Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Новый порядок
Автор: М. Клейн, С. ШакинДата: 04.06.2021 00:27
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

НОВЫЙ ПОРЯДОК (NUEVO ORDEN)
2021, Мексика-Франция, 88 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Мишель Франко
В ролях: Найан Гонсалес Норвинд, Фернандо Куаутле, Диего Бонета, Саманта Язарет Анайя, Луна Арболедас, Дарио Язбек Берналь


В 2019 году на Венецианском кинофестивале побеждает «Джокер» – картина Тодда Филлипса об одном из самых знаменитых злодеев комиксов, наполненная «масками» и заканчивающаяся народным восстанием против городской верхушки. Режиссёр, ранее известный по трилогии «Мальчишников», далеко отошёл от комиксов, добавив своему герою имя и предысторию, а также представив перед зрителем Готэм (он же Нью-Йорк) – преступный и грязный город (совсем не как у Нолана), порождающий преступников. Парадоксально, что лента дебютировал в Венеции, прежде всего знаменитой своим масочным карнавалом.

Спустя год там показывают «Новый порядок» Мишеля Франко, опять же играющий на теме народных восстаний, на этот раз более жестоко и правдиво: эта картина становиться хитом прошлого фестивального сезона, пускай и не забирает главный приз фестиваля. Вдохновившись французскими «жёлтыми жилетами», Франко снял «Гернику» нашего времени, отчётливо показав разницу между социальными классами. Место вымышленного Готэма заняла Мексика, а цвета её национального флага стали основными в картине: главная героиня носит красное платье (это сближает её с героиней недавнего «Человеческого голоса»), а зелёный сопровождает зрителя на протяжении всей картины, олицетворяя эпоху полного контроля, или же нового мексиканского порядка.

Ограничив картину с обеих сторон, между Шостаковичем и музыкой поднятия государственного флага Мексики, а также поделив всё действие на три части, режиссёр создал антиутопию, чуть ли не предсказав события наших дней (Мьянма, Белоруссия и протесты BLM) – редкий случай, когда так произошло. В программе Венецианского смотра был показан ещё один фильм, на сей раз русский, точно также поставивший женщину в центр протестных событий – «Дорогие товарищи!». Однако Кончаловский говорил со зрителями о прошлом. Франко же создаёт ленту о будущем, что хорошо характеризует фраза из трейлера: «фильм основан на реальных последствиях возможных событий» – он воображает новое, а не пересказывает через свою камеру старое.

Лента должна была быть показана спустя два месяца и на белорусском кинофестивале «Лістапад». Довольно смелое решение, учитывая еженедельные митинги в стране, проходящие после выборов президента, но фестиваль отменили за несколько часов до начала. Причин на это было несколько, в том числе нестабильная ситуация в стране и закрытые границы, что было связано с эпидемий коронавируса. Могли повлиять на это и уличные протесты: в программе смотра было сразу несколько картин, затрагивающих схожие темы, в том числе и картина Раду Жуде «Заглавными буквами».

Показы состоялись лишь в середине мая 2021 года, что вновь стало актуально после блокировки одного из главных информационных порталов страны, а также задержания неонацистского редактора портала «Nexta», перелетавшего на борту самолёта через Белоруссию. Проходя по Минску, сейчас можно увидеть несколько протестующих слоганов, поддерживающих СМИ, самый популярный среди них – «Мы Tut». Также получило новую волну актуальности интервью редакции «Nexta» ютуб-каналу «вДудь».

«Новый порядок» хотели выдвинуть на премию «Оскар», где год назад победила корейская картина «Паразиты» – феномен, взявший статуэтки сразу в нескольких номинациях. Примечательно, что Франко, как и Пон Чжун Хо разделяет свои героев на разные социальные уровни – богатые и бедные, а заканчивает кино жестокой серией убийств. В отличие от триумфатора Каннского кинофестиваля, «Новый порядок» не смог бы победить в Венеции: он разделил мнения жюри, а также являлся слишком острой критикой событий сезона. В прошлом году в Венеции большинство зрителей носили маски, а также постоянно находились под контролем врачей: сдавали анализы и постоянно мерили температуру. В случае «Нового порядка» маска служит защитой от окружающих, что напоминает победителя Берлинского кинофестиваля – фильм «Неудачный трах, или Безумное порно».

Лента Франко напоминает и «Танцующую в темноте» Триера, так как оба фильма заканчиваются «на петле» под громко звучащие аккорды. Мексиканец, как и датчанин, испытывает зрителя – за него уже всё решено. Финал «Нового порядка» оставляет после себя туманное будущее экранного мира, пускай его создатель и даёт ряд намёков на последующие события. «Новый порядок» отсылает и к «Меланхолии». Апокалипсис во время свадьбы, устроенный группой людей, взявшей в заложники несколько участников торжества.

В мире «Нового порядка» главной героине не удаётся убежать – её против воли вербуют преступники. Франко одинаково относиться ко всем героям картины, будь то хорошие или плохие – всех могут поймать и посадить в клетку, а позже жестоко убить. Мирные и преступники играют равнозначную роль, только с учётом того, что одни у власти, а другие – нет, такова жизнь. В «Новом порядке» не может возникнуть Джокер или Бэтмен, так же, как и в реальной жизни: это персонажи комиксов, построенных на противостоянии добра и зла. Здесь же нет чёрного и белого, жизнь наполнена разными красками, лишь красный и зелёный выделяются на общем фоне, ещё больше сближая действия антиутопии с реальным миром.


Максим Клейн, Севастьян Шакин

В кинотеатрах с 20 мая
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 258 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio