Top.Mail.Ru
В это трудно поверить, но доктор Джекилл и мистер Хайд не покидают кинематограф вот уже 115 лет, успев за это время засветиться на экранах больше шестидесяти (!) раз.


Нет, ну вы знаете этих людей! Доктор Генри Джекилл, также известный как мистер Эдвард Хайд – протагонист и одновременно антагонист знаменитой готической новеллы 1886 года «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Благочестивый доктор изобрёл зелье, выпив которое освободил свою тёмную натуру. Джекилл превращается в Хайда и обратно: чистое зло в человеческом обличье совершает преступления и убийства, а респектабельный доктор «расхлёбывает» поступки своего альтер-эго. Вскоре Хайд заявляет о себе, заставляя Джекилла трансформироваться и без зелья.

Технически главным героем был нотариус Аттерсон, а Джекилл и Хайд – лишь персоны, за которыми наблюдал герой и в чьей странной истории он пытался разобраться. В книге Джекилл – достопочтенный, высокий, статный мужчина. Хайд же – худой, тщедушный, невысокий, волосатый. Оба джентльмена сыграли огромную роль в концепции создания современных суперзлодеев (наряду с профессором Мориарти и Дорианом Греем). А чего говорить о Халке, чьё существование вообще обязано своим литературным предшественникам? Фильмов, в котором появилась сладкая парочке в лице доброго доктора и не самого приятного господина, великое множество, причём многие (например, «Голова Януса» Мурнау) считаются утерянными. Должно быть, это одно из самых экранизируемых литературных произведений в истории кино. Формат широк: от психологических триллеров до ужастиков категории Б, от напрашивающихся эротических фантазий до разудалых комедий, от сложных драм до мультфильмов. Ниже представлена краткая эволюция сразу двух героев по цене одного, за исключением, наверное, уж слишком редких картин и самой низкокачественной эротики вроде «Доктор Джекилл и госпожи Хайд» или «Жаклин Хайд», дельцы которой так или иначе обращаются к этому занимательному сюжету.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1908
В роли Джекилла – Хобарт Босуорт; в роли Хайда – Хобарт Босуорт; режиссёр – Отис Тёрнер

Первый американский фильм ужасов в истории кино вообще. В 1908-м Отис Тёрнер адаптировал сценарий некоего Джорджа Ф. Фиша, основанного на четырёхактном спектакле 1897 года, в 16-минутный фильм. Непонимание того, что в основе лежала повесть Стивенсона, вызвало «некоторые сюжетные различия», как говорила пресса того времени. Актёр Хобарт Босуорт перевоплощался в Хайда просто сгорбившись и надевая парик. Критики, да и обычная публика, были поражены, но, так или иначе, проверить это не представляется возможным: «Доктор Джекилл и мистер Хайд» Отиса Тёрнера является утерянным фильмом.

«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1908
В роли Джекилла – (?); в роли Хайда – (?); режиссёр – Сидни Олкотт

Ещё один фильм, вышедший в 1908-м. Информации о нём, ещё меньше, чем о интерпретации Тёрнера: существование версии Олкотта сохранили лишь анналы кинематографии.

«СОВРЕМЕННЫЙ ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ», 1909
В роли Джекилла – (?); в роли Хайда – (?); режиссёр – (?)

Ремейк версии 1908-го, созданный на волне её популярности студией Selig Polyscope. Фильм длился аж 7 минут, а в одной сцене Джекилл превращается в женщину! Критики сочли подобное кощунственным. Эта лента также считается утерянной.

«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1910
В роли Джекилла – Альвин Нойсс; в роли Хайда – Альвин Нойсс; режиссёр – Август Блом

Семнадцатиминутный фильм, снятый пионером датского немого кино Августом Бломом. В главной роли Альвин Нойсс, который играл то ли в датских, то ли в норвежских адаптациях Шерлока Холмса на заре XX века. До наших дней эта датско-норвежская лента не сохранилась.

«ДВОЙСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА», 1910
В роли Джекилла –(?); в роли Хайда – (?); режиссёр – Гарри Бродрибб Ирвинг

Гарри Бродрибб Ирвинг – сын выдающегося английского трагика Генри Ирвинга, был, оказывается, ещё и пионером немого английского кино. «Двойственность человека» – первая британская экранизация «Странной истории…» и тоже считающаяся в настоящий момент утерянной.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1912
В роли Джекилла – Джеймс Круз; в роли Хайда – Джеймс Круз и Гарри Бенхэм; режиссёр – Люсиус Хендерсон

Седовласый доктор Джекилл изобрёл формулу, которая превращает его в темноволосого клыкастого карлика. В этой интерпретации Хайд – не маньяк, а скорее шалун, чьи злодеяния, правда, переходят грань безобидных шалостей. Двенадцатиминутный фильм был в своё прорывным, хотя театральные критики в те эстетские времена сочли его грубоватым. В роли Джекилла отметился Джеймс Круз, намеренно загримированный под седину, а в роли Хайда – он же и актёр Гарри Бенхэм.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1913
В роли Джекилла – Кинг Бэггот; в роли Хайда – Кинг Бэггот; режиссёр – Герберт Бренон

Версия Бренона, снятая под патронажем Universal Film Manufacturing Company – предшественницы знаменитой Universal, почти полностью копирует версию Хендерсона, даже образ Хайда похож. Актёр Кинг Бэготт сам придумал грим и внешний вид героев. Версия 1913-го отмечена также и эффектной монтажной склейкой – кадры наложили один на другой, в результате чего Джекилл словно растворяется в Хайде. Такой вот спецэффект для бедных. Интересно, что в этой версии Джекилл почти находит противоядие, что, однако, иронично-грустно смотрится на контрасте с реальной жизнью: Кинг Бэготт к 1940-му превратился в запойного алкоголика и умер от инсульта.

«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД ДОВЕДЕНЫ ДО ИЗНЕМОЖЕНИЯ», 1914
В роли Джекилла – (?); в роли Хайда – (?); режиссёр – Чарльз Де Форрест

Таинственная десятиминутная кинопленка, снятая неким Чарльзом Де Форрестом. Плёнка считается утерянной, о ней отсутствует какая-либо информация, кроме красноречивой заметки из журнала The Moving Picture World за ноябрь 1914: «Абсолютная чепуха!».


«СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ», 1914
В роли Джекилла – Альвин Нойсс; в роли Хайда – Альвин Нойсс; режиссёр – Макс Мак

Снова версия с Альвином Нойссом, только на этот раз немецкая. В те времена, в кайзеровской Германии, фильм был весьма смелым. Ещё бы, показать благородного господина, превращающегося в антисоциального элемента! К счастью, в версии Макса Мака всё это вольнодумство оказывается лишь сном.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1920
В роли Джекилла – Джон Бэрримор; в роли Хайда – Джон Бэрримор; режиссёр – Джон С. Робертсон

Фильм, о котором можно говорить много. Кинопроект 1920 год студии Paramount почти целиком следует оригинальной повести и даже содержит в себе философский оттенок («чтобы избавиться от искушения, ему следует поддаться»).

Джекилл в этой версии – достопочтенный джентльмен, кроткий и спокойный, красивый, самоотверженный и почти святой. Хайд же – больше монстр, чем человек, хотя и проводящий свободное от злодеяний время в борделях и опиумных притонах. Кажется, что пускай внешность его уродлива, в душе этой персоны всё равно больше от Дориана Грея. Сыграл и Хайда, и Джекилла актёр Джон Бэрримор, причём первоначальное превращение Джекилла в Хайда основано исключительно на актёрских способностях Бэрримора: на мимике и игре тела.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1920
В роли Джекилла – Шелдон Льюис; в роли Хайда – Шелдон Льюис; режиссёр – Дж. Чарльз Хейдон

Ещё одна версия, вышедшая в 1920-м, только скорее уже в формате «короткого метра», хотя, конечно, подобное разделение кино по продолжительности стало актуальным несколько позже. Кассовый успех, кхм, этой адаптации подпортила версия Робертсона, вышедшая в синематеках за несколько месяцев до версии Хейдона. Так или иначе, эта интерпретация имеет ряд интересных решений: доктор Генри Джекилл по сценарию – атеист, желающий опровергнуть существование Бога при помощи экспериментов, разделяющих человеческую природу на добро и зло. Хайд же, зубастый и лохматый, убивает людей и ворует кошельки у милых барышень. В конце концов полиция настигает Хайда, отправляет на электрический стул (!), после чего Джекилл просыпается у себя дома (!!), и осознав, что это было лишь сном, истово уверует в Господа Бога. Что ж, любопытно обыграно, что Джекилл сам по себе тоже может быть не лучшим индивидом.


«ГОЛОВА ЯНУСА», 1920
В роли Уоррена – Конрад Фейдт; в роли О’Коннора – Конрад Фейдт; режиссёр – Фридрих Вильгельм Мурнау

Европейская версия знаменитой истории и вновь 1920-й. Технически это не экранизация «Странной истории…» из-за проблем с правами (такая же судьба была у «Носферату, симфонии ужаса», который вроде как про Дракулу, а вроде как и нет). По сюжету, Конрад «человек, который смеётся» Фейдт играет доктора Уоррена, превращающегося в мистера О’Коннора. Трансформация происходит не в результате химического эксперимента, а из-за прикосновения к бюсту римского двуликого бога Януса. В конце концов, после того как О’Коннор натворил немало злодеяний, Уоррен прозревает и принимает яд, не в силах вынести позора. Мурнау приступил к работе над лентой сразу после знаменитого «Кабинета доктора Калигари» и, увы, до наших дней фильм не сохранился. К слову, шведские критики, посмотревшие в том году ещё два варианта «Странной истории…» в синематеках, сочли версию Мурнау более артистичной, чем интерпретацию Робертсона, что бы это ни означало.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1931
В роли Джекилла – Фредрик Марч; в роли Хайда – Фредрик Марч; режиссёр – Рубен Мамулян

Настоящая классика кинематографа, за которую Фредрик Марч, между прочим, получил в 1931-м «Оскар» за лучшую мужскую роль. Ещё бы, ведь здесь он сыграл роль как доброго доктора Джекилла, который и в этой версии весь такой безгрешный добродетель, так и Хайда. Несмотря на внешность обезьяны, именно Хайд является центром этой картины – забавно смотреть, как бывший спокойный доктор превратился в смутьяна – альфа-самца, способного соблазнить дам лёгкого поведения и прожигать жизнь аки заправский гедонист. К тому же, видимо, этот образ, т.е. мужчина, едва симпатичнее обезьяны, которому точно требуется поход к дантисту, сильно повлиял на образ Хайда в дальнейшем, особенно в пародийных произведениях. А вот Джекилл в версии 1931-го уж больно смахивает на образ Джона Бэрримора и немудрено: продюсеры хотели заманить в фильм Бэрримора, но он отказался, и роль досталась внешне похожему Марчу.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1941
В роли Джекилла – Спенсер Трэйси; в роли Хайда – Спенсер Трэйси; режиссёр – Виктор Флеминг

К 1941-му очередная адаптация «Странной истории…» стала само собой разумеющимся делом. В этот раз Виктор Флеминг решил сделать ход конём и адаптировать не оригинальную новеллу Стивенсона, а киноверсию Мамуляна 1931-го. Согласно производственным заметкам, MGM даже припрятали версию 1931-го, чтобы избежать конкуренции, что привело к отправлению киноверсии Мамуляна в архивы аж до 1967-го. Студия MGM без проблем дала Флемингу и его команде средства, ведь режиссёр сделал себе имя на «Унесённых ветром» и «Волшебнике страны Оз» – двух основных проектах студии в 1939-м. Как итог – три номинации на «Оскар» у «Доктора Джекилла»: лучшая работа оператора, лучший монтаж и лучший саундтрек.

В роли Джекилла/Хайда отметился Спенсер Трейси. Превращения из молодого врача в демонического маньяка происходят как-то обыденно. Если Джекилл здесь по-прежнему скучный и благодетельный, то Хайд же – просто какой-то психопат, в котором больше человеческого, чем в других киноверсиях. Иными словами, Хайд из монстра стал человеком, что в итоге привело к какой-то лёгкой карикатуре.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР МЫШЬ», 1947
Режиссёры – Джозеф Барбера, Уильям Ханна

Скорее шутка, чем реальный образ Джекилла и Хайда. Том и Джерри гоняются друг за другом, в попытках украсть друг у друга миску молока. Хитрый Том готовит какое-то пойло, заменяет им молоко, надеясь отравить Джерри. Тот, однако, выпив зелье, становится суперсильным и отвешивает несчастному коту пару тумаков. Том повторяет рецепт, чтобы выпить самому, только где-то ошибается во время приготовления и сам деградирует до размеров мыши, после чего, как это водится, вновь получает тумаков от Джерри. Но дьявольский кот, готовящий адский напиток, получился запоминающимся.


«СЫН ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА», 1951
В роли Джекилла – Луис Хейуорд; в роли Хайда – Луис Хейуорд; режиссёр – Сеймур Фридман

Хотя в 50-х в США были в почёте фильмы ужасов, «Сын доктора Джекилла» стал скорее готическим триллером. Продолжения фантастических проектов в то время были нарасхват и «Сын Джекилла» оказался одним из них. Интересно, что при желании его действительно можно воспринимать как сиквел версии со Спенсером Трэйси, особенно с учетом нюансов сценария, ведь именно в адаптации 40-х Джекилл женился.

В «Сыне Джекилла» главным героем выступил Эдвард Джекилл. Эдвард Генриевич был воспитан другом семьи и адвокатом Джоном Аттерсоном, героем оригинальной повести, не зная о своём происхождении. Когда же правда открылась, Эдвард решает очистить имя своего отца, повторить эксперименты Джекилла-старшего и доказать, что его отец не был сумасшедшим злодеем. В итоге и этот Джекилл становится Хайдом – поехавшим полубомжом, вставшим на путь преступлений. Что интересно, несмотря на направленность проекта как сиквела, «Сын доктора Джекилла» полностью повторяет формулу первоисточника (или, вернее сказать, первоисточников) с копированием персонажей и атмосферы. Хайд же вместо полузверя вновь довольствуется образом маргинала.


«ЭББОТТ И КОСТЕЛЛО ВСТРЕЧАЮТ ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА И МИСТЕРА ХАЙДА», 1953
В роли Джекилла – Борис Карлофф; в роли Хайда – Эдди Паркер; режиссёр – Чарльз Лэмонт

В 1950-х в США была популярна серия про Эбботта и Костелло – двух комиков, выступавших в разных ролях. В фильме 1953-го парочка играет двух непутёвых американских полицейских, которых отправили в Лондон эпохи короля Эдварда для повышения квалификации. На их беду в это время в городе началась серия убийств, и для читателя очевидно, кто за нею стоит.

В этой версии Генри Джекилла сыграл ветеран фильмов ужасов – Борис Карлофф, а Хайда – Эдди Паркер, актёр, что зачастую играл монстров в фильмах с Эботтом и Костелло. В этой версии, кстати, Джекилл также злодей, наслаждающийся своими злодеяниями в шкуре Хайда. Буквально в шкуре – мистер Хайд также недалеко ушёл от обезьяны, хотя такой образ нужен больше для зрелищности.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1955
В роли Джекилла – Майкл Ренни; в роли Хайда – Майкл Ренни; режиссёр – (?)

Культовый американский телевизионный антологический сериал «Кульминация!» транслировался в 1950-х на канале CBS. Каждая серия представляла собой экранизацию какого-либо произведения (например, в 1954-м «Кульминация» адаптировала «Казино Рояль» Флеминга, что стало первым в истории появлением Джеймса Бонда в киновоплощении). А сам писатель Гор Видал адаптировал под телеверсию и «Странную историю…», которая вновь получила название «Доктор Джекилл и мистер Хайд». На главную роль пригласили Майкла Ренни, ставшего весьма известным после роли в «День, когда Земля остановилась».

Общее качество постановки вновь оставляет желать лучшего, благородный доктор Джекилл пытается исправить злодеяния своего альтер-эго, опять сведённого до статуса обезьяны-алкоголика. Тем не менее, версия имеет несколько любопытных сентенций. Например, из-за злодеяний Хайда происходит духовная эволюция доктора Джекилла – и отнюдь не в лучшую сторону.

https://www.youtube.com/watch?v=Tt-elm5DKpk

[

«ДОЧЬ ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА», 1957
В роли Джанет – Глория Тэлботт; в роли злой Джанет – Глория Тэлботт; в роли Ломаса – Артур Шилдс; в роли злого Ломаса – Артур Шилдс; режиссер – Эдгар Дж. Улмер

К 1956-му жанр хоррор в США стал уже полноценным культурным феноменом. Поэтому «Дочь доктора Джекилла» – продукт, призванный напугать американцев в кино за пару центов, а название ему придумали то ли от недостатка идей, то ли ввиду попыток мимикрировать под «Сына доктора Джекилла». Так или иначе, в «джекилл-и-хайдониане» это один из самых нестандартных и при этом разочаровывающих фильмов, где Джекилла и Хайда прописали, разве что, в названии.

Молодая девушка Джанет наследует особняк и узнает, что она – потомок Джекилла, который, внезапно, какой-то там лютый оборотень. Отставить Хайда – здесь Джекилл был полноценным ликантропом. Неудивительно, что Джанет от таких откровений начинает кошмарить, причём буквально – во сне она оборачивается в свою злую версию, после чего начинает убивать местных жителей. Все оказывается куда сложнее и не сочтите за спойлер к фильму почти 60-летней давности: её опекун доктор Ломас сам оказывается оборотнем, поразительно похожим на добряка Леонова.

«Дочь доктора Джекилла» вышла на одной плёнке с фильмом «Циклоп», их показывали в автокинотеатрах в сдвоенном варианте. Критики не простили тот факт, что Хайда заменили на волка-оборотня, а потому закономерно разгромили фильм.


«ГАДКИЙ УТЁНОК», 1959
В роли Джекилла – Бернард Бресслоу; в роли Хайда – Бернард Бресслоу; режиссёр – Лэнс Комфорт

Одна из многих пародий на «Странную историю…» уже в титрах хочет поиздеваться над зрителем. Как признаются авторы в открывающей заставке под великолепный оркестр Джо Лосса, «идеи украдены у Роберта Л. Стивенсона». В этой версии Генри Джекилл – неуклюжий и неумелый молодой человек, работающий в аптеке своего брата, всё ещё носящей имя «Генри Джекилла, доктора медицины». Одним словом, потомок выдающегося доктора – форменный неудачник. Найдя свиток своего деда с рецептом того самого зелья, Джекилл готовит его, выпивает и превращается в самоуверенного и лихого Тедди Хайда, пользующегося успехом у женщин.

Версия эта, конечно, более комедийная, да и герои несерьёзные, но, к слову, это первый вариант, когда Хайд оказался именно харизматичным оболтусом, а не маньяком-психопатом или человеком-обезьяной. Вероятно, что именно «Гадкий утёнок» открыл простор для интерпретаций тем добра и зла и конкретно воплощения зла в истории Джекилла и Хайда, а также, вполне возможно, благодаря этой ленте появились ворох подражателей (взять, хотя бы, «Чокнутого профессора»).


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1908
В роли Джекилла – Хобарт Босуорт; в роли Хайда – Хобарт Босуорт; режиссёр – Отис Тёрнер

«ЗАВЕЩАНИЕ ДОКТОРА КОРДЕЛЬЕ», 1959
В роли Корделье – Жан-Луи Барро; в роли Опаля – Жан-Луи Барро; режиссёр – Жан Ренуар

Французская интерпретация «Странной истории…», но при этом с необычным нарративом: доктор Джекилл, он же доктор Корделье, и месье Опаль, он же мистер Хайд, представлены не основными героями. Адвокат Жоли по завещанию своего недавно умершего друга – психиатра доктора Корделье вынужден опекать Опаля. Опаль – садист-извращенец и убийца, но на самом деле это и есть Корделье. Здесь трансформация доктора в психопата имеет свои корни – доктор Корделье сам по себе был не очень приятной персоной, а в облике Опаля смог воплощать свои скрытые желания, не беря ответственность на свою благочестивую сторону личности. Образ Опаля в фильме же близок алчному провинциалу – Шарикову на французский манер. Ah, la France!


«ДВА ЛИЦА ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА», 1960
В роли Джекилла – Пол Мэсси; в роли Хайда – Пол Мэсси; режиссёр – Теренс Фишер


Первая цветная версия знаменитой истории от культовой студии Hammer, в которой к тому же засветился ещё моложавый Кристофер Ли (только на второстепенной роли). Лента интересна тем, что в ней нашлось несколько интересных идей, оживляющих «Странную историю…».

Итак, в этой версии Генри Джекилл женат, а его жена за спиной доктора спит с его лучшим другом в исполнении Кристофера Ли. Он тоже не лыком шит, да ещё и деньги у Джекилла подворовывает. Мягкий и кроткий доктор с лихой бородой, как будто полгода прожил на необитаемом острове, всё же изобретает зелье и превращается в мистера Эдварда Хайда – молодого, красивого, и, что немаловажно, гладковыбритого человека и ужасного развратника. Хайд развлекается, как может: насилует жену и каких-то попавших под руку (или не под руку, кхе-кхе) распутниц, отравляет лучшего друга и т.п. При этом Хайд ещё умудряется во всех преступлениях и Джекилла подставить. И ему это удаётся, что, в конце концов, приводит к мрачному финалу – в то время как в других историях Джекилл умирает, здесь он побеждает Хайда внутри себя, после чего отправляется в тюрьму за преступления, которые, по сути, не совершал. И если образ доктора Джекилла в этой интерпретации знаком, пускай и излишне мягок в своей моральной импотенции, то куда сильнее радует Хайд – прожигатель жизни морально больше близок к Алексу из «Заводного апельсина», чем к надоевшему человеку-мартышке.


«СУМАСШЕДШАЯ ВЕЧЕРИНКА ЧУДОВИЩ», 1967
В роли Джекилла – Алан Свифт; в роли Хайда – Алан Свифт; режиссёр – Джулз Басс


Культовый кукольный мультфильм от Джулза Басса эксплуатирует тему знаменитых монстров. Среди графа Дракулы, монстра Франкенштейна, горбуна из Нотр-Дама, оборотней и прочих приятных личностей нашлось место и нашей парочке. Доктор Джекилл ведёт себя как импозантный джентльмен своего времени, а что до Хайда… он вновь напоминает чудика-психопата, скрещенного с гоблином.


«СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА И МИСТЕРА ХАЙДА», 1968
В роли Джекилла – Джек Пэланс; в роли Хайда – Джек Пэланс; режиссёр – Чарльз Джэррот

Наконец-то интерпретация, получившая название повести! Видимо, создатели, спонсором которых выступил канал CBS, решили максимально точно воспроизвести первоисточник. Это не очень-то получилось, зато удались версии Джекилла и Хайд. Джекилл именно такой, каким должен быть, т.е. человеком науки, готовым на всё ради доказательства своей правоты. Хайд же – неуёмный гедонист и, несмотря на отталкивающую внешность, импозантный мужчина.

Хотя это лишь паршивая телеверсия с крайне неудачным гримом и другими творческими решениями, «Странная история…» удостоилась номинаций на нескольких премий «Эмми».


«НЕГДЕ СПРЯТАТЬСЯ», 1970
В роли Джекилла – Джон Стивенсон; в роли Хайда – Джон Стивенсон; режиссёры – Джозеф Барбера и Уильям Ханна

В восемнадцатой серии «Скуби-Ду» (причём в оригинальном сериале 70-х) компания встречает призрака мистера Хайда. Во вселенной «Скуби-Ду» Хайд был вором, а его призрак после смерти продолжает красть драгоценности. Всё оказывается намного проще: под личиной призрака мистера Хайда прячется очередной воришка, которым оказывается, как ни странно, доктор Джекилл. Главный подозреваемый и есть преступник – для «Скуби-Ду» это тот ещё поворот! Один из самых интересных образов Джекилла/Хайда в этом списке, хотя бы потому, что Джекилл тут неудачник, сам ставший злодеем, используя Хайда как прикрытие и оправдание. А Хайда, по сути, и не существовало.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И СЕСТРА ХАЙД», 1971
В роли Джекилла – Ральф Бейтс; в роли Хайд – Мартин Бесвик; режиссёр – Рой Уорд Бейкер

И снова здравствуйте. Около 60 лет экранизаций потребовалось, чтобы понять, что Хайдом может быть и женщина. «Доктор Джекилл и сестра Хайд» –¬¬¬ первый фильм, где обращение Джекилла… ещё противоестественнее. Теперь он становится роковой красоткой. Но это не единственный отличительный признак киноленты, ведь она стала уже третьей попыткой Hammer на тему «Странной истории…» (после «Гадкого утёнка» и «Двух лиц доктора Джекилла»), к тому же сценарий открыто спекулирует на историях Бёрка и Хэйра с Джеком-потрошителем!

В этой интерпретации Джекилл снова представлен кротким человеком науки, который в какой-то момент переходит грань познания: начинает, извините, сцеживать какие-то трупные соки ради получения эликсира жизни. Потом Джекилл приходит к выводу, что раз женщины живут, как правило, дольше мужчин, нужны именно женские трупы (Л – Логика!). Сыворотка оказалась отнюдь не эликсиром жизни, зато превратила Джекилла в миссис Эдвину Хайд, которая сама выходит на улицу в роли Джека-потрошителя для того, чтобы собирать женские трупы, не отходя от кассы, так сказать. Джекилл и не в образе Хайда, тем временем, медленно едет крышей.

Изменения в «Сестре Хайд» положительно сказались на устаревшем материале. Гендерная тема болезненна и по сей день, а уж в 1971-м авторы даже опередили своё время. Так или иначе, образ Хайд в качестве роковой красотки удался, пускай местный Джекилл всё равно представляет собой вариацию усталого от жизни учёного, желающего постигнуть загадки бытия.


«Я МОНСТР», 1971
В роли Марлоу – Кристофер Ли; в роли Блэйка – Кристофер Ли; режиссёр – Стефен Викс

Вторая экранизация «Странной истории…» с Кристофером Ли, где он, однако, всё же заполучил роль Джекилла/Хайда. Но лишь технически, ведь по сюжету его зовут доктором Чарльзом Марлоу, а его альтер-эго – мистером Эдвардом Блэйком. Всё остальное соответствует классике – психолог изобретает лекарство, снимающее моральные запреты у индивида, его употребившего, после чего проверяет его на себе и пускается во все тяжкие. В странноватом подсюжете адвокат Марлоу по имени Фредерик Аттерсон (которого играет Питер Кушинг, между прочим) понимает всё не так и проводит собственное расследование.

Несмотря на то, что сценарий точно следует сюжету оригинальной повести, да и образы Джекилла и Хайда почти полностью соответствуют книжному варианту (разве что у Хайда уж слишком отталкивающая внешность), «Я монстр» провалился в прокате, хотя впоследствии часто упоминается как одна из лучших ролей ныне покойного Кристофера Ли.


«ВЗРОСЛАЯ ВЕРСИЯ ДЖЕКИЛЛА И ХАЙДА», 1972
В роли Лидера – Джон Барнум; в роли Хайд – Джейн Луиз; режиссёр – Ли Рэймонд

Появление напрашивающейся порноверсии было лишь вопросом времени, особенно в эпоху «порношика». Ей и стала «Взрослая версия», что даже в название внесла маркер для любителей «клубнички». По сюжету некий доктор Лидер изобретает зелье, выпивает, становится женщиной, после чего смело начинает испытывать женские оргазмы. Вместо лютой комедии всё облачено в рамки сюрреалистического хоррора. Видимо, надо обладать уж слишком больной сексуальной фантазией, чтобы ловить кайф от просмотра подобного.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА-ВОЛКА», 1972
В роли Джекилла – Джек Тейлор; в роли Хайда – Пол Нэши; режиссёр – Леон Климовский

В Испании в 70-е была какая-то своя особенная атмосфера и некий Пол Нэши сыграл в куче фильмов оборотня-волка, ставших предтечей киновселенной. Конкретно эта лента рассказывала, про Человека-Волка, отправившегося в Трансильванию (!), где живёт внук того самого Джекилла (!!), у которого есть лекарство от, эээ, «хайдизма». Короче, оно-то и нужно Человеку-Волку, а вот Джекиллу надо закинуться и резко поменять внешность, став Хайдом.

Трэш – он и есть трэш, хотя забавно видеть, как худосочный доктор с козлиной бородкой превращается в угрюмого плюющегося обалдуя. Играет его, к слову, сам Пол Нэши – исполнитель роли Человека-Волка. Вот такой вот парадокс, приведший к тому, что к 1970 году Джекиллохайд из трагической персоны стал очередным кинематографическим бабайкой наряду с Дракулой и монстром Франкенштейна.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1973
В роли Джекилла – Кирк Дуглас; в роли Хайда – Кирк Дуглас; режиссёр – Мария Данте

Мюзикл по «Доктору Джекиллу» – вот это поворот! Да ещё и с Кирком Дугласом, который в облике Джекилла – какой-то сонный, а в образе Хайда – очевидно пьяный. Интересный кинематографический эксперимент 70-х, однако, вызывает чувство смущения. Пускай история остаётся такой же мрачной, как и в первоисточнике, ни образы Джекилла с Хайдом, ни сама канва сюжета ни в коем случае не ложатся на музыкальный формат.


«ДОКТОР БЛЭК, МИСТЕР ХАЙД», 1976
В роли Прайда – Берни Кейси; в роли монстра – Берни Кейси; режиссёр – Уильям Крейн

Доктор Генри Прайд из Лос-Анджелеса – состоятельный негр, который ещё что-то там изобретает на досуге. Создав супер-лекарство и испробовав его на себе, Прайд претворяет в жизнь худший кошмар чернокожего – он становится белым. Не буквально, конечно, да и на Майкла Джексона он похож, разве что, из клипа Thriller, но этот бледный монстр ходит туда-сюда, да убивает проституток и их сутенёров.

Интересно, что этот фильм, снятый во времена Blaxploitation, подаётся на «серьёзных щщах», т.е. те приёмы, которые в наши дни можно счесть пародией, тогда считались основополагающими. Как бы ни кичились создатели социальной повесткой, трэш остаётся трэшем, хотя и комичным. И почему-то для русского зрителя, далёкого от проблем негров, впечатление от безумия на экране лишь усиливается.


«ДОКТОР ХЕКИЛ И МИСТЕР ХАЙП», 1980
В роли Хекила – Оливер Рид; в роли Хайпа – Оливер Рид; режиссёр – Чарльз Б. Гриффит

1980-е ознаменовались для парочки героев инверсией – опять же, вполне очевидной творческой идеей, но почему-то реализованной столь поздно. В этой версии доктор Хекил – кудрявый уродец, а его альтер-эго мистер Хайп – пользующийся успехом у женщин обольститель. Идея Гриффита изначально была немного другой: хиппи должен был изобрести наркотик, превращающий его в корпоративного «белого воротничка», но по мнению продюсеров это было слишком радикально, так что остановились на обыкновенной инверсии оригинальной повести.

Из замены образов не получилось добиться ничего вразумительного или креативного и странноватая комедия так и осталась странноватой комедией.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИЛАЯ ДАМА», 1980
В роли Джекилла – Паоло Вилладжо; в роли Хайда – Паоло Вилладжо; режиссёр – Стено

Ещё одна версия-инверсия и снова 1980-го, только пришедшая из Европы. Итальянская интерпретация повествует о злом гении докторе Джекилле – директоре не менее злой компании, наводнившей планету отравляющими веществами и вредными продуктами. Зелье трансформирует его в спокойного, доброго и нелепого мистера Хайда, оказавшегося тем ещё дамским угодником.

Эта история, в отличие от «Хекила и Хайпа», имеет в себе большой потенциал, а именно, что касается образа Джекилла/Хайда, но всё ударяется о стену дешёвой реализации, заставляющей вспомнить худшие скетчи «Бенни Хилла». По крайней мере прилипчивую песню с открывающих титров хочется насвистывать долго и, наверное, именно её следует избрать личным гимном Джекиллохайда: https://www.youtube.com/watch?v=X6TM8eCC0TM


«ДВУЛИЧНЫЙ», 1981
В роли Уилсона – Санджив Кумар; в роли Блэкстоуна – Санджив Кумар; режиссёр – Радж Тилак

Около 70 лет этого киномарафона «джекиллохайдианы» нам потребовалось, чтобы достигнуть пункта назначения – Болливуда! В 1981-м на экраны вышла индийская версия, где интеллигентный Санджив Кумар строит из себя британского джентльмена, курит трубку и называет себя, извините, доктором Уилсоном. Зелье высвобождает наружу мистера Блэкстоуна. На хинди, конечно, тяжело понять, что происходит, но, кажется, всё происходящее чётко следует формуле повести Стивенсона. Разве что песен и танцев маловато – на «Двуличного» приходится всего 3 сцены с танцами (просто преступное количество для кураж-бамбейской версии!) и, как ни странно, массовик-затейник мистер Хайд/Блэкстоун ни в одной из них не участвует. Жаль.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И ЖЕНЩИНЫ», 1981
В роли Джекилла – Удо Кир; в роли Хайда – Жерар Зальцбер; режиссёр – Валериан Боровчик

Удо Кир, внешность у которого ну совсем не добрая неожиданно играет приятного доктора Джекилла. Альтер-эго Джекилла привычно не имеет ограничений морали, но в этот раз образ Хайда удался – он человек со стальным взглядом и неудержимым желанием убивать (странно, что Удо Кира не взяли именно на эту роль, – прим. ред.). Концовка «Доктор Джекил и женщины» имеет весьма интересную трактовку, но вот качество фильма в целом разочаровывает. Это не самое удачное произведение в бесчисленном количестве экранизаций знаменитой повести из-за актёрской игры и откровенной театральности происходящего. Да и в целом удачного Хайда всё-таки не дожали – с идеей садиста-убийцы в душе доброго доктора можно было сделать куда больше, чем с обезьяноподобным маргиналом из ранних фильмов.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1981
В роли Джекилла – Дэвид Хеммингс; в роли Хайда – Дэвид Хеммингс; режиссёр – Алестер Рейд

Ещё одна версия, на этот раз – телефильм от ВВС. Качество этой адаптации очень сильно хромает, да и каких-либо изысков не дождаться. Разве что Хайд, вновь представленный в роли опустившегося на дно маргинала-обезьяны, какой-то уж больно жизнерадостный. И, как ни странно, изменена концовка: когда Джекилл/Хайд погиб, преследуемый полицией, его тело превратилось в Хайда, т.е. имя доктора осталось чистым.


«ДЖЕКИЛЛ И ХАЙД… СНОВА ВМЕСТЕ», 1982
В роли Джекилла – Марк Блэнкфилд; в роли Хайда – Марк Блэнкфилд; режиссёр – Джерри Белсон

Доктор Дэниэл Джекилл – талантливый хирург, который решил изобрести лекарство, устраняющее потребность в операциях вообще. Лекарство, представляющее собой белый порошок (хм), превращает Джекилла в Хайда: лохматого, усатого, с золотыми украшениями на шее и, что немаловажно, с громадным мужским достоинством. Похотливый Хайд тут же устремляется к проституткам.

«Снова вместе» представляет собой эксцентричную комедию и вполне себе очевидную трактовку с более лёгким оттенком. Если Джекилл здесь – идеалист, то Хайд просто предствитель американской контркультуры 80-х, разве что глупее и неотёсанее.


«СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА И МИСТЕРА ХАЙДА», 1985
В роли Джекилла – Иннокентий Смоктуновский; в роли Хайда – Александр Феклистов; режиссёр – Александр Орлов

Советский кинематограф всегда был рад внести вклад в экранизации мировой классики. Версия «Странной истории…» Орлова на фоне остальных произведений про Джекилла и Хайда выглядит почти гениальной. Одна из лучших адаптаций умело использует творческие ограничения и добавляет новые, интересные факты, позитивно влияющие на повествование. Не говоря уже о реализации – это, наверное, одна из самых мрачных интерпретаций «Странной истории…» и уж точно вгоняющая в тоску.

В этой версии Джекилл, например, ветеран войны, а Хайд – наркоман и опустившийся социальный элемент. Благодаря просмотру советской экранизации уже в оригинальном произведении можно обнаружить интересные метафоры. Что касается наших персонажей, то уравновешенный и юморной доктор Джекилл в исполнении Смоктуновского не похож на устоявшийся образ. Да и Хайд далёк от человека-обезьяны или маньяка, здесь он более близок к книжному герою. Отдельное уважение создателям за то, что в кои-то веки на роли Джекилла и Хайда взяли разных актёров, мистер Хайд не выглядит расписным петрушкой и была учтена редко соблюдаемая деталь – Хайд, по повести, значительно моложе доктора Джекилла.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 1986
В роли Джекилла – Макс Мелдрам; в роли Хайда – Дэвид Неттхейм; режиссёр – студия Burbank

Детишкам надо приобщаться к классике – так рассуждала австралийская студия Burbank, чьи анимационные фильмы представляли собой адаптации знаменитых литературных произведений. Дошла очередь и до «Странной истории…», в которой известный сюжет низведён до детской буффонады. Конечно, не всё так печально – до образов Марча, Бэрримора и Трэйси далеко, но создатели анимационной версии явно искали вдохновение в прошлом, а не в свежих на тот момент экранизациях.

Мультипликационный вариант не содержит в себе трагизма или мрачности, но всё же в детско-игровой форме доносит основную мысль о противоположностях в человеческой душе, пускай Джекилл здесь снова сведён до труса-неудачника, а Хайд – до клыкастого монстра.


«СКУБИ-ДУ И УПОРНЫЙ ОБОРОТЕНЬ», 1988
В роли Джекилла – Эд Гилберт; в роли Снайда – Эд Гилберт; режиссёр – Рэй Паттерсон

В 1988-м франшиза «Скуби-Ду» была на подъёме, и студия Hannah-Barbera выпустила мультфильм, в котором Шэгги становится оборотнем и принимает участие, внимание, в гонках, устраиваемых Дракулой. Среди участников Monster Road Rally присутствуют и монстр Франкенштейна, и Мумия и ещё какие-то уродцы из фильмов студии Hammer. В компанию к ним затесались доктор Джекилл и мистер Снайд, которые, как это водится, носят старинный костюм и цилиндр.


«НА ГРАНИ БЕЗУМИЯ», 1989
В роли Джекилла – Энтони Перкинс; в роли Хайда – Энтони Перкинс; режиссёр – Жерар Кикоин

Элементы новеллы перемешались с элементами реальной истории. «На грани безумия» –вольная экранизация «Странного случая…», где Хайд оказывается Джеком-потрошителем, а роли и Джекилла, и Хайда исполняет заслуженный маньяк кинематографа Энтони Перкинс.

В этой интерпретации Джекилл – стойкий джентльмен, скрывающий подавленные садомазохистские желания, о чём говорится прямым текстом. Зелье же, превращающее его в Хайда, оказывается смесью эфира и кокаина, а вовсе не волшебным снадобьем. В общем бледный и помятый жизнью Перкинс выходит на охоту за проститутками и пребывает в поисках извращённого секса у каких-то других антисоциальных личностей, пока за Хайдом гоняется сыщик из Скотланд-Ярда. Концовка оказывается ещё мрачнее: Хайд вовремя превращается в Джекилла и избегает наказания. Сюрреалистичный и атмосферный фильм вызывает чувство депрессии, хотя, конечно, в образах Джекилла и Хайда по удачной версии Кикоина слишком уж много от не раз упомянутого Дориана Грея.


«СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА И МИСТЕРА ХАЙДА», 1989
В роли Джекилла – Энтони Эндрюс; в роли Хайда – Энтони Эндрюс; режиссёр – (–)

В 1989-м на канале Showtime вышел четырёхсерийный мини-сериал, сценаристом которого выступил аж сам Дж. Майкл Стражински. Шоу представляло собой экранизацию викторианских готических новелл: «Поворот винта» Генри Джеймса, «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню, «Глаза пантеры» Амброза Бирса и, конечно, «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона.

Экранизация вышла достаточно посредственной и слабо отходит от первоисточника, погрязнув в знакомых образах, к тому же не самых удачных – нелепый и неловкий трусишка Джекилл и роковой злодей-красавец Хайд. Зато в серии отметилась молодая Лора Дерн в роли невесты Джекилла.


«ДЖЕКИЛЛ И ХАЙД», 1990
В роли Джекилла – Майкл Кейн; в роли Хайда – Майкл Кейн; режиссёр – Дэвид Уикс

К 1990-му количество появлений Джекилла и Хайда в кинематографе и мультипликации уже зашкаливало. Тем не менее, большая часть экранизаций была скорее по мотивам. Дэвид Уикс, поработавший с Кейном над «Джеком-потрошителем» в 1988-м, решил дать свою трактовку «Странной истории…».

В принципе ничего нового: Хайд низведен до уровня уродца-маньяка, а Джекилл, наоборот, возвышен до человека, желающего поиграть в Бога. На практике в «Джекилле и Хайде» Уилкса можно найти классическое раздвоение личности и даже психотипы. Несмотря на дешёвое качество постановки и какой-то скомканный сюжет, отметить хочется прежде всего Майкла Кейна – это один из лучших Джекиллов в истории (хотя и не лучший Хайд), и за эту роль сэр Кейн даже справедливо получил номинацию на «Золотой глобус».


«ПОВЕЛИТЕЛЬ СТРАНИЦ», 1994
В роли Джекилла – Леонард Нимой; в роли Хайда – Леонард Нимой; режиссёр – Пиксоут Хант, Джо Джонстон

К кому ещё обратиться Маколею Калкину, который случайно оказался в мире книг в фэнтези «Повелитель страниц»? На беду героя Калкина первым миром оказался мир книг-хорроров, а достопочтенный джентльмен, выпив какую-то бурду из бокала для мартини, превратился в лохматого гоблина. Конечно, Джекилл/Хайд в этой интерпретации остаётся лишь нужным для детского сюжета бабайкой, но, будем честны, именно данная версия заполучила одну из самых запоминающихся трансформаций в истории этих двух непростых персонажей.

https://www.youtube.com/watch?v=Y6gzqlDUC7g


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСС ХАЙД», 1995
В роли Джекса – Тим Дейли; в роли Хайд – Шон Янг; режиссёр – Дэвид Прайс

Доктор Ричард Джекс, работающий в крупной парфюмерной компании, переживает неудачу за неудачей. Выяснив, что, оказывается, он потомок того самого Генри Джекилла, учёный находит рецепт зелья и зачем-то добавляет туда женских гормонов. Ричард обращается в мисс Хелен Хайд, а дальше начинается слабоватая комедия о приключении мужика в женском теле.

Юмористическая вариация на старую тему оказалась ещё более слабой, чем предшественники или пресловутая «Взрослая версия». Джекс здесь полный неудачник, причём даже до карикатуры ему далеко, а Хайд уж слишком совершенная красотка. Чрезвычайно грубый, и для своего времени фильм, получил три номинации на «Золотую малину» и с высоты современности выглядит, пожалуй, одной из худших вариаций «джекиллихайдонианы» (хуже может быть только само слово «джекиллихайдониана», – прим. ред.).


«МЭРИ РАЙЛИ», 1996
В роли Джекилла – Джон Малкович; в роли Хайда – Джон Малкович; режиссёр – Стивен Фрирз

История Джекилла и Хайда, которую поведали не со стороны Джекилла/Хайда, и даже не со стороны адвоката, как в оригинальной повести, а с точки зрения служанки Мэри Райли. Экранизация одноимённого романа, также написанного по мотивам «Странной истории…». В итоге очередная невнятная версия, к тому же плохо принятая публикой. Несмотря на то, что кинолента имеет ряд достоинств, включая выдающуюся актёрскую игру Малковича, что-то новое об образах сказать тяжело: здешний Джекилл – сумасшедший викторианский учёный, а Хайд – просто серийный убийца, щеголяющий выеденным молью париком.


«ПРОРОЧЕСТВО ТИГРА», 2000
В роли Джекилла – Адам Болдуин; в роли Хайда – Адам Болдуин; режиссёр – Колин Баддс

Одна из самых странных и неклассических адаптаций, к которой аж сам Фрэнсис Форд Коппола руку приложил в качестве продюсера. Ленту, впрочем, это не спасло – от дурости постановки хочется скукожиться, а сценаристов столкнуть с балкона за столь бесстыдное изложение сюжета.

Генри Джекилл здесь – пластический хирург, у которого китайские бандиты убивают жену. Джекилл не отчаивается, делает настойку из каких-то трав и превращается в мистера Хайда – мастера то ли кунг-фу, то ли карате, чтобы ударами пятками в живот отомстить за смерть жены. Дешёвый боевик с Адамом Болдуином использует «Странную историю…» и знаменитые образы разве что как маркер для зрителя и способ быть упомянутым в этой статье. Тут начисто отсутствует связь и понятие первоисточника.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 2002
В роли Джекилла – Джон Ханна; в роли Хайда – Джон Ханна; режиссёр – Морис Филлипс

Элегантный Джекилл в исполнении Джона Ханны давно подавляет свои желания, чтобы иметь возможность вращаться в высоких джентльменских кругах. Да, и в этой версии, Джекилл не такой уж и безгрешный – зелье он создаёт, чтобы начать «наслаждаться жизнью» в своём понимании. В отличие от других, особенно более поздних экранизаций, в версии Мориса Филлипса нет разделения внешности Джекилла и Хайда. Превращение происходит, по сути, лишь в голове у героя. Ну, и, само собой, интересно посмотреть, как английский актёр Джон Ханны, засевший в голове массового зрителя в образе непутёвого повесы из «Мумии», открывает свои злодейские стороны – циничную как доктор Джекилл и сардоническую как мистер Хайд.


«ЛИГА ВЫДАЮЩИХСЯ ДЖЕНТЛЬМЕНОВ», 2003
В роли Джекилла – Джейсон Флеминг; в роли Хайда – компьютерный Джейсон Флеминг; режиссёр – Стивен Норрингтон

С лёгкой руки автора комиксов Алана Мура Хайд в серии «Лига выдающихся джентльменов» является неудержимой гориллой. В киноверсии персонажей показали в более приятном виде, чем в комиксе, да и в любой другой адаптации в принципе. Вместо сумасшедшего учёного Джекилл оказался этаким Брюсом Бэннером XIX века, ну а Хайд, соответственно, Халком. Согласно сценарию фильма, после событий в Лондоне Джекилл/Хайд переехал в Париж и стал виновником убийств на улице Морг, где его и находит Лига, чтобы использовать мозг Джекилла и силу Хайда на благо Великобритании и мира. Хайд тут выглядит особенно оригинально за счёт своих габаритов, да и вообще впервые выступает в качестве супергероя, а не какого-нибудь криминального маргинала.


«ВАН ХЕЛЬСИНГ», 2004
В роли Джекилла – Стивен Фишер; в роли Хайда – компьютерный Робби Колтрейн; режиссёр – Стивен Соммерс

Второстепенный антагонист фантастического боевика «Ван Хельсинг» появляется в открывающей сцене, где компьютерный уродец сражается аж с Хью Джекманом. Более того, мистер Хайд заслужил себе анимированный приквел, так что на фоне таких злодеев из этого фильма как Дракула, он получает себе целый бэкграунд. Причина, конечно, прозаичная – включение Джекилла/Хайда в сюжет «Ван Хельсинга» продиктовано мудрым использованием Universal авторских прав на этих героев литературы.

С учётом того, что «Ван Хельсинг» вышел примерно в одно и то же время, что и «Лига выдающихся джентльменом», интересно сравнить оба образа, практически одинаковых, только интерпретация Хайда в «Ван Хельсинге» – безусловно злая и порочная. А ещё в этой версии, согласно мультипликационной предыстории, Хайд также является Джеком-потрошителем, и внешне он явно создавался с оглядкой на знаменитого рестлера Андре Гиганта. Кстати, это первая версия, в которой альтер-эго Джекилла полностью нарисован на компьютере.


«СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛЛА И МИСТЕРА ХАЙДА», 2006
В роли Джекилла – Тони Тодд; в роли Хайда – Тони Тодд; режиссёр – Джон Карл Блюхер

Действие происходит в наше время. Чернокожий доктор Генри Джекилл в исполнении Тони Тодда излечивает примата от какой-то там болезни, после чего испытывает лекарство на себе. Как нетрудно догадаться, он превращается в лохматого упыря Эдварда Хайда. Адаптация эта интересна тем, что действие, во-первых, происходит в наши дни, а, во-вторых, доктор Джекилл далеко не сразу осознаёт, что он и есть Хайд. В остальном же конфликт классический – Джекилл пытается загладить грехи своего альтер-эго, пока последний промышляет убийствами и, внезапно, обладает бессмертием. Приходится Джекиллу принять волевое решение и покончить с собой, зная, что убив себя, он убьёт и Хайда. Трактовка интересная, только не в этой форме – версия 2006 года это откровенно низкобюджетный фильм ужасов.


«НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ О ДЖЕКИЛЛЕ И ХАЙДЕ», 2006
В роли Джекилла – Брайан Фишер; в роли Хайда – Брайан Фишер; режиссёр – Нил Стиллвелл

Студент-медик Генри «Джей» Джекилл изобретает формулу и из тощего ботаника в очках превращается в не менее тощего ботаника без очков. Серьёзно, в этом дешёвом подростковом хорроре вся разница между сторонами души, кажется, заключается лишь в том, что у Хайда зрение получше. Вместо животной и злой стороны натуры Хайд раскрывает в себе харизму, уверенность и успех у девушек, в то время как Джекилл остаётся аутсайдером. Откровенно слабый фильм неубедителен и из-за актёрской игры, и из-за общего качества постановки. Вероятно, это самый дешёвый фильм в подборке.


«ДЖЕКИЛЛ», 2007
В роли Джекмана – Джеймс Несбитт; в роли Хайда – Джеймс Несбитт; режиссёр – Стивен Моффат

До того, как Стивен Моффат вдоволь поиздевался над «Дракулой», он поиздевался и над «Странной историей…» в своем мнии-сериале. По сюжету доктор Том Джекман, женатый отец двоих детей, без объяснения причин оставляет свою семью. Оказывается, что у него нечто вроде раздвоения личности, и его альтер-эго взял себе имя Эдвард Хайд, узнав о новелле. Общаются они, оставляя друг другу записи на микрокассетах. Сам же Джекман – потомок Генри Джекилла.

Сериал оказался вполне вольной фантазией и впервые раскрыл интереснейшую задумку –личности Джекилла и Хайда могут работать сообща (отчасти нечто подобное было в «Лиге выдающихся джентльменов», где Хайда использовали в качестве оружия). Джекиллу требуется наглость и физическая сила Хайда, а Хайду – интеллект и эмоциональная зрелость Джекилла. Несмотря на запутанные тропы сценария, вроде каких-то тайных организаций, гоняющихся за Хайдом, «Джекиллу» следует сказать определенно «Да», хотя Моффат, должно быть, соткал сюжет из черновиков от «Доктора Кто».


«ИГОРЬ», 2008
В роли Жаклин – Дженнифер Кулидж; в роли Хайди – Дженнифер Кулидж; режиссёр – Энтони Леондис

Ну, это совсем смех. В мультфильме «Игорь» один из второстепенных персонажей – Жаклин/Хайди. Будучи Жаклин, эта женщина обладает светлой кожей, белыми волосами, носит красивую шляпку и вообще вся такая роковая злодейка. А вот её реальной облик – Хайди может «похвастаться» лишь горбом и рыжими волосами с нелепыми косичками. И, что интересно, как Жаклин эта женщина коварна и тщеславна, но в итоге как Хайди оказалась положительным персонажем.


«ДОКТОР ДЖЕКИЛЛ И МИСТЕР ХАЙД», 2008
В роли Джекилла – Дюгрей Скотт; в роли Хайда – Дюгрей Скотт; режиссёр – Паоло Барзмен

Попытка осовременить «Странную историю…», послав к чёрту чернокожих врачей, людей-обезьян и глобальные проблемы. Кинолента 2008-го достаточно точно следует сюжету повести, зато диалоги порезаны в угоду зрелищности. В результате получается довольно грубая постановка, но не без некоторой доли обаяния. Хайд здесь одновременно жуткий, но всё же обладающий каким-то природным магнетизмом. Джекилл же довольствуется ролью жертвы своих страстей.


«УБЕЖИЩЕ», 2008-2011
В роли Уорта – Иэн Трейси; в роли Хайда – Иэн Трейси; режиссёр – (–)

В странноватом сериале «Убежище», часто эксплуатирующем тематику викторианской Англии, есть герой – Адам Уорт. Как признается сам Адам, «Странная история…» основана именно на инциденте с ним. Хайд в его воплощении скорее просто неприятный грубиян, а в совокупности Уорт/Хайд играют роль очередного Брюса Бэннера.


«МОНСТРЫ НА КАНИКУЛАХ», 2012
В роли Джекила – (?); в роли Хайда – (?); режиссёр – Генндий Тартаковский

В «Монстрах на каникулах» озорной Хайд появляется несколько раз, но лишь в эпизодах. В первом фильме он играет в бинго, да появляется в толпе; во втором – присутствует на свадьбе Джонни и Мэвис; в третьем – среди монстров на корабле. Джекилл не появляется, но Хайд, согласно концепт артам, был основан на воплощениях из старых фильмов. Цилиндр на месте!


«ДЖЕКИЛЛ И ХАЙД», 2015
В роли Джекила – Том Бейтман; в роли Хайда – Томас Кумбз; режиссёр – (–)

В этом сериале внук доктора Джекилла унаследовал от деда раздвоение личности и работает в Лондоне 1930-х секретным агентом. Традиции «Сына Джекилла» не дают покоя киноделам по сей день. В этот раз ситуация усугубилась тем, что Хайд, насмотревшись кинокомиксов, заполучил себе в распоряжение сверхчеловеческую силу, скорость и лечебный фактор. Плохие рейтинги сериала об агентстве, контролирующем монстров, привели к тому, что шоу прикрыли на первом сезоне, оборвав сюжетную линию и, соответственно, некоторые тайны происхождения Хайда.


«СТРАШНЫЕ СКАЗКИ», 2014-2016
В роли Джекила – Шазад Латиф; режиссёр – Дэймон Томас

В сборной солянке «Страшных сказок» представили довольно радикальную версию Джекилла. Здесь он – молодой человек индийского происхождения, друг Виктора фон Франкенштейна, блестящий химик. Интересно, что по сюжету он нашёл лекарство, которое позволило «держать его внутреннего зверя под контролем». В мире «Страшных сказок» Хайда не существует, но кто знает – вдруг лихие чёрные патлы достались по наследству от этой злой личности?


«ОДНАЖДЫ В СКАЗКЕ», 2016
В роли Джекила – Хэнк Харрис; в роли Хайда – Сэм Уитвер.

Ещё один капустник, сериал «Однажды в сказке», представляет лёгкого и слабого Джекилла, который вечно находится в тени своего злого «я». Мистер Хайд же выглядит как стереотипный маньяк и быстро присоединяется к команде других сказочных злодеев. И, что странно, не носит цилиндр, хотя остальные полагающиеся атрибуты вроде как на месте.


«МУМИЯ», 2017
В роли Джекилла – Рассел Кроу; в роли Хайда – компьютерный Рассел Кроу; режиссёр – Алекс Куртцман

В «Мумии» – первом (и последнем, ха!) кинофильме разрекламированной «Тёмной вселенной», основанной на всяких мистических монстрах (и чудовищах от Hammer), Джекилл-Хайд должен был воплотить этакого местного Ника Фьюри и собрать будущую команду для спасения мира. В связи с тем, что франшизные войны закончились закрытием «Тёмной вселенной», остаются загадкой какие-либо подробности того, как доктор Джекилл стал управлять агентством, каким образом превратился в Хайда и может ли отойти хоть на каплю от типичного образа Джекилла в массовой культуре на конец «десятых» годов, т.е. от этакой более таинственной версии Брюса Бэннера. Ну, и следует отметить, что хуже Рассела Кроу, не старающегося играть и не заинтересованного в происходящем, может быть лишь его цифровая копия… также не старающаяся играть и не заинтересованная в происходящем.


«МИССИС ХАЙД», 2017
В роли Жекиль – Изабель Юппер; в роли Хайд – Изабель Юппер; режиссёр – Серж Бозон

Очередной женский парафраз, только от французов и с Изабель Юппер в главной роли. Молния ударила в серую мышку Жекиль, после чего она превратилась в латентную домину мадам Хайд. На деле это оказалось не особо прозорливой комедией, а в имена героев специально добавили отсылки, чтобы массовый (и не особо культурный) зритель, сразу понял, что к чему и чего ему ожидать от проекта (спойлер: не ожидать ничего особенного).


В каждом из нас есть своя тёмная сторона, но начиная с произведения Стивенсона пошли реальные и незатухающие разговоры о её физическом отделении. Киноискусство как таковое всегда способно толковать те или иные элементы литературы по-разному и «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» это демонстрирует: пока одни кинематографисты видели злую сторону человека в виде карлика-обезьяны, а другие – в виде гоблина в шляпе-цилиндре, находились люди романтичные (или всё-таки циничные), которые представляли Эдварда Хайда как злого гения, харизматичную персону, бабника и гедониста, а иногда и всё сразу. Добрая сторона в лице Джекилла также не раз подвергалась обструкции; для одних доктор – жертва, а для других – не менее циничный игрок с природой.

А уж жанровые сюжеты варьируются от дотошных экранизаций до безумной южнокорейской версии, которая так не попала в этот список. Не говоря уже о том, что Джекилл и Хайд сыграли на бесчисленном множестве вдохновений – кроме не раз упомянутого Халка, творение Стивенсона привело и к созданию Двуликого, и к сериалу «Не навреди», и к «Чокнутому профессору» и, наверное, даже к «Маске» с Джимом Керри. К сожалению, Джекилл/Хайд в наши дни оказался лишь пугалом из викторианской эры, а кинематографисты явно потеряли к нему интерес. А зря, ведь эти два персонажа мало того, что дают огромную пищу для размышлений и психоанализа, сами пришли из времени, где вера в прогресс была безграничной, а чудеса – настоящими. Вы Джекилл или Хайд?

Егор Рябцев
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 54 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio