Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Я тоже хочу, 2012
Автор: Вероника КломасДата: 12.12.2012 12:43
Разместил: Олег Варнавский
Комментарии: (6)

Я ТОЖЕ ХОЧУ
Жанр:
драма
2012, Россия, 89 мин.
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Александр Мосин, Олег Гаркуша, Юрий Матвеев, Алиса Шитикова, Алексей Балабанов



Где-то в заброшенной деревне между Угличем и Петербургом стоит Колокольня Счастья, принимающая в своё лоно людей, проживших достойную жизнь. В чёрном джипе по заснеженной дороге едут пятеро людей, которые тоже хотят частицу счастья: Бандит, его друг Матвей с отцом, Музыкант и девушка. Каждый надеется, что примут его, они едут, едут и находят Колокольню, но кто-то дойдёт, кто-то – нет, одного возьмут, другой останется у входа и будет кричать «я тоже хочу».

Меланхоличная драма Алексея Балабанова «Я тоже хочу» возвращает молчаливого режиссёра в ряды киноавторитетов. Он определил жанр своего фильма как «фантастический реализм», и это как нельзя точно отражает происходящее на экране. Мифологическая Колокольня Счастья лишь художественный образ, идея того недостижимого островка покоя, которого ищет каждый человек, не удосужившись спросить себя, заслужил ли он это право на счастье.

Режиссёр устал бороться с наигранностью профессиональных актёров, поэтому пригласил в фильм нужных любителей. Бандита сыграл Александр Мосин, ранее уже снимавшийся в балабановских картинах, у него действительно криминальное прошлое и в фильме он, пожалуй, самый яркий персонаж, смачно ругающийся матом и не лишённый трезвого взгляда на жизнь. Олег Гаркуша играет уставшего Музыканта, чьё несопротивление миру, кажется, и дарит ему пригласительный билет на Колокольню. Юрий Матвеев играет Матвея – типичного пьяницу, не видящего в жизни ценности и участвующего в поездке исключительно по причине прострационного состояния вечно пьяного сознания. Он взял с собой еле держащегося на ногах отца, чтобы тот перед смертью приобщился к счастью, - как известно, «самые добрые люди у нас и самые пьяные», и наоборот. Роль проститутки досталась Алисе Шитиковой потому, что Балабанов из пяти девушек выбрал одну, которая согласилась голой бегать по снегу; девушка учится на режиссуре, поэтому некоторая неестественность в её игре довольно-таки заметна. Такой вот странный актёрский состав, к которому присоединился и сам Балабанов, сыгравший почти самого себя – кинорежиссёра, тоже сидящего у Колокольни и ждущего чуда.

Алексей Октябринович снимает кино про себя, поэтому каждая его новая работа процежена через сито мрачной меланхолии и безысходного отчаяния. Сценарий «Я тоже хочу» про каждого человека, ведь единственное что, по правде, интересует нас – возможность достижения хотя бы иллюзии счастья. Персонажи фильма ни отрицательные, ни положительные, они настоящие: преступник и проститутка не меньше люди, чем любой случайный прохожий. Герои болтают о конце света, молятся Богу и скорбят над своей участью, - невольно начинаешь думать, что это твои старые знакомые, а может и ты сам. Кино с отличным чувством юмора и приправлено бодрящей музыкой, хоть это не мешает ему быть сверхреалистичным и правдивым, что в конце хочется вздохнуть и повеситься где-нибудь на дверном косяке. Счастья-то ведь нет и быть не может, и вовсе его не надо – люди не заслужили. Как сказал режиссёр: «Если понравится кино – хорошо, если нет – тоже хорошо», но посмотреть его стоит. Если человеку и не попасть на Колокольню Счастья, то, по крайней мере, можно услышать её далёкий звон…

Вероника Кломас

ЕЩЕ ОДНО МНЕНИЕ

КАК БАЛАБАНОВ ЗА СЧАСТЬЕМ ХОДИЛ

Как ни относись к Алексею Балабанову, а приходится признать, что каждая его новая картина – это интрига. Чёрт знает, на что способен этот понурого вида человек в тельняшке! Может, породит очередного народного мстителя, или выложит всё как на духу про уродов, да про людей, может, выдаст эстетскую стилизацию под начало XX века, или до смерти запугает ужастиками, позаимствованными из отечественной действительности. Аудитория, разумеется, расколется надвое: одни назовут увиденное шедевром, другие – «омерзительным зрелищем», но объединит всех чувство удивления. Балабанов ведь потому и Балабанов, что умеет удивлять, каждый раз подавая то, чего от него не ждут. Признайтесь, Вы ведь и представить не могли, что после череды брутальных постмодернистских опусов, вроде «Жмурок» (2005), «Груза 200» (2007) и «Кочегара» (2010) режиссер выдаст философское роуд-муви с элементами фантастики и с пронзительной авторской исповедью в финале. А между тем, уже само название, не по-балабановски размашистое и прямодушное «Я тоже хочу», говорит о том, что картина для автора нетипична.

История, рассказанная в фильме, на первый взгляд, выстроена во вполне традиционном для большинства работ Балабанова духе. Компания противоречиво-маргинальных персонажей-типажей – киллер-полицейский, проститутка-философ, рок-музыкант-праведник и просто алкоголик – бросив всё, травя байки, обильно запиваемые водкой, отправляется на поиски, ни много ни мало, счастья. Но на этом моменте Балабанов добавляет вроде бы давно забытый им элемент лёгкого абсурда и мистики, промежуточной между былинным сказом и «Сталкером» Тарковского. Счастье, оказывается, находится там, где ему вроде бы совсем не место – в радиоактивной зоне, в некой загадочной колокольне. Благосклонности этой колокольни, разумеется, добиться может не каждый, а потому дорога к счастью устлана трупами недостойных. Но разве есть такая сила, какая могла бы удержать русского человека, коли ему счастье посулить? Вот и герои фильма идут к своей цели напролом, положившись на родимый авось, и совершенно не задумываясь о том, что путешествие может закончиться печально.

«Я тоже хочу» производит впечатление этапной работы, подводящей черту под определённым периодом в творчестве режиссёра, и открывающей возможные векторы его дальнейшего развития. Так, с одной стороны, картина представляет собой квинтэссенцию всего лучшего из того, что составляет уникальный балабановский стиль: хлёсткая социальная ирония, простые как дважды два убийства, отрывистые диалоги, построенные на афоризмах, ударный запоминающийся лейтмотив и, конечно же, излюбленные автором трамваи-символы. К этому всему добавлена фантастическая атмосфера ранних экспериментальных картин, «Счастливых дней» (1991) и «Замка» (1994). С другой стороны, в картине появляется если не новый, то очень непривычный Балабанов – откровенный, страдающий, добродушный маленький человек. Впервые с момента короткометражного «Трофима» (1995) появляясь в кадре, режиссёр берёт на себя смелость напрямую поделится со зрителем сокровенными мыслями и переживаниями. Оттого картина напоминает своеобразную исповедь, тихую и искреннюю, которую произносит скептик, уставший от собственной привычки отпускать по поводу неказистого устройства нашей жизни пессимистичные, горько-ироничные шутки.

Таким образом, картина является ключом ко всему творчеству Балабанова. За эпатажными жестами, провокационными приёмами и настораживающими заявлениями, трактуемыми то как националистические, то как консервативные, то как ещё бог знает какие, оказывается, скрывается вселенская скорбь и тоска человека-как-все. Кажется, что режиссёр, не найдя решений бесчисленным проблемам русского житья-бытья, просто-напросто отказывается продолжать поиски. И единственное, что ему остаётся, это по-детски, наивно, но искренне признаться, что тоже хочется счастья. Как его получить – не важно, пусть хоть благодаря радиоактивной колокольне.

Павел Орлов
Нравится
 
Комментарии:
1. Сергей Сысойкин 13.12.2012 04:39
Ребята, уважаю Ваш труд, но Ваши рецензии абсолютно пустые размышления на тему, но не о фильме. О чем, зачем, почему, я так и не понял. Вероника вяжет бахрому из описания без анализа, интуиционные догадки Павла, но ядра текста нет.

"Меланхоличная драма Алексея Балабанова «Я тоже хочу» возвращает молчаливого режиссёра в ряды киноавторитетов" - это пусть будет на Вашей совести.
2. Павел Орлов 13.12.2012 11:31
Сергей, спасибо, мотаем на ус;)
3. Вероника Кломас 14.12.2012 16:47
Ок критика принята))

По поводу моей совести: думаю, вы не станете спорить, что авторитетность режиссёра определяют не зрители, а профессионалы, поэтому мы можем сколько угодно ругать/восхвалять режиссёра, толку будет ноль. К примеру, балабановский фильм высоко оценил Эмир Кустурица, а Гордон и вовсе назвал его лучшим фильмом в творчестве режиссёра, вот так. Так что до моей совести тут дело не касается. =)
4. Сергей Сысойкин 15.12.2012 02:56
Вероника, всецело доверять профессиональной критике не стоит - на вкус и цвет даже среди профессионалов единства нет. То, что Балабанова высоко оценили Кустурица и Гордон вообще не показатель, поскольку их мнение не является авторитетным.

Я имел в виду, что утверждать, что новый фильм вернул режиссера в ряды киноавторитетов довольно странно, поскольку Балабанов оттуда и не выходил, в общем то.
5. Вероника Кломас 15.12.2012 05:49
Никто не призывает слушать критиков, но всякие рейтинги составляют именно они, а зритель, конечно, волен оценивать сам. Но давно ли Кустурица не стал авторитетом? Для вас - может быть, но в профессиональной среде ещё как является.

Ваша позиция замечательна, но критики для того и существуют, чтобы смотреть весь подряд шлак/не шлак, а люди с ограниченным временем для просмотра кино могли решать, на что (не) стоит его тратить.

Последние работы Балабанова после "Брата 2" на порядок слабее предшественников, так что можно поспорить, но зачем?
=)
6. Сергей Сысойкин 16.12.2012 03:43
Кустурице и последний фильм Михалкова нравится, а Герману-ст. - американские боевики. Ну у каждого свои вкусы, чего уж там.

По мне "Груз-200" один из лучших фильмов позднего Балабанова, который во многом повлиял на новую российскую волну, а "Жмурки" на порядок выше всех отечественных попыток отрефлексировать 90-е. Алексей Октябринович - мэтр и не выйдет из этого ряда, даже если снимет еще пяток "Мне не больно".

Что касается критиков, то они уже давно не ругают Балабанова, он сам себе и небо и земля, для остальных имя режиссера - причина смотреть или не смотреть кино. случайных зрителей у его фильмов практически нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 86 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio