Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Собаки не носят штанов
Автор: Александр КолесниковДата: 03.12.2019 17:34
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

СОБАКИ НЕ НОСЯТ ШТАНОВ (KOIRAT EIVAT KAYTA HOUSUJA)
2019, Финляндия-Латвия, 105 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Юкка-Пекка Валькеапяя
В ролях: Пекка Странг, Криста Косонен, Илона Хухта, Яни Воланен, Уна Айрола, Иирис Анттила, Эстер Гейслерова



Бесстрастная женщина резким тоном отдавала команды, и в иной ситуации свежеиспеченный вдовец засомневался бы, что это происходит с ним – в тёмно-красной комнате напротив фурии в чёрном латексе. Дурным сном и наваждением стала остальная жизнь – за пределами камеры сладострастных пыток и спасительного садомазохизма, а здесь и сейчас хирург Юха заново обретал себя после трагической гибели жены. Мужчина попал в интимный каземат случайно, когда отводил дочь на пирсинг и заблудился в поисках выхода, а теперь специально ранит руку, чтобы сбежать с работы, надеть корсет раба и пасть перед госпожой Моной. Союз финского клона доктора Быкова из «Интернов» и случайного двойника Лисбет Саландер алогичный, странный и нездоровый, но как единожды вкусил клиент этот кусочек жизни – осознал, что прежде не жил, пока не познал радость боли и наслаждение страданиями. Случайный эксперимент, порождённый трагедией и безысходностью, превратил Юху в раненого пса, что сдирает лапы в поисках жестокого хозяина и будет предан ему до последнего вздоха.

Обращение к теме БДСМ стараниями отдельных авторов превратилось в зрелище для домохозяек, тогда как этот сложный и загадочный мир при умелом обращении раскрывает не одну тайну человеческой души. Юкка-Пекка Валькеапяя не стал экранизировать произведения Де Сада или Захер-Мазоха, в отличие от Пьер Паоло Пазолини и Романа Полански. Финский кинематографист использовал завязку с заброшенным мужчиной, что лишился покоя. Пекка Странг в роли Юхи зауряден до невозможности, и у него вечные проблемы в ситуациях, когда должен проявить себя, как при знакомстве с одинокой учительницей. Ходячее воплощение поговорки про тихий омут и чертей одинаково естественен и в серьёзном, и гротескном изображении добровольного страдальца. О таких даже соседи не шушукаются и коллеги не сплетничают. Скучный одиночка уныло тянет свою лямку, у него единственный товарищ по работе и дочь переходного возраста – более подходящего кандидата для раскрытия скрытых инстинктов режиссёру не найти. Валькеапяя раскрывает это скрытое естество: Юха за одну сцену – и главный счастливец на свете, и законченный неудачник.

Цикличность фильма работает на диагностику проблематики, почему люди уходят с головой в опасные ролевые игры и уже не могут без них обходиться. Скоротечный эпизод показывает Мону в «гражданском» облачении, и Криста Косонен чисто внешне и по типажу ничем не отличается от тысяч других женщин неназванного города. Однако стоит оказаться перед лицом обезумевшего обожателя, как становится необязательным и латексный камуфляж – снять брюки и колготки достаточно. Показательно, как уклоняется Мона от «плебейских» поцелуев и привычных ласк: женщина прошла определённый путь, заплатила высокую цену за специфический приработок, и у нее так же нет пути назад. Трагично? Отнюдь, у фильма многослойная структура, и одно название указывает на долю комедийности в противоестественном романе. Дважды действие переносится в ночной клуб для поклонников садомазо-развлечений, но если в первый раз Юха там чужак, то во второй – удачливый посвящённый. Важно, что режиссёр не касается скользкой темы сделки с совестью. Участие Илоны Хухты в роли дочери по факту лишь обеспечивает сцепку сюжета с относительной реальностью, но в раскладе девочка лишняя – эта игра на двоих.

Победителей и проигравших при таком раскладе нет и быть не может: домина нуждается в нижнем не меньше, чем раб – в госпоже. Любопытный опыт перетекает в привычку, а она становится образом жизни. Валькеапяя старается быть аккуратным с деталями, и гримасы Пекки Странга во второй части фильма призваны запереть личные проблемы в статусе сугубо частных. Фильм не служит цели рассказать массовой аудитории о чувствах типичных поклонников БДСМ. Нет, финско-латвийский артхаус – визуализированный мелодраматический рассказ об одной из самых экстравагантных форм страсти, а не о любви до гроба, что после безвременной кончины жены Юхи вынужденная мера. Страшнее потери близкого только утрата способности радоваться жизни, подпитываться эмоциями и ждать очередного вечера с нетерпением. По-своему милые поклонники «собачьих» игрищ в каждый сеанс мучительного упоения наедине друг с другом остаются закрытыми для остального мира, но регулярно возвращаются в него мотивированными и дальше вести неравный бой с беспощадной судьбой, не оставившей другого шанса ощущать себя нужными в этом мире.

Александр Колесников

В кинотеатрах с 12 декабря
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 268 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio