Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Последние дни Эммы Бланк (De laatste dagen van Emma Blank), 2009
Автор: Оксана ПоляковаДата: 06.08.2010 10:29
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)

ПОРУГАННАЯ ЧЕСТЬ

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЭММЫ БЛАНК (DE LAATSTE DAGEN VAN EMMA BLANK)
Жанр: комедия, драма
2009, Нидерланды, 89 мин.
Режиссер: Алекс Ван Вармердам
В ролях: Алекс Ван Вармердам, Eva van de Wijdeven, Джин Бервутс, Аннет Мальэрб, Marlies Heuer, Гийс Нейбр, Marwan Kenzari

ОЦЕНКА: 3,5

Начиная с 1986 года Вармердам снял семь полнометражных фильмов, сколотил актерский ансамбль, кочующий из одной ленты в другую и доказал, что похотливые мясники, тридцатилетние девственники и бескровные убийства это одно из лиц независимого кино Нидерландов, которое оказывается можно еще и смотреть. Сейчас голландский вундеркинд постарел, отрастил брюшко, но в очередной раз снял матерый и абсурдный артхаус, о том, как процесс собственного умирания можно запросто превратить в фарс с пакостливым человеком-псом, наклеиванием фальшивых усов и кучей почти фрейдистских штучек. Режиссер не остепенился и остался тем самым Алексом Ван Вармердамом, которого так любят интеллигентные европейские маргиналы.

«Последние дни Эммы Бланк» – редкий ныне, ничего не сулящий заранее артхаус, с лихвой окупающий затраченное на просмотр время. Очень вармердамовский фильм, что оставляет после себя стойкое ощущение «настоящего кино», где пошлость – элемент действия, а абсурд незаметно перерождается в сюрреализм.

Все же снимать об обаянии буржуазии и ее грязных прелестях сейчас не то чтобы было очень модно, но, по крайней мере, продолжает оставаться признаком хорошего вкуса у европейских режиссеров. Высмеять себе подобных нетривиальными средствами создатели «Последних дней Эммы Бланк» не особо пытаются. Социальную сатиру в чистом виде вытесняет традиция авторского голландского кино со всеми его стрелочникам, иллюзионистами и душками.

Это история о раздраженном самим собою одиночестве. Эгоистичном и тщеславном одиночестве, что испытывает каждый заключенный странной блудливой семейки, в которой долго и томительно доживает оставшееся домашний «наполеон в юбке». Мефрау Эмма Бланк умирает так, чтобы было мучительно больно абсолютно всем. С правотой приговоренной Эмма покрикивает на разношерстных хамоватых слуг, об истинном положении которых догадываешься с первых кадров, и, никогда не раздеваясь, спит в ожидании прихода вечности. Эмма чудит, капризничает и требует за обещанное, но несуществующее наследство внимания и обходительности.

Домашняя тирания маленькой фюрерши на поверку оказывается не так уж и страшна. Пока Эмма разрушает маленькие мечты родных, внутри каждого крепнет частица ее самой. Эта частица останется и после ее ухода, ведь истинна в том, что ни один из служителей мавзолея имени госпожи Бланк не стремится покинуть маленький домик около морских берегов, не оторвав кусок пожирнее. Все ненавидят Эмму, сбегают от нее на пляж или в сарай тайно ремонтировать старое каноэ, но чопорная мефрау невидимо повязывает всех своей будущей смертью. Ненависть к хозяйке лишь скрывает взаимное недовольство и желание при первой возможности выбросить друг друга за борт.

Эмма Бланк не умирающая королева, которую после жирного угря тошнит в клозете. Эмма Бланк по-Вармердаму – обыкновенная больная и уставшая от жизни мещанка, задавшаяся целью почить с размахом и с понятным только ей чувством собственного достоинства. И эту мещанку окружают ее маленькие копии. Копии суетятся и притворяют мечту Эммы о «смерти в борьбе» в реальность.

Фильм из породы «бон аппети» для фестивальной публики, но умудряющийся при этом держать увесистую фигу в кармане в виде свастики на газоне и отсутствия какого-либо ханжества. Молодая служанка закручивает пляжный роман с французо-алжирцем. Дворецкий мечется от награжденной комплексом Иокасты кухарки к хозяйке и наоборот. Человек-собака пытается поиметь не только чей-нибудь ботинок. На 20-й минуте этого большого бардака уже ловишь себя на мысли, что вдумчиво пытаешься разобраться в проблеме «кто кому доводится», так как перепрыгивание из постели в постель и взаимные домогательства сразу настораживают. Все пороки маленькой семьи как на ладони. И христианская кротость Эммы, пришпиленной к полу мебельным стиплером, уже не кажется поддельной.

Но то, что хорошо для театра не срабатывает в кино. Как ни крути, а лента «Последние дни Эммы Бланк» сильна именно драматургически и не только потому, что в основе сценария пьеса режиссера. В итоге сила оказывается слабостью. Двумерная плоскость театральных подмостков, перенесенная в многомерные миры кино, размывается, и оказывается, что разыгрываемая сценка о поруганной чести Эммы Бланк только сценка, не перерастающая ни во что большее. Шесть героев так никогда и не соприкоснутся с отдыхающими на пляже, всегда находясь где-то рядом, в погранично-кукольном измерении. Молчаливый статист, по какой-то ошибке режиссера забредший на сцену, будет быстро выведен из сюжета до того, как случайно успеет принести неудобства и нарушить ход истории.

Но театр заканчивается, когда герой Бервутса, неуловимо похожий на Дирка Богарда, орет Эмме, чтобы та «поскорее сдохла». Комедия превращается в трагедию. Мысль «кто кому доводится» оборачивается сожалением «кто кого просмотрел». Несчастье слабых, но таких же, как и мы людей, трогает и заслуживает настоящих аплодисментов.

Похоже Вармердаму совсем неизвестен кризис творчества. Больше двадцати лет он снимает по собственным пьесам и сценариям и с одними и теми же актерами. Декорации меняются, действующие лица остаются. Волшебная коробочка с вармердамовскими марионетками пополняется все новыми чудаками. Режиссер не изменил себе и в этот раз, только знакомая зрителям комичная провинциальность окрасилась в солидные фестивальные цвета, как-никак, а Вармердам становится классиком.

Оксана Полякова
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 208 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio