Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия
Автор: Сергей ПрудниковДата: 08.05.2022 12:05
Разместил: Сергей Прудников
Комментарии: (0)

ДОКТОР СТРЭНДЖ: В МУЛЬТИВСЕЛЕННОЙ БЕЗУМИЯ
(DOCTOR STRANGE: IN THE MULTIVERSE OF MАDNESS)

2022, США, 126 мин.
Жанр: фантастика, мистика, хоррор, кинокомикс
Режиссёр: Сэм Рэйми
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Элизабет Олсен, Чиветель Эджиофор, Бенедикт Вонг, Сочил Гомес, Рэйчел МакАдамс, Майкл Стулбарг, Шила Атим


Мультивселенная Marvel открыла свои двери в четвёртой фазе масштабной кинофраншизы Disney. Робко заигрывая с концепцией параллельных миров, «Мышиный дом» сперва выпустил сериал «ВандаВижн», где протестировал на зрителях свои наработки. Получив положительный отклик, Disney пошёл в этом направлении уже смелее, выдав сольные похождения бога обмана Локи, мультсериал «Что, если?..» и триквел «Человека-паука». Казалось бы, вот она мультивселенная – только руку протяни и можно дотронуться до самых разных вариаций любимых персонажей, что открывает новые коммерческие горизонты и стимулирует фантазии поклонников, когда дело доходит до следующих глобальных кроссоверов.

После двух частей «Мстителей» и фансервисного «Нет пути домой» избалованному зрителю трудно воспринимать какого-нибудь малоизвестного «Шан-Чи» или «Вечных». Marvel настолько высоко задрали планку качества, что проходные и новые работы, не связанные с раскрученными персонажами, априори воспринимаются прохладнее. И здесь на помощь должен прийти мастер мистических наук доктор Стивен Стрэндж, а вместе с ним маститый Сэм Рэйми, который со своей каноничной трилогией о Человеке-пауке стоял у истоков современного кинокомикса как жанра.

События «В мультивселенной безумия» разворачиваются после того, как Стивен Стрэндж своим заклинанием едва не разорвал реальность на части. Столкнувшись с таинственной Америкой Чавес, умеющей создавать порталы между разными вселенными, Стивен старается больше узнать как о происхождении таланта девушки, так и о самой мультивселенной. Ситуацию осложняет тот факт, что за Америкой охотятся демоны из других измерений, а некий могущественный колдун желает заполучить силу героини в своё безраздельное владение, даже если для этого придётся вызвать коллапс двух вселенных. Миссию по спасению Америки Чавес уже провалил Стрэндж из её вселенной, бесславно погибнув на пути к Книге Вишанти, могущественному артефакту, способному противостоять злой магии, и теперь черёд защитить Америку настал для Стрэнджа из хорошо знакомого нам измерения (или Вселенной-616). На помощь себе он призывает верховного чародея Нью-Йорка Вонга со всеми магами Камартаджа, а также Ванду Максимофф, которая после обретения статуса Алой ведьмы и инцидента в городке Вествью не в ладах сама с собой и окружающим миром.

Сиквелом «Доктора Стрэнджа», как и первой частью, должен был заниматься Скотт Дерриксон, но, как это уже стало традицией, видение режиссёра резко разошлось с концепцией студии, и на смену Дерриксону в разгар съёмок пришёл Сэм Рэйми, чья кандидатура как нельзя лучше подходит для картины о магии и мистицизме. Ведь если первый «Доктор Стрэндж» был в большей мере городским фэнтези, то вторая часть предполагалась полноценным хоррором. Именно во мнении о том, каким должен быть хоррор от Marvel разошлись Дерриксон и студийные боссы. Первый, снявший в своё время один из самых жутких ужастиков современности «Синистер» надеялся, что подобную творческую свободу нагнать на зрителя страх он получит и здесь, но Marvel, чья аудитория, преимущественно, это семьи с детьми, в корне не согласилась с таким подходом, и попросила Дерриксона с вещами на выход. Сэм Рэйми же творец более гибкий, умеющий снять жуткий хоррор так, чтобы он мог и нервы пощекотать, и не слишком перепугать впечатлительную молодёжь. В конце концов, «Зловещие мертвецы» идеально балансируют на грани ужастика и чёрной комедии и, по всей видимости, нечто подобное студия хотела проделать и с «Мультивселенной безумия». Получилось ли? Отчасти.

Бесспорно, «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» самый пугающий фильм Marvel. Тут есть и зомби-версия Стрэнджа, и достаточно кровожадные сцены насилия, которые вообще выбиваются из общего тона фильмов Marvel, и даже несколько скримеров, заставляющих вжаться в кресло. Сэм Рэйми будто и в самом деле решил разбавить радужный капустник Disney мрачной тональностью и сразу же пошёл с козырей – уже открывающая сцена безжалостно убивает одного из персонажей. Дальше – больше, и вот уже трупов целая пачка, только в отличие от того же триквела «Тора», где геноцид асгардцев сопровождали шутки-прибаутки, количество неуместного юмора в «Мультивселенной безумия» в разы ниже, что не мешает проникнуться человеческой драмой и потерями. Рэйми аккуратно, не выбиваясь из установок «Мышиного дома», создаёт жанровую супергероику, которая тонко балансирует на грани мейнстрима и авторского кино, предлагает всё то, чем славится КВМ, и одновременно умудряется удивить зрителя неожиданными поворотами.

Сама пресловутая мультивселенная тоже показана с фантазией и здоровой долей того самого вынесенного в подзаголовок безумия. Мельком, но зритель посетит самые разные вселенные – от динотопии до анимационного мира, от вселенной, где все состоят из красок до мира из кубиков. Подобное путешествие мы уже проделали в альманахе «Что, если?..», где мультивселенную показали с выдумкой и размахом. Вторая часть «Доктора Стрэнджа» перехватывает эстафету знакомства с параллельными мирами и делает это достойно и ярко.

Впрочем, каким бы новаторским ни был подход режиссёра, все его старания разбиваются о банальное желание Disney заработать побольше денег на фанатах. Сообразив, какую прибыль может принести фансервис и заигрывание с ожиданиями поклонников, Марвелы умудрились, кажется, переплюнуть сами себя в неуместно встроенных в сюжет отсылках и камео. Нам принесли миллиард зелёных президентов три Человека-паука? Ну так мы добавим в сюжет персонажа, которого все давно просят и в исполнении актёра, которого фаны хотят видеть в этой роли! Только времени на экране у него будет минут пять, и мы его бездарно убьём. Как вам это, фанаты? А, вы ещё хотите Людей Икс? Получите – распишитесь! Но, извините, актёр уровня Патрика Стюарта – дорогое удовольствие, поэтому тоже не обольщайтесь, что он будет на экране долго.

Так, по всей видимости, рассуждал Кевин Файги со своей командой, когда включал в сюжет Иллюминатов, куда входят самые сильные супергерои со всей мультивселенной. Наличие Иллюминатов в сиквеле «Доктора Стрэнджа» – секрет Полишинеля, благодаря огромному количеству сливов со съёмочной площадки. Вопросом оставался лишь состав команды, куда пророчили всех вплоть до Тома Круза в качестве варианта Железного человека. И хоть реальный состав Иллюминатов удивляет, наличие такой могущественной команды героев совершенно ни к чему не приводит. Говоря совсем честно, вся сюжетная линия Иллюминатов – самое слабое звено картины, которая выглядела бы стройнее, не будь в ней толпы малозначимых для сюжета персонажей, приглашённых туда лишь в качестве кивка фанатам. Работай Файги сотоварищи с тем, что они создали за десятилетие КВМ, противостояние доктора Стрэнджа своему противнику выглядело бы в разы драматичнее.

Отдельно, впрочем, хочется похвалить работу с центральными героями, в частности с Алой ведьмой, которая со времён своего сольного сериала балансирует в киновселенной на грани добра и зла. Фанаты КВМ в интернете не устают ругать Файги за жестокость, с которой он обходится с Вандой, дескать, она и брата похоронила, и любимого убила собственноручно и бессмысленно, и детей её лишили. Когда уже Ванда получит хоть какой-то хэппи-энд в рамках франшизы? Что ж, завершение истории Ванды мы получаем под занавес «Мультивселенной безумия», и кому-то оно покажется закономерным, в то время как другие будут, скорее всего, недовольны. Но как бы там ни было, Алая ведьма, на сегодняшний день, остаётся самым неоднозначным и лучше всего прописанным персонажем киновселенной, а Элизабет Олсен неоднократно доказала, насколько она многогранная и талантливая актриса. Во многом именно Элизабет Олсен является душой и сердцем картины Рэйми, задвигая Бенедикта Камбербэтча в сторону в его же собственном одиночном приключении.

Дебютантка франшизы Сочил Гомес, взявшая на себя роль супергероини, известной в комиксах как Мисс Америка, так же неплохо вписалась в четвёртую фазу КВМ, пополнив собой сонм новых героев, куда уже влились Кейт Бишоп в качестве нового Соколиного глаза, Елена Белова как очередная Чёрная вдова и потенциальные дети Алой ведьмы – Билли и Томми, которые должны примерить на себя образы Виккана и Скорости. Не будем забывать и про новичков вроде Лунного рыцаря и Эхо, которые уже навели шороху в своих сериалах и готовы предстать в новом составе Мстителей, придя на смену ушедшим в отставку героям.

Вопреки желанию студии сделать из «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» второго «Нет пути домой», лента Сэма Рэйми всё же не дотягивает до уровня лучших лент киновселенной, но является крепким середнячком, который бы выглядел в разы лучше, не пытайся он так сильно нравиться всем и каждому. То, что получилось провернуть с тремя Пауками – скорее исключение, чем правило, и уход от хороших сюжетов в сторону фансервиса не является положительной тенденцией. Впрочем, нельзя не отметить удачную попытку Marvel зайти на поле хоррора, которую в последний раз в супергероике предпринимали «Новые мутанты». Судьба обеих этих картин, к слову, довольно схожа – обе пережили смену режиссёра и студийные перестановки, обе должны были стать намного страшнее, чем получилось в итоге, но если «Новые мутанты» были не самым ценным активом тогда ещё 20th Century Fox, то «Стрэндж» - весомый и важный актив Disney, у которого есть большая фанатская база. И как показывает опыт, уж она-то совершенно точно провалиться в прокате не даст, каким бы не был конечный продукт конвейера Marvel.


Сергей Прудников

В кино с 4 мая
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 74 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio