Перед вами вторая часть рассказа о съемках веб-сериала "Смотри в оба". Своими платиновыми мыслями поделился изнывающий от скуки за рулем режиссер.
Мы ехали куда-то на очередную location-разведку, когда зашла речь о том, что пора бы наконец рассказать читателям о подготовке к съемкам, т.е. препродакшне.
– Ну ты же сам все прекрасно помнишь! – заявил режиссер (известный в миру под именем Дмитрия Громова).
– Да, но я-то слишком занят. Сейчас достану термос и буду пить кофе. А ты всего лишь ведешь машину. Глаголь, а я запишу, – ответил сценарист (широко известный в узких кругах главвред одного скромного межгалактического журнала о кино). – Говори, а я запишу.
– Ты только вопросы задавай.
– Легко.
– Диктофон включи.
– Забей. Если что забуду, напишу отсебятину. Все как всегда. Так даже будет интереснее. И еще фотку твою дадим самую фотогигиеничную.
Вот так запросто родилось важнейшее интервью за рулем в истории интервью за рулем. С фотогигиеничной фоткой.
– Сколько актеров рассматривалось на роли? Всего и на каждую из ролей?
– Героев трое – Проводник, Виталик и Давыд. Одна из ролей была написана под конкретного человека, Алексея Артюхина. Поскольку его типаж, на наш взгляд, полностью соответствовал выбранному жанру и стилистике. Он стал Проводником.
– Ага, только он поначалу хотел играть более ээээ… благородную роль. Но ведь это скучнее.
– С ролью Виталика было сложнее – мы перебрали шесть человек, согласившихся принять участие в проекте. Выбор был сделан в пользу Леонида Даценко, поскольку именно он больше всех соответствовал типажу и характеру героя, и, что самое важное, отлично играет. Мне довелось поработать с ним ранее на проекте рекламного ролика фестиваля "Ратное дело", где он отлично справился с ролью Александра Невского, а также видел его в паре спектаклей. Талантливый парень, отлично играет.
– Красиво излагаешь. Тут я добавлю, что ты проехал на красный свет. Это добавит саспенса.
– Саспенсу добавит полицейская погоня. А на роль Давыда рассматривалось трое человек, абсолютно разных по амплуа, типажу. Можно сказать – мы искали образ. Сам персонаж в течение истории достаточно линеен, служит оркестровкой для остальных. Но когда судьба свела нас с Константином Ежковым, мы приняли решение работать исключительно с ним, тем более он заинтересовался проектом, и вообще помог нам с его реализацией. Что касательно антагониста… это достаточно интересный персонаж, о котором мы расскажем позднее.
– Почему именно эти 3 актера?
– Они лучшие.
(улыбается то ли тому, что актеры лучшие, то ли тому, что успешно ушел от полицейской погони, – прим. ред.)
– Почему 3 героя? Да-да, я-то знаю, но ты скажи.
– Потому что мы хотели создать историю, которую нам по плечу рассказать. Изначально ставилась задача на минимальный каст.
– А что не срослось с предыдущими актерами?
– Все были согласны и хотели, но не все всегда могли сниматься. Плюс, не было стопроцентного попадания в образ.
– Сколько было репетиций, читок сценария, бесед?
– Бесед было две или три, читка сценария была одна с одним составом. С финальным составом мы провели выездную съемку-репетицию, где актеры могли почувствовать образы, наладить взаимодействие. Собрать воедино трех занятых актеров на читку нереально – полгода пытались, после чего я решил позвать всех на "съемки". По факту мы прогоняли открывающую сцену фильма, где заявляются образы. Я хотел, чтобы актеры прониклись атмосферой фильма, своими образами. Таким образом, первый "съемочный день" и стал репетиционным. Сцену мы затем пересняли целиком.
– Это ты удачно задвинул. Типа так и было задумано. На самом-то деле мы действительно приехали снимать, но нам подгадила погода. Впрочем, занимайся мифотворчеством дальше. Много ли использовано реквизита и как его достали?
– Реквизита не много, но достаточно, что-то было куплено в строительных магазинах, что-то в военторге. Часть реквизита нам предоставил Константин Ежков. Ну и так по сусекам поскребли.
– Как выбирали локации? Сколько их всего (хотя бы примерно)?
– В бытность свою оператором на телевидении я изъездил нашу область, да и коллега мой
(Александр Леонтьев, – прим. дотош. ред.) тоже, потому места мы выбирали по памяти. Основных локаций у нас… Лес на Красной Глинке под лэп, Сокские штольни, Курумоч – там в детстве я отдыхал с родителями и все выгодные ракурсы и пейзажи прочно засели в моем разуме, а также локации в Новом Буяне и недалеко от Тольятти.
– Жаль, что не вышло снимать на зарубежных курортах, как я предлагал. Но с другой стороны – Самарская область всего в полтора раза меньше по площади, чем вся Чехия. Места хватило. А каков в итоге бюджет? Ой, нет, это секретная информация. Лучше скажи, сколько нужно еще собрать денег? И сколько по-хорошему стоит снять такое кино?
– Еще предстоит где-то найти около 15 000 рублей на покупку лицензионной музыки в фильм, поскольку мы планируем защитить его лицензиями ютуб и т.д. По-хорошему, чтобы снимать все по уму, арендовать аппаратуру, создать реквизит, сформировать правильную команду… средний бюджет одной серии будет равен миллиону рублей. Плюс-минус 200 тысяч – в зависимости от декораций.
– Вот это ты раскатал варежку. Кто входит в съемочную группу? Кто чем занимается? Кого еще нужно поблагодарить?
– Значит, так. Я – продюсер, режиссер и оператор постановщик…
– А еще монтажер. Человек и пароход.
– Ты – сценарист и скрипт-супервайзер. И слишком много болтаешь.
– Если скрипт-супервайзер – это тот, кто таскает реквизит и много копает, то все верно. Но ты продолжай.
– Александр Леонтьев – второй режиссер. Тимур Набиев – второй оператор. Алексей Артюхин, Леонид Даценко и Константин Ежков – в главных ролях. Анна Наумова – линейный продюсер. Благодарности – базе "Ратибор", Олегу Стрикову и Сергею Костину. Это, понятное дело, не весь список. Впереди еще съемки с массовкой, а вот после них перепишем имена парней, которые помогут сделать фильм масштабнее.
– Чего опасался на стадии подготовки? Что бесило?
– Да что все сорвется к чертям собачьим. Что просрём какие-то важные моменты. Что не удастся осилить материал. Но как всегда: глаза боятся – руки делают. Снимать ведь просто по сути. Кадр за кадром. (снова улыбается, хотя плакать надо – раскрыл самую страшную тайну и теперь все перестанут уважать профессию режиссера, – прим. ред.) Тяжелее всего далась подготовка и съемка пещерных сцен. Где надо высвечивать пещеру и ты зависишь от техники. Так, два раза съемки приходилось сворачивать из-за недолговечности заряда батарей. После чего режиссер психанул…
– Ты и есть режиссер. Перестань говорить о себе в третьем лице – так начинается мания величия. Это ж интервью.
– Ок, я психанул. Взял генератор, нашел у знакомого 170 метров провода и залил всю пещеру светом к чертям собачьим. Этот день мы снимали 13 часов. С 6 утра до 7 вечера. Устали все страшно – но в итоге получился достаточно годный материал. Актеры справились с задачей блистательно.
– Да, пусть страна знает, что психанул ты, а кабели прокладывал я. Зато я никому не скажу, что ты чуть не сжег одного из актеров.
– Спасибо.
– Но ведь и радовался чему-то в процессе? Кроме поджигания людей, конечно.
– Радовался удачным дублям. Бесил иногда возникавший гвалт на съемках – который вредил актерам и процессу. И приходилось по несколько раз переснимать, делать большее количество дублей, чем следовало бы.
– Камешек поймал. Щас, погодь, умный вопрос задам… Придумал. Менялась ли концепция сериала во время подготовки? Диктовали ли тяжелые условия изменения в плане подготовки, выборе художественных средств?
– Как таковая концепция не изменилась, а скорее обросла деталями, расширилась и углубилась. Условия малобюджетных съемок диктовали свои правила. Актеров – не более 3 человек, реквизита – минимум, хронометраж – тоже определенный. Съемочный день зимой короткий – потому изначальные планы снимать где-то в области были отменены, и мы снимали не далеко от города. Для того что бы затем счесть эти планы с другими местами, получив атмосферу другой локации.
– Ну в итоге-то все равно вышло куда больше трех актеров. Какие можешь сделать выводы и дать советы оказавшимся в подобной малобюджетной ситуации?
– Если у вас нет бюджета – не снимайте. А если хотите снимать – намыльте свою задницу и готовьтесь к тому, что все будет сорвано, чего-то постоянно не будет хватать, и учитесь выходить из непредвиденных ситуаций. И всегда будьте доброжелательны! А самое важное: в составе вашей команды должны быть люди, которые вместе с вами загорятся идеей и воспримут ее всерьез. Работайте с профессионалами. Непрофессиональные актеры, операторы, сценаристы и т.д. – с ними вы никогда ничего нормального не снимете. Только работа с профессионалами.
– Спасибо за честные ответы. Ты, кстати, только что наш поворот проехал. Но не беда, дальше кольцо будет. Километров через 30.
– ***дь! Запикай это.
– Запикаю. Мы ж профессионалы, чё.
И запикал.
Дмитрий Громов,
Игорь Талалаев