Top.Mail.Ru
25-й кадр / Рецензии / Звёздные войны: Скайуокер. Восход
Автор: И.Талалаев, С.ПрудниковДата: 22.12.2019 11:17
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (1)

ЗВЁЗДНЫЕ ВОЙНЫ: СКАЙУОКЕР. ВОСХОД
(STAR WARS: EPISODE IX – THE RISE OF SKYWALKER)

2019, США, 141 мин.
Жанр: фантастика, фэнтези, приключения
Режиссёр: Джей Джей Абрамс
В ролях: Дэйзи Ридли, Адам Драйвер, Джон Бойега, Оскар Айзек, Энтони Дэниелс, Марк Хэмилл

МНЕНИЕ «ЗА»



Жителям далёкой-далёкой галактики покой только снится. Не успели избавиться от Верховного лидера Сноука, как пошли слухи о возрождении императора Палпатина и смене Первого Ордена на Последний. Повстанцы продолжают мучиться из-за традиционно потерянной надежды, Кайло Рен создаёт новую дизайнерскую маску, Рэй проходит курс молодого джедая под предводительством Леи, а все остальные привычно страдают от отсутствия во вселенной «Звёздных войн» такой полезной штуки как wi-fi, перекачивая цифровые данные с помощью допотопных проводов. Словом, всё идёт своим чередом – одна призрачная угроза следует за другой, мести ситхов сменяют друг друга, а джедаи всё возвращаются и возвращаются. Разве что «Тысячелетнему соколу» теперь не требуется куча времени на расчёт сверхсветового прыжка – его экипаж явно подсмотрел каскад прыжков где-то в сиквеле «Стражей Галактики».

Перед Дж.Дж. Абрамсом стояла задача ещё более, сложная, чем в VII эпизоде, когда ему нужно было ввести в историю новое поколение героев. После «творчества» Райана Джонсона в эпизоде VIII, режиссёру требовалось не только закрыть новую трилогию и подвести итог под тремя (!) трилогиями, но и разгребать все те завалы, что оставил после себя предыдущий постановщик, не удосужившийся дать хоть какое-то объяснение о возникшей из ниоткуда силе Первого ордена, происхождении Сноука и родителях Рэй. Абрамс не стал наступать на эти грабли дважды, делая жест джедая и заверяя слабых духом, что это не те дроиды, которых вы ищете (зачёркнуто) ответы на эти вопросы вас не интересуют. Впрочем, его ответы оказались вполне себе формальными (а при ближайшем рассмотрении вызывают лишь новые вопросы, но спасибо хотя бы за то, что вопросы в принципе не были проигнорированы), ведь куда важнее было довести до логического завершения все многочисленные арки персонажей: свалить это неблагодарное дело на следующий фильм не получилось бы – следующая трилогия Star Wars наконец-то перестанет эксплуатировать семейство Скайуокеров и подарит нам абсолютно новых героев.

«Скайуокер. Восход» расколол зрителей так же, как и его предшественник, но всё же стоит признать, что Абрамс провёл работу над ошибками. Назвать новый фильм калькой с какого-то предыдущего эпизода уже не получается. Сюжет развивается стремительно, чередуя драматические и сентиментальные сцены с привычно качественным действием – вы можете не оценить фильм высоко, но скучать на сеансе точно не придётся. Раздражающие второплановые и третьеплановые персонажи, заявленные в «Последних джедаях» получили что-то около тридцати секунд экранного времени на всех, а почти весь остальной хронометраж отдан на откуп выяснению отношений Рэй и Кайло Рена, из которых получился действительно интересный и противоречивый дуэт (справедливости ради, их взаимоотношения были единственным светлым пятном и в фильме Джонсона). Возрождённая силой CGI Лея не режет глаз и нареканий не вызывает, хотя очевидно, что будь Кэрри Фишер жива, роль была бы существенно расширена, а её героиня получила бы куда больше крупных планов. А вот нарисованная на компьютере молодая Лея выглядела куда неестественнее, что особенно странно на фоне вполне себе реалистичного молодого Люка.

В целом спецэффекты выдерживают высочайший стандарт качества, заданный предыдущими частями, но графика наряду с дизайном – как раз те элементы, за которые в «Звёздных войнах» переживать не приходилось никогда. В этот раз, впрочем, особенно хочется отметить и звук, создающий, наверное, львиную долю атмосферы скрытой планеты ситхов, чьи координаты стали главной загадкой и катализатором сюжета фильма. Как и ожидалось, «Скайуокер. Восход» показал ещё несколько новых кораблей, обитаемых – и не очень – миров (снова не обошлось без пустыни – доколе?) и форм инопланетных рас. За юмор привычно отдувается C-3PO, которому не привыкать разряжать грозящую стать уж слишком пафосной обстановку. А непривычным стало отсутствие новых забавных зверюшек, чьи фигурки затем можно было бы активно продавать детишкам в магазинах. Помните неуклюжих поргов и кристаллических волков из «Последних джедаев»? Здесь же, если не считать маленького подпольного хакера, есть лишь буквально один кадр с мелкими ушастыми лисичками, который можно пропустить, просто моргнув. Видимо, для мерчандайзинга в этом году Диснею с лихвой хватило мини-Йоды из «Мандалорца».

Абрамс не прыгнул выше головы и не создал идеальные «Звёздные войны», но сделал почти всё, что было в его силах, учитывая непростое положение, в которое завёл франшизу предыдущий постановщик со своим «авангардным» взглядом. Увы, хоть хореография дуэлей на световых мечах и превзошла Оригинальную трилогию, но она даже не пытается дотянуться до динамизма и элегантности трилогии приквелов. Никуда не делся и каноничный «шахматный» принцип, при котором победа в войне достигается не при разгроме основной части армии противника, а лишь при ликвидации одной важной фигуры на доске, но это уже слабое место не только «Звёздных войн», а вообще всех фильмов про инопланетные вторжения. Зато однозначной удачей можно назвать обильный фансервис, наблюдаемый на протяжении всей ленты – от старины Лэндо Калриссиана до Красного-5. И пусть кто-то скажет, что культовые элементы саги подаются излишне в лоб, не слушайте. Ведь если у вас не ёкает сердце при виде припаркованных рядом классических X-Wing и TIE-Fighter, значит, вы никогда по-настоящему не любили Star Wars.

Игорь Талалаев



МНЕНИЕ «ПРОТИВ»



Однажды давным-давно в далёкой галактике…

На планете Земля жадные до денег ситхи (зачёркнуто) продюсеры решились на немыслимое святотатство – продолжить культовую историю Джорджа Лукаса, которую тот выстраивал на протяжении почти 30 лет, тщательно продумывая сеттинг и развитие персонажей. Продолжить, не обладая при этом ни соответствующим Мастеру креативом, ни достойными идеями для воплощения.

Пожалуй, никто не станет спорить с тем фактом, что вся новая трилогия «Звёздных войн» совершенно необязательное и довольно скверно выполненное паразитирование на наследии Лукаса. Даже такой талантливый и уже зарекомендовавший себя постановщик как Джей Джей Абрамс не сумел в «Пробуждении Силы» создать нечто новаторское, воздвигнуть мощные столпы, на которых бы могла быть построена новая уникальная история из далёкой галактики. На деле под обёрткой условного седьмого эпизода великой саги зритель получил косметическую переработку четвёртого эпизода, с которой когда-то всё и началось. И это стало первым тревожным звоночком, который соскучившийся по ситхам и джедаям зритель проигнорировал, решив дать новой трилогии шанс.

Уже восьмой эпизод, у руля которого встал Райан Джонсон, наглядно продемонстрировал тот простой факт, что у создателей новых «Звёздных войн» нет чётко прописанного плана на всю трилогию, и даже, более того, нет своего Кевина Файги, который бы следил за тем, чтобы фильмы, снятые разными режиссёрами не противоречили друг другу. Как итог – самый неоднозначный эпизод саги, шквал критики и полное обнуление всего того, что выстраивал Абрамс в «Пробуждении Силы». «Последние джедаи» будто бы бросают вызов зрителю, показывая, что на световом мече они вертели зрительские ожидания и надежды, а Джонсон на какой-то миг стал самым ненавидимым режиссёром современности. Впрочем, при всех недостатках «Последних джедаев» лента предложила несколько интересных сюжетных твистов и тенденцию на отход от устоявшегося статуса кво – ход скандальный и, в некотором смысле, самоубийственный, беря во внимание дальнейшее развитие франшизы.

Коней, как правило, на переправе не меняют, но кинотворцы Диснея рискнули провернуть этот трюк дважды, и после разочаровавшего всех и каждого Джонсона вернули бразды правления над серией Абрамсу. Джа-Джа получил в свое распоряжение собственное же покалеченное предшественником детище, которое во что бы то ни стало необходимо было поставить на ноги. Другого шанса реабилитироваться ни у студии, ни у режиссёра уже не будет – девятый, заключительный, эпизод саги о Скайуокерах и их окружении обязан был выстрелить и, по возможности, закрыть все сюжетные линии, начатые Абрамсом в «Пробуждении».

Теперь, после выхода «Скайуокер. Восход» (коварные ситхи затесались, по всей видимости, и в стан отечественных локализаторов) понятно, что со своей задачей Абрамс справился лишь условно, заткнув дыры в обшивке тонущего корабля пальцем. Только вот дыр много, и пальцев на все не хватает, даже если к процессу подключить пальцы Кетлин Кеннеди, чьё отсутствие вкуса и меры, очевидно, всегда являлось той самой скрытой угрозой для франшизы без твёрдой руки Лукаса.

Возможно, кто-то найдёт оправдание Абрамсу и скажет, что он сделал всё, что мог с тем материалом, который у него был. Да только это не правда. Можно было сделать намного больше, если уделить внимание сценарию и персонажам, а не зарываться с головой в фансервис, выдавая на откуп зрителям очередную отсылочку на Оригинальную трилогию вместо вменяемого сюжетного хода. Ведь это Абрамс, а не Джонсон ответственен за центральных героев новой трилогии – Рэй, Финна и По, и, скажем честно, сейчас после завершения их истории, вам будет кого-то из них не хватать? Проблема в том, что персонажи Абрамса плоские и невыносимо скучные – они почти не развиваются, а если какое-то развитие и наступает, то лишь потому что так надо по сценарию, а не благодаря нечеловеческим испытаниям, которые прошёл герой в своём путешествии. Вспомним Энакина в трилогии приквелов, ставшего из наивного идеалиста тем, кто в последствие будет внушать трепет по всей далёкой галактике. Или Люка, прошедшего путь от фермера до последней надежды галактики в войне с узурпатором-ситхом. Это герои, чей путь развития закономерен и понятен. Что же нам предлагает Абрамс в своей трилогии? Мусорщицу, которая оказывается в таком единении с Силой, что не нуждается в многолетних тренировках и сразу может себе позволить такие фокусы, которые не удавались ранее никому.

Причём именно «Скайуокер. Восход» возводит ультимативность Рэй в абсолют, наделяя героиню совсем уж фантастическими возможностями. Явный символизм, где Рэй – это воплощение Светлой стороны в противовес Кайло Рену – адепту Тёмной выглядит чрезмерно надуманным, а некая силовая диада (термин, пришедший Абрамсу в голову, кажется, в горячечном бреду), которую эти двое составляют вместе, и подавно. Откуда взялась эта силовая диада и почему о ней не было известно раньше даже таким уважаемым магистрам джедай, как Мэйс Винду или Йода? Сила в трилогии Абрамса/Джонсона окончательно превратилась в могущественную магию, а далёкая галактика в аналог толкиновского Средиземья, где даже свой Тёмный Властелин имеется с ордой безликих миньонов и мутными планами на мировое господство Тьмы над Светом.

Серьёзно, стоило ли возвращать в историю Палпатина и тем самым сводить на нет финал «Возвращения джедая» с самопожертвованием Дарта Вейдера? Едва ли. Шокирующего откровения с вернувшимся к жизни центральным антагонистом всей саги не вышло, даже не благодаря утечкам, а в большей степени начальным титрам, выступающим источником спойлеров. Если в трилогии приквелов Палпатин выступал как хитрый стратег и талантливый политик, а в оригинальной трилогии как жестокий диктатор, то чем тиран стал в новой трилогии решительно не понятно. Скрывающийся на далёкой планете в неисследованном космосе с армией невнятных последователей и закопанной флотилией звёздных разрушителей, некогда зловещий Дарт Сидиус стал блеклой пародией на самого себя. Потенциально грандиозное финальное столкновение плохих против хороших у Абрамса больше напоминает битву за Хогвартс в йейтсовских «Дарах смерти». Вообще, Палпатин тут ну очень напоминает Волдеморта – начиная неукротимой тягой пулять молниями в небо и заканчивая страстью собирать вокруг себя последователей. И это тот самый лорд ситхов, который придерживался строгого правила «один учитель – один ученик». Пожалуй, замени в финальной дуэли световые мечи волшебными палочками, никто бы не заметил разницы.

Вокруг Палпатина и его планов вообще слишком много сюжетных дыр, как, собственно, вокруг всей интриги «Скайуокер. Восход». Выведя раньше срока из повествования верховного лидера Сноука и не дав внятного объяснения его природе, Джонсон таким образом подкинул головной боли студии и Абрамсу, которому, по видимому, не оставалось ничего иного, как заменить Сноука кем-то проверенным и хорошо знакомым. Благо, Абрамсу хватило ума хотя бы добавить визуальную отсылку на Сноука в мрачном логове Палпатина на Экзоголе, но отсылка эта рискует остаться зрителем незамеченной, если смотреть фильм не слишком внимательно и отвлекаться, например, на попкорн. Но одна раскрытая тайна ничто в сравнении с ворохом прочих, оставшихся необъяснёнными. Как выжил Палпатин после падения в реактор Звезды смерти? Почему он скрывался так долго? Как строил флотилию разрушителей в тайне от всех? Как доставлялись материалы для строительства на Экзогол, если туда можно попасть только по навигатору ситхов? Как туда попали вообще все остальные адепты Палпатина, если навигаторов только два? КТО ВООБЩЕ ТАКИЕ ЭТИ САМЫЕ АДЕПТЫ? Зачем нужно было закапывать под землю разрушители, если планета и так отрезана от всей галактики? И ещё десятки «зачем» и «почему», на которые зритель уже никогда не получит ответа. Играя с фанатами франшизы, Абрамс начисто потерял логику повествования, превратив финальную часть трилогии в сшитое белыми нитками лоскутное полотно, где каждый фрагмент истории не обязательно стыкуется с соседним, но зато в общем выглядит ярко и претенциозно.

Подобная недоработка образов, кажется, бич вообще всех героев новой трилогии. Финн так и не получил должного развития со времён «Пробуждения Силы», равно как и По Демерон – они так и остались «штурмовиком-перебежчиком» и «лучшим пилотом Сопротивления», не в силах выйти за рамки своих сценарных шаблонов. Отважная Роуз Тико осталась где-то на периферии сюжета и после негатива со стороны оголтелых фанатов франшизы, кажется, утратила всякую надежду получить хоть сколь-нибудь значимую функцию. Не говоря уж о том, чтобы продолжить роман с Финном, жирные намёки на которые оставил Джонсон. Но нет, Абрамсу нет дела до амурных взаимоотношения персонажей, поэтому в финале, собственно, и Рэй, и По, и Финн остаются сами по себе, продолжая службу на благо галактики. Нет ни одного стоящего романа, который мог хотя бы попытаться выйти на уровень взаимоотношений Хана и Леи из оригинальной трилогии. Зато есть невнятный броманс между Финном и По, обозначенный как будто для той категории фанатов, мечтавших о таком союзе в своих влажных подростковых снах.

Единственный союз, на котором выезжает «Скайуокер. Восход» и вообще вся новая трилогия, это диада Кайло Рена и Рэй, и то лишь потому, что их взаимоотношения изначально не просты и поданы с невероятной интригой. Испытывая взаимное влечение, они то дерутся спина к спине, то рубятся друг с другом, при этом даже находясь в разных локациях. Увы, создать из этой интриги нечто по-настоящему сложное у Абрамса не вышло, но на фоне общего сценарного бессилия даже этот мотив смотрится хорошо.

Оглядываясь назад, на все девять фильмов саги, как-то по-новому начинаешь относиться к трилогии приквелов, которые ещё недавно было принято ругать за всё, что только можно. Однако те фильмы подарили нам как минимум драматическое становление одного из лучших кинозлодеев Голливуда и превосходную хореографию дуэлей на световых мечах, породившую бум на увлечение сайберфайтингом. Что подарит миру новая трилогия Абрамса/Джонсона кроме новой волны мерчандайза и плюшевых поргов? Скорее всего, ничего, что заслуживало бы место в истории кинематографа. Напротив, новая трилогия как ничто другое демонстрирует тлетворное влияние на культуру корпораций, далёких от этой самой культуры. Продажа сопутствующих кинорелизу товаров для современных студий имеет большую важность, чем рассказ хорошей истории. К сожалению, некогда успешный киноцикл поддался влиянию Тёмной стороны и, при желании, если очень постараться, можно услышать торжествующий смех Тёмного императора. Ситхи победили. Джедаи не вернутся.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 19 декабря
Нравится
 
Комментарии:
1. Чинга Дауленов 21.01.2020 05:16
Увы, новые ЗВ (равно как и вся трилогия) сосут по самые гланды. Лично для меня это квинтессенция примитивного, попкорнового кинца без смысла и логики. Тут мнение "ЗА" вообще не должно быть. Я ждал разгромную рецензию, полный разнос.
Единственный плюс этого дерьма - через два с половиной часа он всё таки заканчивается.
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 55 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio