ПРАВИЛА СЕКСА (THE RULES OF ATTRACTION)
Жанр: триллер, комедия, мелодрама, драма
2002, Германия-США, 110 мин.
Режиссер: Роджер Эвери
В ролях: Джеймс Ван Дер Бик, Шаннин Соссамон, Джессика Бил, Кип Парду, Кейт Босворт, Иен Сомерхолдер
Обычная тинейджерская вечеринка на задворках состоятельного университета Кэмбдон: секс, наркотики, рок-н-ролл. Три понятия разгульной жизни идентифицируются с тремя основными персонажами – Лорен, Пол, Шон. Однако в действительности это коллаж, устоявшийся архетип прокуренного хиппи в размалеванной футболке. Как говорил «леоновский» Стэнсфилд Бессона – «Надо всего лишь прислушаться». Жуки жужжат, и они лишь некоторые из многих.
«Правила секса» – второй роман Эллиса, очумелая авторская подноготная типичного американского учебного заведения для богачей 80-х. Еще не смолкли «Duran Duran», а Билли Айдол со своим хитом «Dancing With Myself» (танцуя с самим собой), звучащий в середине пропитанного перегаром, алкоголем, наркотиками и беспорядочным сексом текста, является обледенелым, бесчувственным катарсисом. Впрочем, его смысл в той или иной степени для читателей многолик, а кирпич прозаика только-только занесся над затылком современников, чтобы хирургически обрисовать истинное лицо престижного университета. Университета, прекрасного в своей беспечности, но абсолютно пустого, как в душах, так и в знаниях. Но когда шестеренка крутанет руку судьбоносного голема с кирпичом, будет уже поздно. Возникшая пустота никогда не иссякнет.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ellis_18_r.jpg)
Постановщиком фильма самого неэкранизируемого романа знакового постмодерниста (это, в целом, можно отнести ко всему творчеству Эллиса, и в этом парадокс любви к экранизации его произведений) выступил Роджер Эвери. Приятель Тарантино, соавтор «Криминального чтива», Эвери показал себя с лучшей стороны, отойдя от гангстерских, сатирических кинобаек. Режиссер представляет характер детища Эллиса на примере молодежной мелодрамы: удачные темпоральные находки по прямой аналогии с параграфическим повествованием книги, должный настрой с первого же акта (как сценического, так и полового). Три главных персонажа: девственница Лорен, мачо Шон и гей Пол. Как это водится, в оригинале все немножко по-другому. Лорен давно потеряла благочестие, Шон, торгующий наркотиками, свою дрянь тоже мастак принять, а Пол – бисексуал, на заре половой жизни встречавшийся с Лорен.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ellis_19_r.jpg)
И так со всем сценарием. Муравейник второстепенных героев с какой-то стороны сужен, с какой-то переработан, но шалунишка Эвери знает толк в собственной истории и имеет хороший вкус в постановке определенных сцен. Дело в том, что режиссер избрал для «Правил секса» на целлулоиде определенный жанр и не отступает от него ни на минуту, в то время как роман Эллиса – трагическая история не любви, но взаимоотношений, а того еще хуже – пронзительная баллада о внутреннем одиночестве людей, забетонированная печатными буквами на белых страницах. Эвери более приземист: ему, как, впрочем, и зрителю, достаточно эффектных видеоклипов, необычных приемов съемки, коих тут целый вагон, и симпатизирующих персонажей. Неважно гей ли это, наркоша, больной СПИДом или подстилка для футбольной команды. Шанс, что время сотрет все грехи, не исчезает навсегда, ведь завтра не умирает никогда.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ellis_20_r.jpg)
Несмотря на весомое препарирование и штопку текста Эллиса, под нож попали некоторые пасхальные яйца. Так, например, одна глава книги полностью принадлежит брату Шона Бэйтмена – Патрику. Упущен и факт гомосексуальной наклонности Шона. Дело в самом герое – в книге он дает трактовку событий, противоположенную Полу, вернее просто упускает момент взаимоотношений с ним. Выдумал ли это Пол Дентон? Может быть. Но следующее произведение Эллиса приоткроет завесу тайны клана Бейтманов.
«Правила секса» (верным переводом будет «Правила привлечения») в отличие от романического оригинала – немного сатиричная и довольно поучительная любовная история в кубе. Но, как уже было сказано, стоит приготовиться, что эта история не о любви. Так уж повелось. Разочароваться намного проще, чем полюбить. Посмотрите на вашу половинку, может, там тоже притаилась бездна.
Стас Селицкий