Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Движение вверх
Автор: Игорь ТалалаевДата: 31.12.2017 03:16
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ

2017, Россия, 133 мин.
Жанр: драма, спорт
Режиссёр: Антон Мегердичев
В ролях: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Иван Колесников, Кирилл Зайцев, Джеймс Тратас, Джон Сэвэдж, Марат Башаров



В советское время были широко распространены фильмы довольно специфического жанра – производственные драмы. Планы пятилеток, перевоспитание нерадивых рабочих, подъём колхозов – вот обычная тематика тех многочисленных лент. Сейчас же определённо чувствуется тренд на спортивные драмы. И стоит признать, что они начинают получаться всё лучше и лучше. Приходит бюджет, растёт количество и качество камер, увеличиваются массовки, а кое-где на выручку приходят нестыдные спецэффекты, работающие на атмосферу. «Легенда №17» в 2013 году показала, что русские могут не только отлично играть в хоккей, но и качественно показывать эту игру в художественном кино. «Движение вверх», основанное на одноимённой книге Сергея Белова, рассказывает уже о баскетболе – тоже весьма зрелищном и контактном виде спорта.

Итак, 1972 год, Олимпиада в Мюнхене, известная не только терактом против израильской сборной, но и волшебными тремя секундами финала баскетбольного турнира, где команда СССР додавила США. Спойлером спортивный результат полувековой давности едва ли можно назвать, он давно известен практически всем, а потому главный вопрос, который возникает к спортивной драме, основанной на реальных событиях: держит ли она в напряжении? И ответ: держит, да ещё как. Двухчасовой фильм умещает в себе события целого года подготовки и притирки национальной команды друг к другу и к требованиям нового тренера. Темп взят довольно быстрый и выдержан до самого конца, в решающем матче, достигая своего апогея. Разумеется, рассказывая о целой команде, да ещё и тренере плюс парочке партийных функционеров, нельзя добиться такой глубокой проработки образов, как это происходит в байопике одного человека. Валерий Харламов Данилы Козловского получил куда больше времени на раскрытие, но у «Движения вверх» есть очевидный плюс – это разнообразие ситуаций и характеров, а также саспенс.

У каждого в команде свои проблемы – у одного болят колени, а на душе тяжкая ноша лидерства, другой скрывает плохое зрение, третий мучается от редкой болезни сердца, а четвёртый и вовсе собирается сбежать из СССР. В какой-то момент начинает казаться, что в сборную отбирали исключительно людей с физическими и психологическими травмами. Но приходится признать: смотрится постепенное преодоление этих проблем и выстраивание дружной команды с интересом. Проходные эпизоды здесь практически отсутствуют – большинство сцен работает на усиление конфликта, и даже подготовительные матчи имеют важное значение, так как показывают, увы, недостаточную силу сборной для соперничества с «непобедимыми» американцами, которых главный тренер уверенно пообещал обыграть. Создатели утверждают, что в фильме нет злодеев, и это действительно так, если не считать излишне ретивого советского чиновника и жестокого американского тренера. На экране, как и в жизни, главный соперник спортсмена – он сам.

«Движение вверх» очень легко хвалить. Актёры демонстрируют не только достойную игру, но и впечатляющую физическую подготовку. 14-часовые смены съёмок баскетбольных эпизодов, за которыми следили сразу 6 камер, тяжело дались даже профессиональным игрокам, задействованным в качестве оппонентов, ведь обычный матч идёт куда меньше времени. Что уж говорить о людях, пришедших «с улицы». Владимир Машков привычно суров, но Джон Сэвэдж ещё суровее, Марат Башаров извивается ужом, а Кирилл Зайцев и Иван Колесников совершают умопомрачительные слэм-данки – глаза не нарадуются. Сам баскетбол, к слову, не слишком похож на тот, что демонстрировался в Мюнхене: в то время класть мяч в корзины и висеть на них считалось признаком дурного тона и было запрещено, но сегодня зритель уже слишком привык к современному зрелищному баскетболу, поэтому именно такой и был показан в фильме. При всём уважении к любителям исторической достоверности, это никак не получается поставить в укор создателям. Тут даже обильное использование слоу-мо почему-то не раздражает.

Не обошлось, правда, и без минусов. Например, советская сборная вовсе не собиралась отказываться от игры после теракта. Александр Белов действительно страдал от редкой болезни, но в 1972 году никаких проблем не испытывал. Однако смещение во времени реальной болезни в угоду драматизму выглядит сущей мелочью в сравнении с историей литовца Модестаса Паулаускаса, изображённого ярым антисоветчиком. Здесь режиссёр Антон Мегердичев определённо перегнул палку, хотя и «разрешил» литовцу в итоге одуматься. Непростой ситуация вышла и с образом главного тренера сборной – вдова Владимира Кондрашина категорически не согласилась с тем, как её мужа изобразил Машков; в результате сборную в фильме возглавил некто по фамилии Гаранжин. Но глядя на духоподъёмный финал фильма и в кои-то веки срабатывающую тему «дружбонародности» ругать сценаристов за эти вольности не хочется. Это художественное кино, лишь основанное на реальных событиях. Не так уж и важно, что Гаранжин выглядит строже Кондрашина, если в зале не найдётся ни одного зрителя, которого не взволновала бы его личная драма. И куда там якобы собирался сбегать Паулаускас, если в итоге честно помогал зарабатывать олимпийское золото. А грузинский дуэт и вовсе стал душой компании. Команда у Мегердичева определённо сложилась, а это самое главное. Победителей, как говорится, не судят.

Кажется, понимая, что порой перебарщивает с драматизмом, сценарий предлагает и несколько юмористических эпизодов. Самоирония избавляет фильм от излишнего пафоса – оказывается, что патриотический блокбастер может быть не тяжеловесной статуей, а динамичной конструкцией, отрывающейся от земли и в какие-то моменты буквально замирающей в воздухе. Как американцы в фильмах про русских не могут отделаться от «клюквы», так и наши показали Америку не без порции «чипсов». Прибавьте к этому обязательный акцент на грязной игре соперников (ну да чего уж там, они и правда играют грязно, когда проигрывают). Но даже тут ирония разряжает обстановку – чего стоят только четыре чёрных уличных игрока в баскетбол и их комментирование финального матча. Что же до самого финала, то здесь остаётся только аплодировать (и некоторые зрители реально аплодировали): игра показана не урывками, как это принято, с подробным изображением лишь ключевой сцены. Этого вовсе не ожидаешь, но Мегердичев показал КАЖДОЕ очко той игры, набранное обеими командами. Конечно, чуть быстрее, чем было в реальности, но всё же. Нельзя не отметить и крайне удобное табло со счётом, которое держится в нижней части экрана последние полчаса. Благодаря ему складывается ощущение, что ты смотришь уже не художественный фильм, а настоящую прямую трансляцию из Мюнхена. Причём, смотришь ВЕСЬ матч от начала и до конца. Вот уж где настоящая магия кино!

P.S. Единственно, что может победить ваше желание тренироваться в трёхочковых бросках сразу после сеанса - снег на баскетбольной площадке во дворе. Или отсутствие этой самой площадки.

Игорь Талалаев

В кинотеатрах с 28 декабря
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 297 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio