МАЯК (THE LIGHTHOUSE)
2019, США-Канада-Бразилия, 109 мин.
Жанр: драма, триллер
Режиссёр: Роберт Эггерс
В ролях: Роберт Паттинсон, Уиллем Дефо, Валерия Караман
«Маяк» – вторая полнометражная картина Роберта Эггерса. Его звезда засияла в 2015 году, когда на экраны вышла «Ведьма» – хоррор, основанный на историческом материале о ведовских процессах в Новой Англии XVII века. Новая лента поставлена по оригинальному сценарию (текст к фильму режиссёр написал вместе со своим братом Максом) и рассказывает о двух смотрителях маяка конца девятнадцатого столетия, живущих на острове вдали от цивилизации.
Главные роли в постановке исполнили Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо. Также приняла участие в съёмках украинская модель Валерия Караман, давно и активно сотрудничающая с известными мировыми брендами. Впрочем, появляется она в фильме лишь на несколько секунд, а основное внимание в истории уделено смотрителям: только прибывшему на остров Ифраиму Уинслоу (Паттинсон) и отставному моряку, проведшему у маяка долгие дни и месяцы Томасу Уэйку (Дефо).
Начинается всё вполне буднично. Выполняя самую грязную работу, Уинслоу тяжело трудится, но всякий раз получает строгий выговор от своего старшего товарища, а отчего-то запрещающий молодому коллеге подниматься на маяк Уэйк кажется то ли глубоко сумасшедшим, то ли хранящим страшные секреты, постоянно ворчащим и испускающим газы стариком. И пусть гнетущее настроение очень быстро передаётся зрителю, практически ничто не предвещает того, что произойдёт на этом богом забытом острове впоследствии.
По мере развития событий напряжение лишь усилится, градус интриги в геометрической прогрессии взлетит вверх, а здравомыслие и логика отправятся в рундук Дэви Джонса. Блистательная игра актёров – дуэт Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона выдаёт потрясающий перформанс! – в совокупности с изобретательными диалогами и монологами, а также с собранным сценарием и невероятно стильной картинкой превращают «Маяк» в сюрреалистическое полотно, апеллирующее к творчеству Альфреда Хичкока, Дэвида Линча и Говарда Филлипса Лавкрафта, а также к древнегреческим мифам и легендам.
Визуально картина стилизована под чёрно-белые немые ленты начала прошлого столетия – «Маяк» снят на плёнку в формате 1.19:1 и внешне напоминает работы Карла Теодора Дрейера и Роберта Вине. Некоторые сцены хочется пересматривать снова и снова – от них можно получить не только эстетическое удовольствие, но и с их помощью обнаружить в произведении новые смыслы.
А тут действительно есть что искать. Темами фильма становятся подавленная сексуальность, искупление грехов и поиски похищенного у Гефеста священного огня – в фильме, как ни странно, в этом качестве выступает сам маяк, чья фаллическая форма лишний раз напоминает о фрейдистском понимании личностей протагонистов. А преследующие героев клаустрофобические кошмары и зловещие отголоски прошлого лишь сгущают надвигающийся мрак.
Однако при всём идеологическом и стилистическом разнообразии картина – цельное авторское высказывание, умное, но не лишённое мальчишеского обаяния. Вдохновившись работами Фридриха Мурнау, Фрица Ланга и Эдгара Аллана По (у отца-основателя современного детектива даже есть неоконченный рассказ под названием «Маяк»; речь в нём, правда, шла немного о другом), Роберт Эггерс снял один из самых загадочных фильмов последнего времени.
Мифотворчество режиссёра – результат изящной комбинации известных сказаний и религиозных сюжетов, нанизанной на скелет из гротескной психологической драмы и детективного триллера. Это роднит автора «Ведьмы» не только с великими классиками, но и с режиссёром-современником Гаем Мэддином, работающим в жанре малобюджетного авангардного кино.
Сложноустроенный, но притягательный «Маяк» – громкое слово в жанре, а также аппетитное декадентское блюдо, поданное на обеденный стол под крики зловещих жирных чаек, глухой шум прибоя, истошное «What?!» двух морально измотанных мужчин, монотонное завывание ветра и пробирающий до дрожи жуткий гул одинокого маяка.
Геннадий Гусев
В кинотеатрах с 16 января