Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Легенда о самбо
Автор: Андрей ВолковДата: 21.11.2023 00:56
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЛЕГЕНДА О САМБО
2023, Россия, 101 мин.
Жанр: спортивная ретро-драма
Режиссёр: Андрей Богатырёв
В ролях: Вольфганг Черни, Дмитрий Павленко, Антон Вохмин, Алексей Шевченков, Ольга Сташкевич, Павел Абраменков


Фильм Андрея Богатырёва «Легенда о самбо» находился в производстве минимум с 2016 года. За это время у проекта киностудий «АБС» и «Хлеб», рассказывающего о зарождении самбо в СССР, сменилось несколько ведущих актёров и режиссёров. Один из кандидатов в постановщики Георгий Шенгелия в итоге выступил сценаристом, а производственный процесс возглавил Андрей Богатырёв, на счету которого такие известные сериалы, как «СашаТаня» и «Вампиры средней полосы».

Несмотря на серьёзные сомнения в качестве ленты (наше телевидение отнюдь не способствует профессиональному росту кинематографистов), фильм вышел вполне добротным. Его было бы нестыдно выпустить и в мировой прокат, но в условиях западных санкций такой расклад выглядит фантастическим.

«Легенда о самбо» – один из последних российских фильмов австрийского актёра Вольфганга Черни. Он жил и активно снимался в РФ в течение 10 лет, но недавно вернулся обратно в Австрию. Любопытно, что он сыграл роль Василия Ощепкова, который обучался в Токио дзюдо и богословию (в рамках православной миссии архиепископа Николая Японского), а в 1913 году вернулся в Российскую империю, где поступил на государственную службу. Советские власти долго терпели такого контрреволюционера (во многом благодаря его уникальным знаниям в области боевых искусств), однако, в 1937-м Василий Ощепков, много потрудившийся над популяризацией дзюдо в СССР, был арестован и умер в Бутырской тюрьме. Вольфганг Черни, будучи иностранцем, легко наделил Ощепкова необходимой по сюжету инаковостью. Он всем своим видом, даже стилем одежды, чужд советскому строю и лишь его тренерские качества и прошлая служба в военной разведке защищали его от ареста. Но, увы, только до Большого террора.

Опытный режиссёр и сценарист Георгий Шенгелия прекрасно понимал, что широкий зритель едва ли проявит интерес к фильму о самбо, если в нём не будет человеческой истории. Спорт нравится далеко не всем, оттого даже во времена СССР, где процветали бесконечные спартакиады и нормы ГТО, спортивные ленты выпускали очень дозированно, смешивая спортивные сюжеты с элементами других жанров.

Также поступил и Георгий Шенгелия. В его сценарии занятия самбо показаны сквозь призму противостояния офицера РККА Спиридонова, разработавшего на основе джиу-джитсу систему для ближнего боя, и Ощепкова, который преподавал восточные боевые искусства на базе Государственного центрального института физической культуры. Спиридонов полагал, что разработанная им боевая программа должна носить закрытый характер и использоваться в бою солдатами РККА для максимально быстрого обезвреживания противника, а Ощепков считал, что самбо – это, прежде всего, философия. Нужно сначала одолеть зверя в себе, иначе, победив в бою, человек потеряет свою душу.

Система восточной философии, частью которой всегда были боевые искусства, оказалась слишком сложной для партийной номенклатуры, которая стремилась любое достижение советских граждан поставить на службу идеологии. Спиридонов как основатель «боевого самбо» видел в Ощепкове конкурента, но понимал, что их системы можно объединить, дабы создать что-то принципиально новое. Спасти его от ареста Спиридонов не мог, хотя, возможно, считал себя косвенно причастным, оттого и говорит его ученику Харлампиеву, что если тот хочет кого-то винить в аресте Ощепкова, то пусть винит его. К чести создателей фильма, они не опустились до пересказа сплетен по поводу обстоятельств ареста Василия Ощепкова, а ближе к финалу развернули свою картину в другую сторону.

В разговоре с представителем партии арестованный Ощепков говорит, что коммунистическое дело погибнет со смертью своих создателей, ибо оно направлено на разрушение, а не на созидание. Человек же должен развиваться как сильная гармоничная личность. Боевые искусства нужны не для победы над внешним врагом. Напротив, они помогают закалить дух, победить свои страхи и слабости. Конечная цель в овладении боевыми искусствами – не война против врагов государства, а мир внутри человека, логично перетекающий в спокойствие снаружи.

Философские взгляды Ощепкова были несовместимы с задачами партии, которая желала получить ещё одного, помимо Спиридонова, специалиста по самбо для обучения кадровых военных. Спор Ощепкова и Спиридонова по поводу первенства создания новой системы контактного боя постепенно превращается в размышление режиссёра о взаимоотношениях личности и государства. Не встроенный в систему Василий Ощепков, имевший в своём активе служение в Японии, едва ли мог не попасть под каток сталинской машины репрессий. Бывший царский офицер Спиридонов пусть и стал служить делу коммунистического строительства, однако, всё равно ощущал себя чужим в этой среде. Их первоначальное противостояние с Ощепковым в итоге переросло в короткую дружбу, ведь, несмотря на все разногласия, было то, что их объединяло. Они оба любили восточные боевые искусства, из суммы которых и родилось самбо.

Спиридонов не мог спасти Ощепкова от ГУЛАГа, но в то же время не смог умолчать о его вкладе в спортивную победу над чемпионами Третьего рейха, одержанную учениками Спиридонова. А Ощепков на допросе в НКВД говорит, что не имеет никаких претензий к Спиридонову, который якобы написал на него донос, и считает своим единомышленником.

Постепенно случилось то, что и желал тренер Василий Ощепков. Его имя в течение долгого времени замалчивалось, но идеи спортивного самбо подхватил и развил ученик Анатолий Харлампиев, написавший несколько книг на основе записей своего учителя. Именно победой духа над тупой идеологической машиной заканчивается фильм Андрея Богатырёва. Милиционеры, которые первоначально хотели задержать Харлампиева как подозрительную личность, заинтересовались бумагами, которые он держал в руках. И прямо на улице Харлампиев стал показывать стражам порядка и заинтересовавшимся прохожим приёмы самбо, в то время как его учитель безвестно погиб в тюрьме.

«Легенда о самбо», выйдя в политически непростое время, неожиданно откололась от пропагандистского мейнстрима. В фильме утверждается примат свободного творчества над государственной идеологией, а веру Ощепкова в то, что доброе дело невозможно уничтожить никакими полицейскими мерами, сложно не разделить. Ведь только благие начинания привлекают к себе последователей, в то время как идеологии умирают, как только меняется политический курс.


Андрей Волков

В кинотеатрах с 16 ноября
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 108 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio