БАТЯ 2. ДЕД
2025, Россия, 88 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Илья Учитель
В ролях: Евгений Цыганов, Стас Старовойтов, Надежда Михалкова, Андрей Андреев, Степан Девонин, Анастасия Талызина, София Петрова
Успешная комедия Дмитрия Ефимовича 2020 года при всей своей разрозненной скетчевой структуре умудрялась усидеть сразу на двух стульях юмора и ностальгии, то сиквел Ильи Учителя, ворчливый «Дед» с кряхтением плюхается на одно душевное кресло и вставать оттуда не собирается. По крайней мере, пока не закончится его любимая телепередача.
По своей структуре «Батя 2» следует оригинальной ленте, но расставляет чуть иные акценты и становится ещё более мозаичным за счёт того, что теперь представляет не две временные линии, а сразу три. В первой, по традиции, мы вынуждены наблюдать за злоключениями взрослого Макса (облысевший Стас Старовойтов) и его пока ещё жены Ирины (Надежда Михалкова). Во второй смотрим, как маленький Макс (к этой роли удачно вернулся Андрей Андреев) гостит в деревне у своего деда. Ну а в третьей с удивлением обнаруживаем, как ещё-не-дед возвращается с Великой Отечественной и ищет невесту. Собственно, фильм в первую очередь посвящён именно поиску любви, и уже затем рассказывает об отношениях отцов и детей (ну или дедов и внуков). В 40-е невесту разыскивает монохромный солдат, в 90-е по умершей жене скучает дед и впервые влюбляется маленький Макс, ну а в наше время Макс проходит серьёзную проверку отношений, которые вот-вот обернутся разводом.

В одних компонентах фильм делает шаг вперёд, но в других так же уверенно ступает назад. К плюсам можно отнести то, что в сюжетной арке повзрослевшего Макса практически отсутствуют столь раздражающие в оригинальной картине дети. Про дочь не вспомнят вовсе, а пропавший сын становится лишь причиной для поездки в деревню и в кадре появится на несколько секунд. Увы, столь же скромный хронометраж получит и «батя» Владимир Вдовиченков, непонятно за какие заслуги прокравшийся на постер. Зато на смену подрастающему поколению пришёл семейный психолог Владислав в исполнении откровенно не тянущего на роль разлучника Степана Девонина. Но, несмотря на общую банальность сюжетной канвы, современные события всё равно вызывают куда больший интерес, чем в первой части.
Далёкие чёрно-белые флэшбеки в сороковые-роковые, снятые в ламповом формате 4:3, выглядят достаточно спорными. Это самая короткая по продолжительности история, к тому же не самая весёлая априори (здесь и кусочек войны, и различные физические увечья, и несправедливый срок в лагере), но Евгений Цыганов и Анастасия Талызина смотрятся в ней достаточно органично, хоть их персонажи и получились достаточно схематичными.

Самая «мякотка», разумеется, кроется в 90-х, в деревенской ветке фильма, ради которой всё шоу и затевалось. На смену харизматичному Вдовиченкову пришёл загримированный Цыганов, и пусть в его возраст действительно веришь (спасибо гримёрам), плотная маска не позволяет ему отыгрывать по полной. Впрочем, Евгений всё равно из числа тех актёров, что исполняют любую роль с невозмутимым выражением лица – и, пожалуй, здесь это так же уместно, как покерфейс Вдовиченкова в первом фильме. Именно тут суровое советское воспитание и фронтовая закалка, помноженные на деревенский уклад жизни, встречаются с городским мальчиком, что рождает львиную долю юмора и, пожалуй, все по-настоящему удачные шутки, которых в фильме не так уж и много. Здесь же и все знакомые ситуации, в которые наверняка когда-то попадали и зрители: от взрыва карбида до драматической встречи с козлом.

Дед воспитывает трудотерапией, шумит по утрам, ложится в гроб, пьёт с односельчанами и не стесняется применять ремень, а в какой-то момент даже объединяется с внуком, чтобы нахаляву покушать фрукты – тогда начинает казаться, что сейчас «Батя 2» и вовсе превратится в отечественную версию «Несносного деда» с Джонни Ноксвилом, но до откровенно сортирного юмора кино всё же не опускается. Хотя куда же без шуток про деревенский сортир!
«Дед» выезжает именно на ностальгии, а вот с комедийной составляющей промахивается раз за разом – ну так и дед тут одноглазый. Хотя дело вовсе не в меткости, а в душевности, которой пропитано две трети ленты (40-е / 90-е). Именно за неё фильму хочется простить чуть ли не все промахи, ну а особо впечатлительные могут даже накинуть к итоговой оценке лишний балл. Что вам, для стариков жалко что ли?
Игорь Талалаев