолютно не важно – фильм всё равно запомнят не из-за них. Ведь сценарий, неожиданно грамотный, дерзкий и изящно выполненный с точки зрения демонстрации придворных интриг с помощью малого числа участников, здесь всего лишь одно из действующих лиц. Лантимос выводит на первый план личности (героинь и актрис), в буквальном смысле живописуя противостояние в беснующемся на экране разностороннем женском треугольнике. В борьбе за внимание королевы сталкиваются две амбициозные особы, желающие абсолютной власти, доминирования, подчинения и унижения (других), пока сама Анна Стюарт, формально стоящая во главе страны, оказывается не у дел. Нервозная, болезненная и слабохарактерная, она словно впервые выбравшаяся из норы на поверхность самка барсука, боящаяся сделать шаг и в любой непонятной ситуации готовая упасть в притворный обморок.

Её подагрическое настроение как нельзя лучше контрастирует с общим состоянием королевского двора, населённого придворными, странными напомаженными существами в вычурных париках, месящих грязь и постоянно разносящих её вокруг себя. Как нетрудно будет догадаться, все эти нелепые и лишённые настоящих лиц создания – мужчины, своей массой и количеством стремящиеся оказывать давление на решения королевы. Но не стоит воспринимать «Фаворитку» как фильм с очередным феминистским посылом – к Лантимосу смело можно было бы терять интерес, если бы он позволил себе высказаться настолько плоско. Греческого режиссёра в данном случае больше занимает броуновское движение придворных интриг, звучные столкновения и беззвучные болезненные последствия пикировок герцогини со стремительно набирающей вес служанкой, на фоне которых маячит фигура самой Анны, временами обретающей голос и величие, но лишь для того, чтобы произнести чужие слова и продемонстрировать чужую уверенность. В душе последней представительницы Стюартов прыгают кролики, а желание утешить себя сладостями граничит с рвотными позывами.

В мире «Фаворитки» нет различий между личным и публичным, честностью и подлостью, жизнью и театром, в богато украшенных интерьерах легко потерять грань между чувством собственного достоинства и желанием творить грязь и унижения, а потому в местной борьбе победит наиболее хладнокровный. Здесь нет чётких обозначений – сейчас перед зрителем стоит королева, но двери закроются, и на её месте появится Анна Стюарт, жадными губами тянущаяся к Саре, оставившей свой титул в соседней зале. Так уж получается, что многим здесь есть, что терять, поэтому Эбигейл в конце концов и добивается своего феноменального успеха, давно утраченные имя и достоинство толкают её исключительно вперёд, позволяют применять запрещённые приёмы и выигрывать в шахматной партии просто смахнув фигуры с доски.

Причудливые для исторического жанра выпуклые ракурсы оператора Робби Райана не упускают из виду ни одной, даже самой бесполезной и бессмысленной детали вычурного интерьера, добавляя своей современностью решений дерзости в и без того потерявшее практически любую стеснительность действие. Это самая большая банальность, но обойти стороной её никак не получается – Лантимос через объектив кинокамеры словно искажает любую правду, заменяя её отражениями в кривом зеркале и подчёркивая отсутствие в местной среде обитания хоть сколь-нибудь положительных персонажей. Правда, под конец ему, видимо, наскучивает наблюдать за сатирической (почти) фантасмагорией, и трагикомедия перерастает в настоящую личностную драму, ведь самый очевидный выбор отнюдь не всегда оказывается для героинь правильным. Доверие может выйти боком, эмоции затмят голос разума, и не дадут вовремя заметить, как в душе начнут один за другим гибнуть те самые пресловутые кролики, так долго пестуемые символы надежд на лучшее.

Кирилл Банницин

В кинотеатрах с 31 января
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 266 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio