ЖИЗНЬ АДЕЛЬ (LA VIE D'ADELE)
2013, Франция-Бельгия-Испания, 179 мин.
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Абделатиф Кешиш
В ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду, Салим Кешьюш, Орельен Рекуан
Казалось бы, жизнь Адель, ученицы десятого класса, только вступающей во взрослую жизнь, ничем не отличается от ее сверстниц. Она также сплетничает на переменах, волнуется о неминуемых экзаменах, встречается с парнями – до момента, когда однажды ее взгляд не встретится с импозантной незнакомкой, выделяющейся из толпы волосами, выкрашенными в синий – самый теплый цвет. Чуть позже окажется, что влечет ее к ней не простое любопытство: там, на площади, произошло то, что люди называют любовью с первого взгляда.
В принципе, если выбирать в этом году, «Жизнь Адель», по понятным причинам, стала объектом самого пристального внимания: отчего-то именно в России, наделав столько шума ранее, в сторону ленты то и дело слышны презрительные усмешки, помноженные на жалобы особенно консервативных зрителей. Мол, бесстыдство-то, какое! А ведь ее награждение «Золотой пальмовой ветвью» - и вот это уже совсем чудеса – отнюдь не дань набившей оскомину политкорректности, ведь на тему однополой любви выходил фильм куда более патетичный, рассчитанный на награды (речь о Соденберговском «За канделябрами»). Прежде всего, для режиссера данная сюжетная деталь не самоцель, а лишь желание создать нечто актуальное – как раз в то время, когда во Франции узаконили однополые браки – но максимально далекое от политических мотивов, и, как это, ни странно, социального подтекста. Адель и Эмму даже ни разу не подвергаются гонениям: в Европе подобные связи уже издавна считаются нормой, а единственная стычка по этому поводу нужна лишь для демонстрации инфантильности неокрепшего, подверженного спонтанным реакциям разума.
Говоря кстати, об Абдельлатифе Кешише, довольно давно уже подававшего надежды, и сейчас сходу превратившегося в триумфатора, будет преступлением не упомянуть его успехи касательно эмоциональной выразительности. Раскрывая в «Уловке» подростковые волнения по поводу первой симпатии, в «Кус Кус и Барабульке» он идет дальше, наполняя энергией рассказ о старике, гнавшегося за своей молодостью – и созерцая этот бег по кругу два с половиной часа. В «Черной Венере» перескакивая на эпический размах и еще больший хронометраж, здесь же и вовсе переставая снимать кино, по привычной для него параболе растягивая временные рамки на три часа: но более примечательно то, что он в них умудрился спрятать целую жизнь. Ну, или как минимум – слепок с самой жизни.
Стирая грань между вживанием в образ и простым существованием в кадре, Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, создают лучший актерский дуэт года. Исследуя любовь от неуверенного знака вопроса, до жирной точки, Кешиш не открывает новых горизонтов в кинематографическом смысле, зато препарирует тему жестче, и, разумеется, честнее многих. С откровенностью, балансирующей на грани чувственной мелодрамы и софт-порно – но не скатываюсь в поронографию ни разу – с нежностью поэта и настоящего романтика, порою даже слишком, как это часто бывает с мыслящими в иных масштабах художниками. Отношения, от пожирающей их изнутри страсти, до холодности в постельной жизни и обыденных размолвок, переходят на наших глазах от первой фазы, ко второй в одной монтажной склейке: оператор, постоянно берущий лица крупным, а то и сверхкрупным планом, показывает вроде тех же людей, но взгляд уже давно не тот. Чуть позже, изматывающая в своей откровенности сцена ссоры, которая как бы показывает обреченность внезапно вспыхнувшего романа, сходу почти укореняет типажи в сознании; она, решительно настроенная, почти мужчина, другая, бесконечно всхлипывающая – как правило, глупая женщина. И с этими соплями-слезами, истериками, бессонными ночами, сразу и не поймешь, что так было нужно, дабы выдержать цельность композиции, притом, что шаг вправо – скатишься в очередную пошлую трагику, шаг влево – обвинят в претенциозности (и ведь кто-то таки да обвинил!).
Адель, чье имя вынесено в заголовок, естественно, с самого начала воспринимается аудиторией, как центральный персонаж: в отличие от Сейду, она практически не исчезает из виду, наверное, поэтому так очевидно развитие ее характера; зайдя в зал, видишь одного человека - а в финале, на выставке, уже практически кого-то малознакомого. Вышла ведь не сколько драма о разрушительности личности через самую неподвластную человеку эмоцию (в одном эпизоде, Адель отчетливо произносит «Это сильнее меня»), сколько пронзительная история одиночества: ты одеваешь красивое синее платье и идешь куда-то, в надежде все вернуть, исправить, сказать много важных слов, не понимая еще, что пути ваши разошлись: шрамы на сердце имеют свойство оставаться навсегда, зарубцовываясь примерно тогда же, когда находишь в себе силы идти дальше, свернуть в сторону от прошлого, шагнуть в туманное будущее - превратившись в один момент в кого-то другого.
Александр Гофман