НОЧНЫЕ СТРАЖИ
2016, Россия, 98 мин.
Жанр: фэнтези, боевик
Режиссер: Эмилис Веливис
В ролях: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Леонид Ярмольник, Михаил Евланов, Сабина Ахмедова
Паша работает курьером и ведет совершенно обыкновенную жизнь. Разве что во сне летает, правда, в весьма ограниченном направлении – строго вниз. К падениям с крыш добавляются незнакомая девушка, отчаянно зовущая на помощь, и загадочное солнечное затмение. В какой-то момент Паша (вероятно, срабатывает эффект Баадера-Майнхофа) начинает видеть незнакомку повсюду – на рекламных флаерах в метро, билбордах и, в конце концов, по телевизору. Объявление о пропаже певицы Даны большинство склонно считать пиар-акцией перед выходом ее нового альбома, но случайно столкнувшись с девушкой в одном из московских отелей, Паша попадает в заварушку и понимает, что все серьезно. За конфликт, развернувшийся между непонятными людьми и еще более непонятными нелюдьми, ему поясняет вмешавшийся оперативник с внешностью Ярмольника. После чего стирает пареньку память (привет, «Люди в черном») усыпив того пофигень-травой (привет, отечественное импортозамещение). Далее, естественно, следует предложение поработать в засекреченном отделе Н в качестве «рубежника» – человека «с чуйкой на нечисть».
«Ночные стражи» – это упыри (вампиры – это только в кино ©) в спортивках, их главарь, зачем-то съедающий голубя заживо, Паша Курьер вместо Ивана Царевича, Верник в качестве лешего, которого привязали к детской карусели, и нападение вурдалаков на выпускников под песню, записанную под лейблом Газгольдера. Плюс куча жаргонизмов, панорамных видов столицы и фольклорных существ, включая, например, василиска. Покажут, правда, только упырей (еще пара персонажей не в счет), но даже несмотря на то, что сюжет в основном вращается вокруг «русских народных антагонистов», создатели приплетают и восточную мифологию – японскую кицунэ за несоблюдение местных законов грозятся отослать почему-то в Китай, хотя Лиса – зверь (образно говоря) полезный: и морок умеет насылать, и советы дает в самый нужный момент.
Напыщенность и прессинг здесь можно найти практически в каждом моменте: начиная с того факта, что между «Княгиней» Даной и ее избранником должно произойти соитие (обязательно при солнечном затмении): счастливчик станет владыкой тьмы, день смешается с ночью, начнется большой передел, война с людьми и все такое. Продолжается действие под лозунгом «сердце подскажет куда идти», ну а темп при этом поддерживают не только банальности (герои почти все время говорят и делают то, что зритель видел и слышал сотни раз), но и явно выделяющиеся эпизоды. Например, абсолютно фееричная сцена, где Ярмольник в вагоне поезда расстреливает вражескую гоп-компашку из огромного пулемета под, внимание, «А я иду, шагаю по Москве».
Большую часть сюжета занимает разжевывание сложившейся ситуации и ввод зрителя в курс дела, хотя штампов хватает и здесь: упыри ведут себя вполне по-упырски, то есть странно выглядят, рычат и фыркают друг на друга, к тому же имитируя иностранный акцент. В органах процветает коррупция, а злодей настолько злодей, что готов предавать и убивать направо и налево и своих и чужих. Иван Янковский пытается изобразить хоть какие-то эмоции (выходит не очень) и постоянно кричит, Любовь Аксенова красиво выглядит, Михаил Евланов усердно косит под разъяренного «падшего». Из плюсов: посыл о том, что любовь должна быть сильнее страха и тот факт, что Паша действительно показан как обычный человек, вынужденный использовать вполне земные приспособления для того, чтобы противостоять злу. Относительно неплохим оказывается score (хотя именно к трекам это ни в коей мере не относится), так же, как работа гримеров и Ярмольник в виде майора Гамаюна (не совсем понятно почему он закрывает видящий глаз, когда прицеливается, но это минимальная придирка, учитывая все остальное). В любом случае, прямой намек на продолжение выглядит сомнительно: в этот раз городское фэнтези не получилось (хватает и города, и мифических существ, а вот баланса и логичности не достает), а сама картина стала наглядным примером к реплике главного героя: «Ну что за бред?».
Анна Ентякова
В кинотеатрах с 25 августа