ЧЁРНЫЙ КЛАНОВЕЦ (BLACKKKLANSMAN)
2018, США, 135 мин.
Жанр: драма, комедия, криминальный
Режиссёр: Спайк Ли
В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Тофер Грейс, Роберт Джон Бёрк, Райан Эгголд, Кори Хоукинс, Алек Болдуин
![](http://www.25-k.com/datas/users/2194-black_01.jpg)
Снять фильм про расовую нетерпимость не так уж сложно. Снять хороший фильм про расовую нетерпимость уже сложнее. Опытный американский режиссёр Спайк Ли не раз в своём творчестве обращался к темам национализма, сегрегации, ксенофобии и гомофобии. В последние десятилетия работы кинематографиста не пользовались популярностью: это были либо телевизионные фильмы, либо поделки на ниве компьютерных игр, либо неудачный опыт обращения к классическим лентам прошлого (ремейк южнокорейского «Олдбоя»). Поводом для громкого возвращения Ли послужила вышедшая в 2014 году книга Рона Сталлворта. В своё время мужчина стал первым афроамериканцем в полицейском управлении Колорадо-Спрингс, а в конце семидесятых тайно внедрился в ряды Ку-клукс-клан и добыл оттуда немало полезной информации. Над скриптом будущей постановки потрудились сам Спайк Ли и его верные соратники в лице Дэвида Рабиновича, Чарли Вахтеля и Кевина Уиллмотта, а в числе продюсеров оказался Джордан Пил – автор прошлогоднего сенсационного «Прочь», поведавшего о расовых предубеждениях с неожиданной стороны.
Когда Рон Сталлворт (Джон Дэвид Вашингтон, футболист, переквалифицировавшийся в актёра, а заодно сын Дензела Вашингтона) поступает на службу, не все оказываются рады видеть темнокожего сотрудника в своих рядах. Сперва новобранцу приходится пережить несколько нападок на почве расовой ненависти со стороны сослуживцев. Но молодой человек с наилучшей стороны показывает себя в качестве начинающего полицейского, а затем ему улыбается удача – он случайно обнаруживает в газете объявление о приёме в местное отделение Ку-клукс-клана. В результате телефонного разговора Рона принимают в группировку, и мужчина осознаёт, что в этом деле ему необходим напарник. Тот смог бы играть его роль при личных встречах с представителями клана (очевидно, члены общины не были бы рады афроамериканцу в своих рядах). Его помощником оказывается еврей Флип Циммерман (заслуженный Кайло Рен далёкой-далёкой галактики Адам Драйвер). Ситуация осложняется тем, что Сталлворт влюбляется в Патрис (Лора Хэрриер) – активистку за права чернокожих, на которую, по слухам, охотятся ку-клукс-клановцы.
![](http://www.25-k.com/datas/users/2194-black_02.jpg)
Собравшаяся у руля картины мощная компания и благодатный материал, легший в основу истории, сказались на итоговом материале. «Чёрный клановец» – возможно, лучший фильм Спайка Ли в новом тысячелетии. В нём есть ненавязчивый, а местами – очень тонкий юмор, отсылки к значимым персонам и событиям афроамериканской культуры, завораживающие, удачно передающие атмосферу 70-х музыка и танцы, интересный визуальной ряд, показанная сквозь призму героя-одиночки драма целого народа, напряжённый и увлекательный триллер об агентах под прикрытием, история о страстно желающем стать своим для чужих, оставаясь при этом самим собой изгое, и развивающаяся на обочине сюжета, но не трансформирующаяся при этом в ненужное ответвление любовная линия. А ещё в искренней работе заслуженного ветерана можно найти нарочито карикатурных антагонистов (в их число затесались и реальные личности, как, например, антисемит, националист и известный политический деятель Дэвид Дюк), мысли, зачастую преподносящиеся зрителю прямо в лоб, а также героев, не получающих достойного развития. И если Сталлворт приобретает свой жизненный урок и меняется под напором обстоятельств, то никогда не задумывающийся до операции по внедрению о своём происхождении господин Циммерман, так и остаётся двумерным фоном для основных протагонистов повествования – афроамериканцев, показанных здесь смачно и со вкусом.
![](http://www.25-k.com/datas/users/2194-black_03.jpg)
Но всё же «Чёрный клановец» намного больше радует, чем разочаровывает. Конечно, если можно назвать радостью чувства от наблюдения за тем, как признанный мастер вскрывает болевые точки американского общества. Когда в финале ленты флаг Соединённых Штатов из цветного превращается в чёрно-белый, сердце сжимается от боли, восхищения и, вероятно, ещё неосознанного, маячащего где-то на периферии сознания чувства справедливости, попранного шовинистическим обществом, неизвестно как паразитирующим на прошлом своих праотцов в условиях пропагандируемых ныне толерантности и терпимости. Как бесконечно сменяющие друг друга, но никогда не встречающиеся зима и лето, чёрный и белый в истории Сталлворта – антиподы, которым сложно понять друг друга, но которые, что бы ни случилось, будут сосуществовать один подле другого в течение ещё очень долгого времени. Но не лучше ли тогда не существовать, а жить? Не стоит ли тогда отбросить в сторону все глупые предрассудки и просто наслаждаться синим небом над головой и зелёной травой под ногами? Простые вещи порой требуют непростого объяснения. «Чёрный клановец» не даёт ответы – он правильно формулирует вопросы. Этот фильм имеет в своей основе чёткий гуманистический посыл и говорит не только о проблемах Америки (в ленте есть несколько явных отсылок-уколов в сторону действующего президента Соединённых Штатов Дональда Трампа), но и о проблемах всего мира.
![](http://www.25-k.com/datas/users/2194-black_04.jpg)
Общеизвестно, что Спайк Ли – первый чернокожий постановщик, выпустивший фильм на крупной голливудской студии (вышедшие в 1987 году «Школьные годы чудесные») и открыто заявивший о сложных вопросах, о которых с давних пор было принято молчать. Новый его фильм – квинтэссенция выбранного направления. Это прекрасно выглядящая и в том же время содержащая в себе немало интересных мыслей, заставляющая напрячь серое вещество работа от мастера своего дела. Однако для многих из нас – живущих в информационную эру жителей России, упорно предпочитающих не замечать того, что происходит у нас под носом – борьба афроамериканцев и сексуальных меньшинств за свои права или ультраправые настроения в западном обществе всё ещё остаются трудностями надуманными. Даже актуальные в свете последних событий в Европе и мире угрозы со стороны радикального исламизма и вопросы миграции кажутся нам местечковым пустяком, не стоящим пристального внимания. Куда больше нас занимают современные темы глобализации и, что более важно, вопросы выживания в агрессивной внешней среде, зачастую сводящиеся к ежевечерним «посиделкам» вместе с гостями передач Малахова или к новому посту в инстаграме у Ольги Бузовой. Как ни парадоксально, но умная и смелая картина Спайка Ли говорит в том числе и об этом.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 4 октября