Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Экспресс
Автор: Олег МухаметдиновДата: 09.10.2022 15:04
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЭКСПРЕСС
2022, Россия, 80 мин.
Жанр: комедия, драма
Режиссёр: Руслан Братов
В ролях: Лев Зулькарнаев, Павел Ворожцов, Артур Хатагов, Ольга Смирнова, Михаил Хуранов, Сергей Гайтеров, Александр Сланов


«Экспресс» – новый отечественный фестивальный хит, полнометражный дебют Руслана Братова, снятый на Кавказе в городе Черкесске. Фильм рассказывает о молодом неунывающем парне Сашке Сосланове по кличке «Сос» (Лев Зулькарнаев), который, пользуясь случайной встречей и полным безразличием ко всему героя Олега (Павел Ворожцов), просит его оформить новую клубную карту в букмекерской конторе и весь бонус с неё поставить на «экспресс» (семь независимых спортивных событий). За всю эту авантюру главный герой платит случайному прохожему 300 последних рублей, забирает карту и начинается его «одиссея» по маленькому провинциальному городку в ожидании результатов матчей, ведь в случае выигрыша Сашка может заработать миллион рублей.

В «Экспрессе» нет ярко выраженного конфликта, весь сюжет построен по кумулятивному принципу, с множеством персонажей, сюжетных линий и с множеством героев. В такой полифонии голосов рождается настоящая картина, пускай не целой страны, но одного маленького городка.

При этом наличие практически скетчевой структуры не разваливает фильм. Его каркас надёжно скреплён прекрасно подобранными свежими персонажами-типажами. Но «типажами» не в традициях советского авангарда, привыкших действовать массой, толпой; здесь каждый герой до боли знаком простому зрителю и за каждым есть своя история, свои чувства и эмоции, своя жизнь. Если же развернуть все эти сюжетные складки, то чуть ли не про любого персонажа можно было бы снять отдельный фильм.

Увы, Сашке некогда – он торопится, ведь карта потеряна уже на следующий день. Необходимо спешить, потому что события ставки сбываются одно за другим. При этом нужно и друга отыскать, у которого заветная карта, и холодильник помочь поднять на верхний этаж, и спортзал покрасить, чтобы из института не выгнали, и уговорить возлюбленную, школьную учительницу остаться и не уезжать в Москву. Раздавая всем по пути виртуальные деньги, ещё не состоявшегося выигрыша, герой в конце придёт к исходному месту начала истории, оставшись при этом всё тем же «парнем с района».

Многие непременно будут сравнивать эту картину с фильмами выпускников мастерской Александра Сокурова. Безусловно, в плане сеттинга, например, «Разжимая кулаки» с «Экспрессом» практически братья. Маленькие кавказские города, окружённые со всех сторон горами, старые покосившиеся и полуразрушенные пятиэтажки, плюс яркая песочная гамма, на фоне которой в картине Коваленко разворачивается настоящая драма с попытками побега из окружающей действительности и с ярко выраженным конфликтом. У Братова же на фоне преобладающих тёмных тонов с неоновыми вывесками букмекерской конторы нет побега из пространства, есть лишь поиск себя в нём, своего места. В этой связи «Экспресс» довольно далеко уходит от картин так называемой «новой кавказской волны», а больше сродни другим, той самой французской.

Безусловно, на уровне синопсиса фильм Братова очень роднится с «Клео от 5 до 7» Аньес Варда, в котором героиня также ходит по городу в ожидании судьбоносного решения и в этом путешествии находит намного больше. В то же время герой Соса похож на другого персонажа французского кино – юного, неунывающего Антуана Дуанэля из «400 ударов» Франсуа Трюффо. Также вся эта авантюрная полукриминальная история, с очень яркими типажами героев напоминает зрителю и ранние работы британского режиссёра Гая Ричи, а рассказы героя по имени Витёк (Артур Хатагов) о собаках и луне очень похожи на истории «Турецкого» из фильма «Большой Куш».

За почти два часа хронометража Руслан Братов показывает нам один уик-энд из жизни Сашки. Пара дней, которые, возможно, изменят всю жизнь, а, возможно, и нет – зрителю так и останется гадать. Зато нам прорисуется яркий портрет страны и ее жителей, не с возвышенной точки зрения, как в фильмах режиссёров мастерской Александра Сокурова, а с человеческой, такой же простой, как и сами герои. В этом смысле «Экспресс» действительно является настоящим глотком свежего, кавказского воздуха.


Олег Мухаметдинов

В кинотеатрах с 22 сентября
Нравится
Похожие страницы:
Полуночный экспресс
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 226 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio