МНОЖЕСТВЕННЫЕ СВЯТЫЕ НЬЮАРКА (THE MANY SAINTS OF NEWARK)
2021, США, 120 мин.
Жанр: криминал, драма
Режиссёр: Алан Тейлор
В ролях: Алессандро Нивола, Майкл Гандольфини, Лесли Одом мл., Вера Фармига, Джон Бернтал, Кори Столл, Рэй Лиотта
Спустя более чем 20 лет после того, как «Клан Сопрано» положил начало «новой эпохе сериалов», а Тони Сопрано стал сомнительным кумиром для многих зрителей, вышел приквел – «Множественные святые Ньюарка». Да, Джеймс Гандольфини, исполнитель роли Тони скончался в 2013-м, так что в приквеле роль будущего босса мафии исполняет вполне реальный отпрыск Джеймса – Майкл Гандольфини. Речь, однако, не о нём, хотя его герой и играет заметную роль в сюжете: «Множественные святые Ньюарка» являют собой этакий сегмент приключений юного дона Корлеоне из сиквела «Крёстного отца», если рассматривать новый фильм в одном контексте с «Кланом Сопрано». И хотя сама идея об этом для многих фанатов сериала может показаться кощунственной, она всё-таки неизбежна в век сиквелов, ремейков, «перезапусков» и прочей «деньговыжималки». Данный фильм снят с опредёленной долей слепоты в повествовании, в нём хватает бессмысленного фан-сервиса, но для людей «в теме» это вполне достойный сегмент мафиозной драмы о цикле насилия и наследии грехов отцов: вот вам, дескать, первопричины генофонда «святых» из Ньюарка.
Действие начинается в Нью-Джерси в июле 1967-го. «Лето любви», как его насмешливо называют итальянские бандюки, и узрите – «солдат» группировки ДиМео Дикки Молтисанти ждёт возвращения своего отца из Италии. Дикки – легендарный бандит из итальянской банды; на протяжении всего сериала «Клан Сопрано» о нём неоднократно упоминали, но никогда не показывали. Итак, «Множественные святые» повествуют о восхождении семьи ДиМео, благодаря, естественно, деяниям этого самого Дикки Молтисанти, юных Сильвио Данте, Поли, «Пусси» и компании, братьев «Джонни Боя» и «Джуниора» Сопрано и, естественно, даже пока что несовершеннолетнего Тони Сопрано. В центре сюжета стоит противостояние с группировкой чернокожих, желающих оторвать свой кусок от доходов преимущественно итальянского квартала.
Частично во «Множественных святых» есть что-то от греческой трагедии: постаревший Рэй Лиотта в образе патриарха семьи Молтисанти и уважаемого члена мафии возвращается в США с юной женой, а Дикки хочет занять его место в клане. Трагедия Эдипа является лишь фоном: всё же, как и сериал, «Множественные святые» являет собой утверждение, что бандиты – тоже люди, а преступление – не более, чем работа. Поэтому, понятное дело, «Множественные святые» представляет собой интерес именно как приквел, а не как самостоятельное произведение о разборках в итальянских кварталах: эволюция Тони Сопрано, что наиболее важно, перекликается с персонажем его собственного сына, а также с Кристофером из оригинального сериала. Сумрак распада личности подчёркивается актёрской игрой: Майкл Джеймсович Гандольфини невероятно похож на собственного отца. Также в фильме отметились Вера Фармига в роли нарциссической матери Тони, чья героиня была одной из самых зловещих в оригинальном сериале; талантливый Кори Столл в роли Коррадо «Джуниора» Сопрано, который настолько хорошо передал детали поведения персонажа «Сопрано», что действительно веришь в то, что это один человек; а также Джон Бернтал, чьё присутствие здесь скорее символическое.
При этом «Множественные святые Ньюарка» расширяет темы оригинального сериала, хотя и в сторону набившей оскомину социальной повесточки. Многое тут строится вокруг расовых вопросов: недаром действие происходит во время выступлений чернокожего населения Ньюарка в 1967-м. Итальянские мафиози действительно не понимают, отчего негры возмущены и почему устоявшееся положение вещей их не устраивает, так что и восхождение на вершину криминального мира амбициозного афроамериканского бандита выглядит вполне оправданным. Вряд ли это можно расценить социальным комментарием, так как это больше похоже на ловкий сценарный ход: старый преступный порядок уважаемых донов с Сицилии разрушается под натиском молодых уличных заводил. Это, кстати, даёт фильму интересное морально-психологическое направление: как и Тони из сериала, протагонист Дикки Молтисанти, а также его главный соперник – личности весьма противоречивые.
Для зрителя случайного это произведение окажется бессмысленным, но для несгибаемых поклонников «Сопрано» – полноценной финальной (или, вернее, нулевой) главой масштабной телеэпопеи. Чтобы по-настоящему насладиться «Множественными святыми Ньюарка» надо понимать и ключевые этапы в жизни Тони Сопрано, и биографию его сериального протеже Кристофера Молтисанти, и вообще слышать о сути криминального клана ДиМео, а также знать имена вроде Арти Букко, Тони Бландетто и т.п., и, естественно, с первых нот узнавать мелодию Woke up this morning. Произведение это – однозначно запутанное для человека, который хочет с него начать знакомство с «Кланом Сопрано», но для того, кто хочет поставить точку на мире американо-итальянских преступников, зрелище, как никогда, подходящее. Возможно, пробуждение интереса к «Сопрано» что-то да значит и, вероятно, это не столько какой-нибудь грядущий слабый римейк, сколько заскорузлость других, современных произведений про мафию. Намёк прозрачен: у нас 2021-й, а многие до сих пор не ознакомились с «Сопрано», первый сезон которого стартовал в 1999-м, а последний – завершился в 2007-м. Ну, ragazzi, как говорится, buono fortuna!
Егор Рябцев
На HBO Max с 22 сентября