ЖДУН
2025, Россия, 91 мин.
Жанр: комедия, фантастика, семейный
Режиссёр: Дмитрий Суворов
В ролях: Виктор Хориняк, Юлия Александрова, Андрей Андреев, Маргарита Силаева, Владислав Ветров, Никита Тарасов, Сергей Белов, Мила Жукова

Очевидно, что из-за кризиса идей (встречающегося не только в отечественном, но и в мировом кинематографе), сценаристы, ранее черпавшие вдохновение в литературе, театре, играх или исторических хрониках, сегодня всё чаще обращаются к интернет-мемам – сиюминутным, но удивительно запоминающимся образам. «Ждун» Дмитрия Суворова – один из таких киноэкспериментов, который вдыхает жизнь в статичный образ, превращая его в полноценного киногероя. Кино-Ждун становится парафразом спилбергского «Инопланетянина» на российский лад, только есть пара загвоздок: во-первых, очевидные параллели с «Чебурашкой» проваливаются, так как «Чебуран» откровенно эксплуатировал ностальгию, а у «Ждуна» такого бэкграунда попросту нет; а во-вторых, даже в момент выхода в 2025-м мем-первоисточник про толстого, серого и носатого уродца перестал быть на слуху. Наверное, дело с авторскими правами и с «производственным адом», в который попал проект, но как бы то ни было, «Ждун» выглядит устаревшим, болтающимся в зыбучих песках псевдокреативного пространства «семейного развлечения».

В тихом Абрау-Дюрсо живёт Михаил Семёнов – семейный мужчина средних лет и финансист провального стартапа. Его босс Потапов – тот ещё мошенник и уже готов сбежать с остатками инвестиций, однако, алчному дельцу прилетает подарок с небес: настоящий инопланетный корабль, который негодяй решает выдать за своё изобретение. Тем временем сын Михаила, мечтательный Никита, обнаруживает в лесу нечто куда более интересное – добродушного пришельца Ждуна. Так начинается история, в которой дед-затворник Гога, блогерша-сестра Катя и вечно занятые родители Никиты постепенно отвлекаются от своих мелких дел, чтобы помочь космическому гостю. Ждун, становящийся этаким «русским Альфом», обладает ненасытным аппетитом и трогательным непониманием земных обычаев.

«Ждун» не особо претендует на смысл. Наверное, опять же, потому что многое здесь вторично. Лента очевидным образом пропагандирует этакую скромную ценность простых вещей, что выражено почти буквально: инопланетянин прилетел за поваренной солью, самым банальным, но для его цивилизации бесценным ресурсом. К сожалению, даже эту абстрактную мысль («мы не ценим то, что имеем, пока не увидим это глазами другого») фильм не развивает, ограничиваясь поверхностными гэгами про обжорство Ждуна и его неловкость. Семья Семёновых же представляет собой набор скучных архетипов именно что американского кино 1980-х: отец, зацикленный на работе; мать, живущая в своем мирке; чудаковатый дед «на своей волне»; дети, уткнувшиеся в экраны телефонов. Таким образом, их трансформация под влиянием Ждуна предсказуема: они учатся любить, уважать и быть вместе.

Визуальные эффекты, воплощающие Ждуна, нельзя назвать позорными, хотя они и не дотягивают до стандартов. Актёрская игра также аморфная: кажется, основной акцент съёмочной группы делался на кривляньях Виктора Хориняка, но наиболее обаятельным получился Владислав Ветров в роли деда. Юмор же строится на повторяющихся шутках – Ждун ест, Ждун не понимает земных обычаев, Ждун попадает в нелепые ситуации. Это работает в первые полчаса, но быстро теряет смысл уже к середине. А динамика фильма неровная: затянутая первая половина и скомканный финал.
Основная претензия к «Ждуну» заключается в том, что фильм просто неактуален. Ладно, если бы его выпустили в момент популярности мема, но сейчас это уже устаревший продукт. В том числе и по причине абстрактного сюжетца, опять же, отсылающего к классике Голливуда, что даже на российский лад не всегда удачно ложится (здесь, внезапно, даже «Домовенок Кузя» выглядит более выигрышно). Иными словами, «Ждун» боится быть оригинальным, а самое заметное здесь заключается в толстом слоноподобном уродце, и то, придумали его не дизайнеры «Ждуна», а голландская художница Маргрит ван Бреворт.
Егор Рябцев