НАСЛЕДСТВО ЕВЫ
ЖАР ТЕЛА (BODY HEAT)
1981, США, 113 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Лоуренс Кэздан
В ролях: Уильям Хёрт, Кэтлин Тёрнер, Ричард Кренна, Тед Дэнсон, Дж.А. Престон
Звезда по имени Кэтлин взошла в 1981. Обвела поклонников серьезным, обещающим многое взглядом и бесстыдно плюхнулась на пустующий со времен Мэрилин трон секс-идола, согнав с его подлокотников случайных фавориток публики. Кто-то возревновал, кто-то загорелся, кто-то всерьез задумался, каково это – не снимая, носить тело, позволяющее камере скользить, скользить, скользить вдоль бесконечной линии ног, вдоль мягкого изгиба бедер. Алый шелк юбки, тонкий нейлон, а под ним горячая солоноватая кожа. Жар.
«Body Heat» можно счесть постнуаром в основном благодаря ей, дебютантке Кейтлин Тернер, и ее героине Мэтти, «роковой» до такой степени, что непонятно, как кто-то вообще решается подойти к ней, вдохнуть рядом воздух, ведь стоит только раз ощутить этот запах… Есть и внешнее сходство с фильмами 1940-х: вечная ночь, резкие тени, старообразная шляпа, подаренная отрицательно-положительному главному герою, чтобы было чем прикрыть голову, когда сверху сыплется «все это дерьмо». Запутанный сложный сюжет, неуклонно нагнетающий напряжение до тех пор, пока оно не становится почти осязаемым, а потом ошарашивающий зрителя неожиданным твистом. Преломленный в сексуальном ключе мотив воды. Вместо классического дождя – сводящая с ума влажная жара, густой туман, сквозь который, как сквозь подушку, едва доносятся отдельные звенящие ноты колокольчиков. Вместо поблескивающих мостовых и причалов – покрытые потом тела. И все-таки это совсем другая история.
Нуар всегда был поединком, заведомо обреченным на поражение противостоянием человека и фатума. Строишь план, основывая его на интеллекте, мужестве, способности делать то, что необходимо, но успех или провал обеспечивает не алиби, а каприз теории вероятности, которая та еще стерва. Нед Расин прекрасно понимает это: нужно сделать ставку, а потом покорно ждать, и либо деньги убитого достанутся сексапильной вдове и ему, Неду, либо нет. Он не видит другого: время рока и депрессий миновало. Поутихла паранойя холодной войны, перестал кровоточить Вьетнам, остались на страницах старых газет рецессия и Уотергейт – и тут же подняла голову неистребимая, как сорняк, американская мечта. Нынче интеллект снова сталкивается с интеллектом, мужество – с мужеством, способность делать то, что необходимо, давясь страхом – со способностью делать то, что необходимо, граничащей с социопатией. Теория вероятности же, если и поднимает голову, то хаотично приносит шторма и штили, предоставляя людишкам уничтожать друг друга самостоятельно, убивая, предавая, соблазняя. Естественный отбор. Ам!
Это фильм о наследствах и наследниках. О наследстве убиенного Эдмунда Уолкера, который, бедняжка, так и не узнал, на ком он женился. О наследстве культового нуара «Двойная страховка», из которого Лоуренс Кэздан почерпнул не только часть сюжета, но и манеру, приемы, детали, благополучно трансформировав шикарный мрачный детектив в шикарный эротический триллер. О наследстве Евы, некогда одновременно подарившей Адаму яблоко и оправдание, будто это не он сам брал, откусывал, глотал, сворачивал шею, проламывал череп, будто в беду приводит, неодолимо увлекая за собой хозяина, известная часть тела, а вовсе не разум. 1940-е сменились 1980-ми, вместо пренебрежительного «бэби» в обиход вошло уважительно-ласкательное «леди», но ничего не изменилось. Страховой агент Уолтер Нефф годами обдумывал план, как надуть свою компанию, сбросив с доски/поезда предварительно застрахованную пешку, но виновата во всем роковая Филлис. Адвокат Нед Расин, и без того имея свою шикарную любовницу, возжелал в придачу к ней больших денег и даже первым озвучил идею убийства, но виновата во всем роковая Мэтти. Они ведь такие… жаркие.
Татьяна Афанасенкова