Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Оливье
Автор: Андрей ВолковДата: 03.01.2023 09:06
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ОЛИВЬЕ
2022, Россия-Белоруссия, 86 мин.
Жанр: трагикомедия, новогодний фильм
Режиссёры: Андрей Никифоров, Игорь Четвериков
В ролях: Сергей Шакуров, Станислав Дужников, Ирина Пегова, Марина Петренко, Антон Денисенко, Елена Полянская


Этот фильм, вышедший в прокат аккурат под Новый год, является плодом совместных усилий двух постановщиков – россиянина Андрея Никифорова и белорусского режиссёра Игоря Четверикова. Несмотря на то, что Белоруссия давно интегрирована в общее культурное пространство с Россией, современное белорусское кино российские зрители не знают. Впрочем, «Оливье» тоже не совсем белорусский фильм – действие происходит в Москве, а в ролях заняты российские актёры. Образ Минска как некоего идеального места для эстрадного сатирика Михаила Верина возникает лишь в разговорах героев. У Верина и его семьи ежегодная традиция – встречаться перед Новым годом в его московской квартире для того, чтобы поесть салат Оливье, приготовленный по особому дедушкиному рецепту, и увидеть друг друга. У главного героя большая семья – два сына и дочь, да ещё внук. Однако, как вскоре выяснится, многочисленные родственники имеют на Верина затаённые обиды, так что его решение жениться на медсестре-мулатке встречают в штыки.

Традиция новогодней комедии предполагает мажорное настроение. В таких фильмах проблемы если и случаются, то разрешаются самым чудесным образом. Новогодние фильмы логически выросли из богатой на примеры святочной литературы и потеснили их тогда, когда словесность несколько сдала свои позиции перед молодым киноискусством. Удивляться тут нечему – на протяжении XX века темп жизни постепенно ускорялся, людям приходилось делить своё время между работой, семьёй, образованием, встречами с друзьями. По сравнению с современным высокотехнологичным миром, где нужно постоянно крутиться, взбивать сметану, как та лягушка из притчи, дабы не отстать от поезда реальности, общество XIX века, с его большей статичностью, несмотря на стремительное развитие науки и техники, может показаться раем для лентяев, особенно если вспомнить сон Обломова.

Вот и дети Верина уже другое поколение и понять своего отца им нелегко. Они не то, что жадные родственники, которые только и ждут смерти деда, дабы поделить его московскую квартиру, просто им кажется, что Верин не уделяет им должного внимания, занимаясь только собой. Как какой-нибудь граф XIX века мог бы всю жизнь заниматься тем, что ему нравится, не имея надобности работать, так и Верин, выходец из советской эпохи, многое приобрёл благодаря близости к власти и наличию званий, дающих преференции. Но советская реальность обратилась в дым, так же ушло в небытие и классовое общество. Без профессии теперь и графу никуда, так что старший сын Верина крупный бизнесмен. Он всячески старается угодить отцу, придирчиво выбирая ему подарок, и даже критикует своего младшего брата, который, напротив, до сих пор живёт в мире фантазий и кажется романтиком, занесённым из XIX века в наш сверхскоростной мир.

Мотив с женитьбой старика на молодой женщине может напомнить недооценённую сатирическую комедию «Американский дедушка», которой в новом году исполняется 30 лет. А ещё есть очевидные параллели с недавним хитом «Родные» (2021), который усиливают и Сергей Шакуров с Ириной Пеговой, игравшие там. Однако если мэтр отечественного кино Сергей Шакуров предстаёт пусть в другой, но всё же чем-то похожей роли деда, то вот Ирина Пегова сыграла кардинально другой характер. Её Карина – это уже не терпеливая понимающая жена из «Родных», но хитрая и властная женщина, наоборот, помыкающая мужем. Но так как дуэт режиссёров снимал всё-таки не семейно-бытовую драму, а новогодний фильм, пусть и созданный в жанре трагикомедии, то её характер не доведён до абсолюта. Карина способна прислушиваться к чужому мнению и даже признавать свои ошибки, а её упрямство и расчёт продиктованы отстаиванием интересов своей собственной семьи. Собственно, так же делает и подруга младшего сына Лиза (в её роли очаровательная Елена Полянская, способная запомниться хотя бы необычным тембром голоса), разве что не с таким напором.

«Оливье», несмотря на легкомысленное название, вышел не столько смешным, сколько серьёзным, поднимающим всегда актуальные проблемы понимания друг друга между людьми разных поколений. Осознавая это, авторы оригинально вставили остраняющие элементы, своего рода бенефисы, учитывая сценическую профессию главного героя. Монологи персонажей, раскрывающие суть их претензий к деду, представлены как некое эстрадное шоу – кто-то из героев излагает свои мысли в рабочей обстановке, другие, как Карина, озабоченная поддержанием своего внешнего вида, в антураже пластической клиники, а сам Михаил Верин, конечно, говорит свою правду со сцены, перед рукоплескающим ему залом.

Не так уж важно, кому из родственников отойдёт московская квартира. Ведь дед жив и умирать не собирается. У него тоже есть своя правда, свои претензии к детям, как у любого старого человека, который хочет, чтобы ему уделяли как можно больше внимания. Чудом, типичным для святочного искусства, выступает внук главного героя, который, как и младший сын в «Родных», способен понять своего деда, как бы посмотреть на мир его глазами. После трагикомических выяснений отношений за столом наступает тот самый счастливый финал, когда каждый герой, высказав свои обиды на родственника и тем очистившись от негатива, понимает, что счастье вовсе не в квартире как награде за труды. Семейные отношения не могут быть основаны на трезвом расчёте. Близкие люди должны стремиться понимать друг друга, ведь без понимания не может быть семьи.

Эти банальные, но важные в контексте не только жанра новогоднего кино истины и стараются донести до зрителя режиссёры, подкрепляя их оригинальной формой новогодней трагикомедии с эксцентрическими бенефисными номерами. Не приходится сомневаться, что герои своими силами, даже без наличия квартиры в завещании, сумеют решить свои проблемы, если будут думать не только о себе, но и о своих близких. Ведь семья, основой которой является любовь, не терпит эгоизма. Вот так авторы оригинально переосмыслили мотив внешнего чуда – божественного вмешательства, случайности, – которое разом решает проблемы героев. Царство Божие внутри вас, как гласит Евангелие от Луки, и иного чуда, кроме того, которое сам человек может сделать для себя и ближнего, не может существовать на свете.


Андрей Волков

На КиноПоиск, Premier и Wink с 29 декабря
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 137 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio