Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Холоп
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 18.01.2020 03:17
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ХОЛОП
2019, Россия, 109 мин.
Жанр: комедия
Режиссёр: Клим Шипенко
В ролях: Милош Бикович, Александра Бортич, Александр Самойленко, Иван Охлобыстин, Мария Миронова



Имя режиссёра Клима Шипенко в прошедшем году было, пожалуй, на слуху едва ли не чаще, чем имена Александра Петрова или самодержца всея Руси в кремлёвских палатах. Это связано в первую очередь с провокационным «Текстом» по роману Дмитрия Глуховского, который до сих пор вызывает массу обсуждений в среде кинолюбителей и поборников нравственности. Мало какой отечественный режиссёр удостаивался в своей работе таких полярных отзывов и подобного общественного резонанса. Но Шипенко достойно выдержал удар со стороны прессы, и под конец года решил показать, что не откровенными сценами едиными способен заставить о себе говорить.

Искромётная и злободневная комедия «Холоп» претендовала на главный фильм новогодних праздников, получив релиз в последних числах декабря. Единственным весомым конкурентом здесь мог выступить лишь Фёдор Бондарчук со своим «Вторжением», но, по сложившейся многолетней традиции, в Новый год россияне предпочитают смотреть комедии, а посему «Холоп» уверенно выбрался в лидеры проката и до сих пор, за неимением других жанровых конкурентов, удерживает первое место в рейтинге зрительского внимания.

Сюжет на первый взгляд незамысловат: молодой избалованный мажор Гриша прожигает жизнь на папины деньги, не уважая ни кормильца, ни людей вокруг себя, до тех пор, пока папеньке не надоедает сыновний беспредел, и он не решает проучить зажравшегося кровиночку довольно радикальным способом. При помощи целого штата актёров, каскадёров и одного Охлобыстина строится деревня XIX века, где воссоздается быт того времени. И вот уже мажор Гриша просыпается крепостным конюхом в 1860 году при властном боярине без интернета, связей и папиных финансов. В новых для себя условиях Грише предстоит не только переосмыслить своё поведение, но и узнать что-то новое о себе и людях.

Хороших комедий в России сегодня снимают очень мало. Видимо, у кого-то в Фонде кино сложилось ошибочное мнение, что комедийный жанр в России обязательно должен быть кривым зеркалом для нашей с вами действительности и смешно тогда, когда в кадре наблюдается зашкаливающая пошлость. Поэтому «Холоп» Клима Шипенко на фоне наших бесконечных глупых и безыдейных поделок выглядит едва ли не глотком свежего воздуха, покоряющим не только креативом исполнения, но и, что куда более важно, приятным юмором, от которого не хочется бить себя по лицу.

В главных ролях молодые и перспективные Милош Бикович и Александра Бортич. И если Бортич, подобно уже упомянутому Петрову, сейчас фигурирует в каждом втором отечественном фильме, чаще всего выступая в роли простых естественных девушек вроде Ани из «Я худею», то к Биковичу наш зритель привыкнуть ещё не успел. Хотя этот обаятельный серб, попавший в русское кино с лёгкой руки Никиты Михалкова, имеет все шансы в ближайшем будущем сместить Петрова с пьедестала общенародной любви и стать новым актёром поколения. Бикович производит приятное впечатление, трудолюбив и усердно работает в киноиндустрии на две страны, продвигая у себя на родине российские проекты и привлекая внимание отечественных инвесторов к Сербии. Вот и у Клима Шипенко Бикович выглядит поразительно уместно в качестве типичного столичного мажора, умудряясь передать нехарактерную для своей довольно скромной натуры развязность и хамство. Отчасти за раздолбайский колорит Гриши тут отвечает и Сергей Габриэлян-младший, голосом которого говорит в фильме Бикович, но во время просмотра вы вряд ли станете задумываться о таких мелочах. И всё же игра Биковича в совокупности с забавной манерой речи Габриэляна создают особый образ, который неплохо реализуется в рамках сюжета.

Второстепенные роли в «Холопе» отданы знакомым лицам – тут и Александр Самойленко в качестве доведённого до ручки нерадивым отпрыском папаши, и Иван Охлобыстин как гуру воспитательных работ с применением членовредительства, и Мария Миронова в роли строгого, но справедливого режиссёра. Актёры по большей части в привычных для себя амплуа, но у Шипенко это идет даже в плюс.

Конечно, сценарию Дарьи Грацевич, Антона Морозенко, Дмитрия Пермякова при желании можно задать не один каверзный вопрос, касающийся логики повествования и мотивации персонажей, но этого делать совсем не хочется. Сценарных условностей здесь не так много, как могло бы быть, и они исправно работают на историю. Несомненно, герой Самойленко мог бы пойти простым путём и просто отрезать сына-мажора от семейного финансового потока, обломав ему красивую жизнь, но тогда «Холоп» лишился бы своего очарования и главной сюжетообразующей интриги, а зритель потерял бы ряд комичных ситуаций.

Отдельно хочется отметить техническую часть «Холопа», а именно работу оператора, выдающего долгие планы, имитирующие съёмку без монтажных склеек, и пасторальные пейзажи российской природы.

«Холоп» – проект на удивление самодостаточный, обходящийся без громких имён в касте и навязчивого «продакт плэйсмента», зато с симпатичными главными героями, простой, но как никогда актуальной для сегодняшних реалий, моралью и не злым, но обязательно смешным ситуационным юмором. Стоит отметить, что подобный формат юмора является фирменным для проектов студии «Yellow, Black & White», ответственных за лучшие телесериалы канала СТС и ставшую народной любимицей «Кухню».

Хочется верить, что мы дожили до того времени, когда, наконец, наши кинотворцы после затянувшегося периода проб и ошибок, пришли-таки к пониманию того, как нужно снимать универсальное кино развлекательного жанра для широкой аудитории. После «Холопа» перспективы этого не кажутся такими уж зыбкими.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 26 декабря
Нравится
Похожие страницы:
Холоп 2
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 203 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio