Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Анимация / Любовь, смерть и роботы: Плохая поездка
Автор: Игорь ТалалаевДата: 09.04.2022 04:49
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ПЛОХАЯ ПОЕЗДКА (BAD TRAVELLING)
2022, Blur Studio (США), 21 мин.
Режиссёр: Дэвид Финчер
По рассказу Нила Эшера

Шоураннер сериала «Любовь, смерть и роботы» к третьему сезону наконец-то созрел до того, чтобы самому взялся за перо… нет, за клавиатуру… за камеру?.. в общем, взялся за дело и сел в режиссёрское кресло, чтобы показать всем приглашённым участникам альманаха как надо делать дела. Событие само по себе интересное, даже вне контекста имени постановщика, а уж если это имя Дэвид Финчер, то сомнений нет – нас ждёт нечто особенное, «гвоздь» всего сезона.

И это действительно так. Реалистичная, чуть гротескная и «угловатая» графика идеально подходит этой мрачной истории, которую вполне мог бы рассказать за стаканчиком рома в каком-нибудь прибрежном пабе бывалый моряк. Конечно, при условии – весьма нетривиальном, – что он остался жив и способен говорить. Впрочем, сюжет первой анимационной короткометражки в карьере Финчера убеждает, что способность говорить сохраняют и те, кто уже умер. Правда, это уже не их собственная речь, а «кукловода», но это детали…

«Плохая поездка» нарисована так, чтобы создавать гнетущее впечатление и высокий саспенс. Это почти игровое кино, в котором не нужна особая фантазия для сопереживания героям – морякам, на чей корабль попал неожиданный улов, гигантский плотоядный и, судя по всему, разумный краб Танапод. Мрачная палитра, дождь, ветер, волны, затхлый трюм, неровный свет ламп – всё успешно играет на то, чтобы вторая серия альманаха воспринималась вовсе не мультфильмом, а держала в напряжении, будто это серьёзное кино. Собственно, едва ли такой мастер, как Финчер, мог бы снять иначе – он не привык лепить халтуру, а также делать исключения или скидку на жанр. Ему было интересно поставить клаустрофобную историю о взятом в заложники неведомым существом экипаже, фактически запертом на своём корабле, и он её поставил: а уж короткометражная анимация перед нами или двухчасовой художественный фильм – неважно, формат транслируемой картинки это вообще лишь инструмент для достижения цели. В данном случае – хорошенько напугать зрителя и заставить его хоть на 20 минут, но почувствовать себя в дискомфорте.

А ещё задаться вопросом: как поступил бы он сам, окажись перед тяжёлым выбором. Спасти собственную, не столь ценную, но такую родную шкуру или рискнуть, но отвести в сторону опасность от населения целого острова? Суровый сурвайвл – не всё, с чем сталкиваются моряки, ведь перед ними стоит и моральная дилемма. И далеко не каждый справится с внезапно свалившимся на голову этическим экзаменом, особенно когда один экзаменатор оглушительно щёлкает клешнями, а второй тихо взводит курок револьвера. Спастись ценой многих других жизней – тревожный, но такой заманчивый выход… Ха, спастись! Это удастся не только лишь всем.

Собственно, на серьёзный лад настраивают уже самые первые кадры, когда без какой бы то ни было раскачки на палубы запрыгивает огромное чудовище и, демонстрируя, собственную неуязвимость, спокойно схарчивает одного из людей. Очень, знаете ли, бодрит такой резкий подход. И экипаж поначалу выглядит таким слаженным, будто готовым к битве, являя чудеса храбрости, будто к ним каждый рейс подсаживаются подобные «пассажиры». Но стоит остыть пылу битвы, как всё становится куда более прозаичным и жизненным – адреналин выплеснут, пена осела и наружу, словно крабы из тёмных уголков, начинают лезть все мелкие и крупные людские пороки. Экипаж, только что дружно сражавшийся с чудищем, становится наглядной демонстрацией мысли о тьме внутри нас. Каждый пытается использовать другого, обманом и хитростью добиться собственной выгоды. Но там, где не помогает грубая сила, решает изворотливый ум. И вот уж сидящий в трюме монстр, которого нужно подкармливать свежим мясом, выглядит не самой актуальной угрозой на корабле.

«Плохая поездка» совсем не стесняется жестокости, крови и моментов, от которых по коже бегут мурашки. Кажется даже, будто серия вовсю смакует все эти неаппетитные подробности деятельности гигантского краба, эдакого кайдзю на минималках. Мол, смотрите как я могу! Тут Финчер определённо заходит на территорию Гильермо дель Торо, но нужно помнить, что и в фильмографии Дэвида есть, например, «Семь», где полно неприятных взгляду физических элементов. Но как и там, тошнотворная картинка является лишь фоном для демонстрации людских пороков, а чудовище из глубины моря становится лишь катализатором для появления внутренних монстров. С «Семь» мультфильм роднит не только жестокость физических расправ, но и имя автора сценария – здесь Эндрю Кевин Уокер адаптировал текст Нила Эшера, а в 1995 году вместе с Финчером боролся за скрипт «Семи» против продюсеров, считавших проект уж слишком мрачным.

Самым страшным зверем в итоге всё равно оказывается человек, как бы это ни было банально. Зато есть надежда, что всё закончится благополучно, пока в экипаже найдётся хотя бы один человек (желательно, с пистолетом), способный поступать по совести. И пусть даже после этого его руки будут по локоть в крови.

Игорь Талалаев

Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 105 гость(ей) : Денис Востродымов
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio