Пока сольный фильм о происхождении самой большой головной боли Бэтмена – Джокере, устанавливает рекорды, вспоминаем о всех воплощениях безумца в большом кино и на ТВ.
«БЭТМЕН» (1966), Т/С «БЭТМЕН» (1966-1968)
Актёр: Сезар Ромеро
Цитата: «Если выпадут три колокольчика, вы сможете уйти и заберёте 3000 долларов. Если выпадут три апельсина – просто уйдёте. А если три лимона – 50000 вольт электрического электричества, мой милый Бэтмен!»
Американский актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро стал первым, кто воплотил на экране образ заклятого врага Тёмного рыцаря в телефильме «Бэтмен» и в одноимённом сериале-продолжении. Образ Ромеро основывался на ранних комиксах о Бэтмене и был весьма далёк от каноничного облика, известного зрителю сегодня. Светло-зелёные волосы и белый грим никуда не делись, но вместо привычной фиолетово-зеленой цветовой гаммы Джокер Ромеро носил ярко-розовый костюм и фиолетовые перчатки. О происхождении злодея и его прошлом сценаристы шоу ничего не рассказывали, и подобная таинственность стала визитной карточкой персонажа на многие годы вперед.
Впрочем, если сегодня Джокер в общепринятом смысле – маньяк, анархист и психопат, то в 1960-е был скорее безобидным, но докучливым трикстером, чьи коварные выходки скорее осложняли жизнь Бэтмену и его напарнику Робину, чем действительно кому-то вредили. Так же создатели шоу добавили персонажу Джокермобиль, в котором клоун разъезжал по Готэму, очевидно, не задумываясь о скрытности и маскировке. Не взирая на то, что Джокер Ромеро сегодня выглядит довольно безобидно на фоне последующих инкарнаций злодея, этот образ долгие годы являлся каноническим и любимым. Ровно до тех пор, пока к истории Тёмного рыцаря и его окружения не пришёл любитель готического мрачняка Тим Бёртон. Но до него были ещё и мультипликационные воплощения...
М/С «ЧАС БЭТМЕНА И СУПЕРМЕНА» (1968-1969)
Голос: Ларри Сторч
Первый визит Джокера в анимации не заставил себя ждать и состоялся в мультсериале «Час Бэтмена и Супермена» 14 сентября 1968 года. Джокер из этого шоу вполне себе уникальный и слабо похож на другие версии. Картонный и глуповатый (что поделать, таковы уж были те бесхитростные времена) Клоун – Принц преступного мира был озвучен Ларри Сторчем и появился всего в четырёх сериях.
М/С «СУПЕР ДРУЗЬЯ» (1973-1986)
Голос: Фрэнк Уэлкер
Второй анимационный Джокер появился в культовом шоу «Супер друзья» (этакой бета-версии сериала «Лига справедливости»). Свой голос культовому злодею подарил (ну как подарил – одолжил за деньги) ветеран дубляжа Фрэнк Уэлкер. Но и эта версия Джокера представляет собой лишь дешёвый косплей Цезаря Ромеро, даже не пытаясь предложить зрителю что-то новое.
М/С «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЭТМЕНА» (1977-1978)
Голос: Лени Уэйнриб
Третий Джокер в анимации – злодей из «Новых приключений Бэтмена», озвученный Ленни Уэйнрибом. Очевидно, что и эту версию создавали с прицелом на Цезаря Ромеро. Здешний Джокер характерен тем, что в наличии у него есть две гиены, словно забежавшие на огонёк из «Короля льва». А ещё он способен поймать Робина в рыбацкие сети – и это мог бы быть глупейший момент, но сложно соперничать с гиенами. Судя по всему, именно эта версия появилась в кроссовере Скуби-Ду и Бэтмена (да, такой тоже был). Хм, это уже глупее, чем гиены или ещё нет?..
«БЭТМЕН» (1989)
Актёр: Джек Николсон
Цитата: «Я смеюсь только на людях. Улыбка въелась мне в кожу. Но, если заглянуть мне в душу, я просто плачу. Может, поплачем вместе?»
В 1989 году Тим Бёртон заново изобрел культовый образ, наградив его предысторией и дьявольской харизмой, повторить которую в будущем получится не у всякого. Пригласив на роль Принца-Клоуна маститого Джека Николсона, Бёртон попал в точку, а Голливуд получил, пожалуй, один из самых запоминающихся обликов злодея в кино.
Джокер Николсона – гангстер Джек Напьер, правая рука готэмского криминального главаря Карла Гриссома. Бёртон в своём становлении злодея тесно сплетает его происхождение с происхождением самого Бэтмена, вкладывая в руку Напьера злополучный пистолет, из которого была убита чета Уэйнов. В свою очередь именно после стычки с Бэтменом Джек Напьер падает в чан с химикатами и получает обезображенное лицо и тягу к юмору с летальным исходом. Таким образом, Бёртон замыкает кольцо, а зритель получает кровную вражду с почти шекспировским размахом.
Внешний вид Джокера Николсона уже более близок канонической цветовой гамме; клоун блистает фиолетовыми сюртуками и костюмами, и активно использует смертоубийственные атрибуты в своих «шалостях» – от начинённой кислотой бутоньерки до псевдо-бутафорского револьвера, способного сбить и Бэтвинг.
При этом мотивация Джокера здесь аморфна – будучи гангстером и подминая под себя преступную империю Готэма, он не отказывает себе в удовольствие побезобразничать в картинной галерее, после чего решает отравить жителей Готэма газом. Такой разброс в преступной деятельности от рэкета и вандализма до массового убийства делает из Джокера разностороннюю криминальную личность.
За комедийное исполнение этой роли Джек Николсон был номинирован на премию «Золотой глобус». Оглушительный успех злодея побудил студию Warner задуматься о введении Джокера в планируемый сиквел Бэтмена с тайтлом «Бэтмен: Триумфатор», где клоуну отвадилась бы роль галлюцинации протагониста, вызванной психотропными веществами Пугала. Впрочем, «Триумфатор» так и не вышел на экраны, Бёртон взялся за «Бэтмен возвращается», а Николсон охладел к перспективе вернуться к знаковой роли.
После того, как Джоэль Шумахер едва не уничтожил бэт-франшизу, а вместе с ней и кинокомикс как жанр своими сосками на костюмах и неоновой психоделикой, казалось, что Джокер Николсона останется эталонным и никто не сможет затмить его широкую улыбку.
М/С «БЭТМЕН» (1992-1995)
Голос: Марк Хэмилл
Цитата: «Да, я свихнулся. Когда я понял, что весь мир – это ужасная чёрная шутка, я сошёл с ума! Я признаю это!..»
Пожалуй, самый известный Джокер в анимации, Джокер нашего детства, озвученный самым узнаваемым (и по общему мнению, лучшим) голосом. Дамы и господа, позвольте представить Джокера из DC Animated Universe! Лучшим его делает не вездесущность (замечен и в «Бэтмене» 90-х, и в «Лиге справедливости», и в кроссовере с Суперменом, и даже в спин-оффе «Бэтмен будущего»), а наличие полноценной биографии. Также он наконец обзавёлся сайдкиком – Харли Квинн – и вообще больше всех напоминает Джокера из комиксов (может, не столь жестокий, но что поделать, рейтинг PG ограничивает злодеяния).
«БЭТМЕН: МАСКА ФАНТАЗМА» (1993)
Голос: Марк Хэмилл
В версии 90-х Джокер был мошенником и бандитом. Он начинал свою карьеру в мафии и, согласно полнометражке «Бэтмен: Маска Фантазма», одним из последних его заданий стало убийство бизнесмена Карла Бомонта. Мистер Джей после задания сколотил банду, столкнулся с Бэтменом, упал в химикаты… ну, а дальше вы знаете. Голос тут самый знаковый и любимый зрителями – заслуженного джедая далёкой галактики Марка Хэмилла, который сумел оживить нарисованного героя и наградить его тем самым безумием, за которое Джокера любят миллионы поклонников массовой культуры.
М/С «НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ БЭТМЕНА» (1997-1999)
Голос: Марк Хэмилл
События этого мультсериала происходят примерно через три года после финального эпизода мультсериала «Бэтмен» 1992 года. Джокер здесь появляется в нескольких эпизодах, а в одном из них ещё и раскрывается история его непростых взаимоотношений с Харли Квинн. Макр Хэмилл вновь озвучил Джокера и не преувеличением будет заметить, что будь Хэмилл лет на 20 помоложе, то смог бы первоклассно сыграть злодея не только голосом. Но даже то, что он делает в сфере озвучивания, ставит его ипостаси сумасшедшего клоуна в один ряд с лучшими.
«БЭТМЕН БУДУЩЕГО: ВОЗВРАЩЕНИЯ ДЖОКЕРА» (2000)
Голос: Марк Хэмилл
Джокер здесь долгое время считался мёртвым, но такие персонажи не могут долго остаться на том свете. Клоун возвращается в Готэм и снова наводит шороху, проворачивая дерзкие и необъяснимые ограбления со своей бандой. Противостоит ему уже новый Бэтмен – Терри МакГиннис, но перепадает и Брюсу Уэйну, с которым у Джокера старые личные счёты. Этот Джокер знает, что Бэтмен – Брюс Уэйн. И как он сам сказал, это было бы забавно, если бы не было так грустно.
«ХИЩНЫЕ ПТИЦЫ» (2002)
Актёр: Роджер Стоунбарнер
Голос: Марк Хэмилл
Цитата: «Тук-тук! Кто здесь?»
В преждевременно закрывшемся и канувшем в Лету сериале канала CW о дочери Бэтмена и Женщины-кошки Джокеру отводилось лишь крошечное камео в первом эпизоде, призванное объяснить текущее положение дел. Сцена фактически дословно пересказывает события комикса «Убийственная шутка», согласно которым Джокер стреляет в Барбару Гордон, тогдашнюю Бэтгёл, на длительное время приковывая её к инвалидному креслу.
Джокер в знаковой сцене нарочно показан нечётко, чтобы не акцентировать внимание на персонаже, выводя из тени героинь сериала. Но даже по общему плану понятно, что создатели шоу пытались изобразить каноничный образ Джокера в фиолетовом фраке, белым лицом, и зелеными волосами. К слову, персонажа отыграл каскадер Роджер Стоунбарнер, в то время как озвучил его легендарный Марк Хэмилл, о котором речь пойдёт далее. А ещё «Хищные птицы» первыми ввели в историю игровую версию Харли Квинн, хотя её интерпретация актрисой Мией Сара оставляет желать лучшего.
«БЭТМЕН ПРОТИВ ДРАКУЛЫ» (2005)
Голос: Кевин Майкл Ричардсон
Джокер из «Бэтмена» начала нулевых и кроссовера Бэтмена и Дракулы (да, и такой был). Известный также как «чернокожий Джокер» за то, что озвучивал его Кевин Майкл Ричардсон с характерным афроамериканским акцентом. Биография здешней (более буйной, чем гениальной) версии короля преступного мира Готэма частично основана на «Убийственной шутке. Этот Джокер отличается желанием помахать кулаками и причудливой причёской, напоминающей шутовской колпак.
«ТЁМНЫЙ РЫЦАРЬ» (2008)
Актёр: Хит Леджер
Цитата: «Я похож на человека, у которого есть план? Ты знаешь, кто я? Я пёс, бегущий за машиной – я бы не знал, что делать, если бы догнал, так что я просто делаю и всё».
Перед Кристофером Ноланом стояла задача открыть героя Бэтмена для нового поколения зрителей, и он с этим блестяще справился, выпустив «Бэтмен: Начало». Планка была задрана высоко, но «Тёмный рыцарь» превзошел первую часть, навсегда войдя в историю кинематографа. Пригласив на роль обновлённой версии Джокера Хита Леджера, Нолан не прогадал – пытливый и старательный австралиец на месяц заперся в гостиничном номере, чтобы придумать свою интерпретацию зловещего клоуна, не похожую на ту, что явил Николсон. Как итог – высокая оценка критиков и зрителей, премии «Оскар», «Золотой глобус», «BAFTA» и «MTV Movie Awards», но, к сожалению, посмертно – хит Леджер скончался в 2008 году от острой интоксикации медицинскими перепаратами.
Что делает Джокера Леджера особенным? Пожалуй, то, что делает особенной всю трилогию Нолана – реалистичность. Джокер снова лишается истории происхождения, оставаясь загадкой и для зрителей, и для героев ленты. Это безумный анархист, живущий с единственной целью – увидеть, как полыхает мир. И он готов стать тем, кто зальёт его керосином и поднесёт спичку. Джокер Леджера – нигилист, чья философия хаоса нашла отклик в сердцах современников, подобно Тайлеру Дердену в начале 2000-х, достучавшемуся до умов миллионов уставших от рутины и обыденности.
Леджеровский клоун не лишился внешних канонических атрибутов вроде зелёных волос, фиолетовой одежды и выбеленного лица. Но там, где у Николсона белое лицо стало результатом купания в химикатах, облик Леджера более приземлён и сделан с помощью театрального грима, призванного скрыть уродливые шрамы на щеках (так называемая «улыбка Глазго»). Зритель так и не узнает истинное происхождение этих шрамов, а у Джокера есть несколько версий, правдивость которых, впрочем, под вопросом.
Из характерных особенностей этой версии Джокера следует выделить особую тягу к ножам и взрывчатке – первые позволяют добиться наибольшей близости с жертвой, а вторая – идеальный способ спалить мир дотла.
Джокер Леджера мог вернуться в финальной части нолановской трилогии, но из уважения к памяти актёра его было решено оставить за кадром повествования и сосредоточиться на новых антагонистах. До сих пор загримированный клоун-анархист в интерпретации Леджера считается одной из лучших версий Джокера в частности и одним из самых популярных злодеев в кино в целом.
М/С «БЭТМЕН: ОТВАГА И СМЕЛОСТЬ» (2008-2011)
Голос: Джефф Бэннет
Обширная анимационная вселенная DC опирается в своих сюжетах на комиксы, являя, за редким исключением, традиционный облик клоуна. Для любителей анимации уже давно решающим фактором в оценке персонажа является голос, его озвучивающий. В этот раз Марк Хэмилл остался не у дел, а Джокер, появившийся в конце «нулевых» в мультфильме со странным название «Бэтмен: Отвага и смелость» (разве отвага и смелость – не синонимы?) был озвучен Джеффом Бэннетом. Несмотря на то, что на волне популярности в то время находился персонаж Хита Леджера, этот Джокер, как и многие другие персонажи, напрямую связан с сериалом 60-х, так что зрителю в очередной раз подсунули анимационную версию Цезаря Ромеро.
«БЭТМЕН: ПОД КОЛПАКОМ» (2010)
Голос: Джон ДиМаджио
События серии комиксов «Смерть в семье» достаточно долго оставались одними из самых трагических. Ещё бы, ведь именно в них Джокер избивает до смерти второго Робина – Джейсона Тодда. Конечно, сценаристы обвинили во всём читателей, поскольку именно по результатам голосования был выбран данный сюжетный ход. Со временем Джейсона вернули, дав ему новое супергеройское прозвище – Красный Колпак. Собственно этот сюжет и лёг в основу полнометражной ленты «Под колпаком». Стоит ли говорить, что здесь Джокер изображён ловким матёрым убийцей? Такой может и ломом забить привязанного человека, и в одиночку перерезать стаканчиком телохранителей местного мафиози.
«ТЁМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ» (2013)
Голос: Майкл Эмерсон
Комикс «Возвращение Тёмного Рыцаря», по которому и сняты две части «Возрождения легенды», по праву считается культовым. Фрэнк Миллер наполнил своё творение такой брутальной мрачностью, что его спокойно можно использовать в качестве эталона. Многие пытались повторить формулу «Возвращения», но получалось у единиц. И даже у самого Миллера не получилось. Потому как «Возвращение» – это комикс об идее. Это столкновение двух миров, двух типов жизни, двух точек зрения. И за конфликтом Бэтмена и Супермена стоит нечто большее (слышишь, Зак Снайдер?), нежели временное недопонимание. Собственно тут и Джокер присутствует скорее для галочки, как-никак давнишний враг. Вот только именно Джокер катализирует заветное противостояние. Именно он является безумным спусковым механизмом, который активизирует «последнее сражение». Безумным настолько, что способен свернуть самому себе шею.
«БЭТМЕН: ВОЗВРАЩЕНИЕ РЫЦАРЕЙ В МАСКЕ» (2013)
Голос: Джефф Бергман
Если хотите прикоснуться к классике, но искать сериал с Адамом Уэстом вам по каким-то причинам лень, возьмите «Возвращение рыцарей в маске». Это анимационная полнометражка, основанная на том самом сериале из шестидесятых. С обязательным «На-на, на-на, на-на-на, Бэтмен». Собственно герои и злодеи срисованы здесь с тех актёров. Хотя будем откровенны, отмультяшенный Цезарь Ромеро потерял львиную долю своего обаяния просто за счёт того, что мультипликаторы не позаботились пририсовать его персонажу усы, которые так старательно пытались спрятать в сериале. Ну и, естественно, по причине своей смерти сам Цезарь не смог принять участие в новом развесёлом балагане. Поэтому за всех приходится отдуваться Адаму Уэсту. Впрочем, замена голоса Ромеро на Бергмана не так уж сильно портит экранный образ. Да это снова шут, без всяких философствований о природе хаоса и зла.
Т/С «ГОТЭМ» (2014-2019)
Актёр: Кэмерон Монахан
Цитата Джерома: «Как обеспечить шутке успех? Подгадать момент. А как прослыть храбрым? Надо сохранять достоинство. И кто же тут босс? Я босс!»
Цитата Джеремайи: «Зови меня Джеком, Джозефом, Джоном… Не знаю… Мне кажется, что-то новое выползает из той первородной слизи, которой я был. Что-то прекрасное».
В телесериале «Готэм», рассказывающем о становлении Тёмного рыцаря, ввиду различных юридических причин не было своего Джокера, зато были близнецы Валеска, ставшие полноправной и весьма колоритной заменой культовому злодею. Благодаря многогранной игре Монахана сериал обзавелся сразу парочкой обаятельных безумцев, которые прекрасно обошлись без, казалось бы, обязательных клоунских атрибутов.
Не смотря на запрет для создателей шоу называть своего персонажа Джокером, те не растерялись и подошли к формированию легенды с какой-то сверхъестественной щепетильностью. Зрителям было предложено сразу две трактовки знакомого образа и две истории происхождения, не привязанные к комиксам или ранним фильмам.
Джером Валеска в «Готэме» – сын циркачки, убивший собственную мать, а после заключенный в «Аркхэм», где вместо лечения обзавёлся бандой таких же ненормальных головорезов. Джером – наиболее близкий вариант Джокера, отличающийся спонтанностью, склонностью к садизму и патетике. Этот огненно-рыжий молодой человек не преследует каких-то чётких целей, развлекаясь и делая то, что ему хочется в данный момент. Чем разительно отличается от собственного близнеца – Джеремайи, гениального архитектора, спятившего после контакта с отравляющим газом Джерома.
Джеремайя, напротив, имеет четкие цели – разрушение Готэма до основания – и более сдержан в своих эмоциях. Джеремайя предпочитает строгие закрытые костюмы, очки и шляпы, а рыжие волосы красит в черный, чтобы быть максимально отличным от брата.
Близнецы Валеска, пожалуй, как никто доказывают, что Джокер – это не просто знаковый персонаж, это, главным образом, идея, которая может быть заключена в разную обёртку, но непременно выстрелит при сохранении ряда обязательных критериев.
«БЭТМЕН: НАПАДЕНИЕ НА АРКХЭМ» (2014)
Голос: Трой Бэйкер
Полнометражная лента «Нападение на Аркхэм» была задумана как необязательный довесок к играм серии Batman: Arkham. Не экранизация один в один, но где-то около. Вплоть до того, что некоторые кадры откровенно копируют ролики из первой игры. При этом создатели постарались максимально отойти от знакомого геймерам сюжета (естественно, насколько это позволили студийные боссы). В результате на экранах появился Отряд самоубийц. Нельзя сказать, что его появление было слишком фееричным (всё же это мультфильм по мотивам со всеми вытекающими), но в фанатских кругах до сих пор бытует мнение, что это и есть настоящий «Отряд самоубийц», а не та жуткая поделка, в которой кроме как на задницу Марго Робби и смотреть особо не на что (но задница-то там перевешивает вообще всё! – прим. ред.). Трой Бэйкер не Марк Хэмилл, но со своей ролью на поприще озвучки справился отлично, а художники очень удачно повторили образ, показанный в игре. Куда там Джареду Лето.
«БЭТМЕН: УБИЙСТВЕННАЯ ШУТКА» (2016)
Голос: Марк Хэмилл
Кажется, если Марк Скайвокерович Хэмилл дарит свой голос Джокеру, проект по определению не может быть плохим. Собственно, анимационная «Убийственная шутка» не так уж и плоха, какой рисуют её фанаты творчества Алана Мура. Наоборот, в той части, что касается условной биографии Джокера (а Джокер это персонаж без биографии) и слепо следует своему комиксному прототипу, она очень даже хороша. Критике подвергается первая половина ленты, где Джокера как раз и нет, а всё происходящее на экране не более чем плод не совсем здоровой фантазии сценариста. Поэтом оставим эту часть за скобками и насладимся настоящим безумием. Увы, не все могут пережить один плохой день и сохранить рассудок. Гордон смог, Брюс Уэйн в какой-то мере смог, а вот Джокер – нет. Поэтому он ранит Барбару Гордон, а самого комиссара катает на безумных американских горках, завершая своё выступление шуткой, над которой смеялся даже Бэтмен.
«ОТРЯД САМОУБИЙЦ» (2016)
Актёр: Джаред Лето
Цитата: «Меня нельзя любить. Я лишь идея. Настроение. Я действую согласно своему плану и ты, доктор, в моём плане не значишься».
Создавая собственную киновселенную, DC/Warner нуждались в новом культовом образе, воплотить который был приглашён оскароносный Джаред Лето. Представляя злодея в «Отряде самоубийц», Дэвид Эйр максимально далеко ушёл от всего, что было сделано с персонажем ранее. Как и в случае с Джокером Леджера герой Лето не получал предыстории, и зритель видит его уже состоявшимся подонком, у которого давние счеты с Бэтменом. Собственно, об этом свидетельствует и определённая деталь во внешности обновлённого Джокера, а именно железные коронки на выбитых в результате стычек с Тёмным рыцарем зубах. Стоит отметить, что фирменной безумной улыбкой сей Джокер не блещет, чаще всего демонстрируя нетипичную для персонажа мрачность, время от времени рассеивающуюся под приступами беспричинного веселья.
Вслед за шутником-Ромеро, джентльменом-Николсоном и анархистом-Леджером, Лето представил образ самоуверенного гангстера на стиле, для которого его внешний вид и статус играют не последнюю роль. И действительно, пожалуй, ни один Джокер ни до, ни после не менял наряды так часто, демонстрируя безупречный вкус. Яркие, сверкающие цвета в одежде в сочетании с многочисленными татуировками и выбеленной кислотой кожей, делают Джокера Джареда Лето как минимум выделяющимся на фоне прочих интерпретаций, но уводят в сторону от привычного и любимого многими канона. Впрочем, Джокер Лето в «Отряде самоубийц» кажется лишь дополнением к дебюту затмившей его Харли Квинн, на которую и делалась основная ставка, и со своей задачей, чего уж греха таить, он справился. Скорее всего, зеленоволосого фрика со скрипучим смехом и гирляндой блестящих цацек зрителю уже не представится возможности увидеть.
«ЛЕГО ФИЛЬМ: БЭТМЕН» (2017)
Голос: Зак Галифианакис
Цитата: «Привет, Бэтмен! Поймай своего злейшего врага!»
Отдельного упоминания заслуживает сатирический образ, созданный в рамках Лего-франшизы, где извечный противник Бэтмена показан ранимым социопатом с болезненной привязанностью к своему Летучему Мышаку. «Лего Фильм: Бэтмен» позволил себе едко пройтись по давно мучающему фанатов вопросу – почему Джокер так одержим Бэтменом и не убьёт его, чтобы навсегда положить конец их войне, и в то же самое время, почему Джокер из раза в раз позволяет Бэтмену победить, не смотря на все хорошие возможности с ним разделаться. Мультфильм утверждает, – и мы ему верим, – что два этих персонажа так тесно повязаны, что и в самом деле не могут друг без друга, как извечные инь и ян, призванные проверять баланс добра и зла на прочность.
Лего-Джокер по-своему очарователен и наивен, как маленький ребенок, а самым страшным кошмаром для него является отказ Бэтмена признать в нём своего архиврага. Ну что тут скажешь? Высокие чувства, они такие…
«БЭТМЕН-НИНДЗЯ» (2018)
Голос: Ватару Такаги / Тони Хэйл
«Бэтмен-ниндзя» не первое аниме о Тёмном рыцаре. Но если «Рыцарь Готэма» хоть как-то старался держать себя в руках, то «Ниндзя» решил пуститься во все тяжкие со здравым смыслом. Бэтмен со всей семьёй и врагами оказывается в эпохе феодальной Японии. И, чтобы помешать злодеям изменить историю, Бэтмен должен добраться до Машины Землетрясений, расположенной в замке Аркхэм. С другой стороны, кто смотрит подобные вещи ради сюжета? В «Бэтмен-ниндзя» балом правит визуальная составляющая. Именно новое прочтение забронзовевших в своей монументальности образов заставляет смотреть этот затяжной трип до конца. Джокер, а что Джокер? Японский воин, такой же как и все остальные злодеи. Но даже находясь вне своего времени Бэтмен не нарушает свой кодекс, сохраняя размалёванному трикстеру жизнь в решающей схватке.
«БЭТМЕН ПРОТИВ ЧЕРЕПАШЕК-НИНДЗЯ» (2019)
Голос: Трой Бэйкер
Если вы уже решили, что ничего более дикого, чем Бэтмен-ниндзя вы уже не увидите, вынуждены вас огорчить. Или порадовать, если вы заядлый любитель весьма сомнительной экзотики. Как вам кроссовер Бэтмена и Черепашек-ниндзя? Нет, это не жёсткий и беспощадный креатив анимационной студии, данная серия действительно выходила. Чем интересен местный Джокер? Тем, что применил на себя знаменитый мутаген, в результате чего мутировал в гибрид человека и змея. Подобные аллюзии действительно встречались в комиксах Скотта Снайдера, где на одной из обложек Бэтмен изображался Георгием Победоносцем, но даже с учётом сего факта выглядит это весьма крипово. Примечательный факт номер два – Трой Бэйкер озвучил в этом мультфильме не только Джокера, но и Бэтмена.
«БЭТМЕН: ТИХО» (2019)
Голос: Джейсон Списак
Если «Убийственную шутку» можно смотреть хотя бы с середины, то с «Тихо» такой фокус уже не пройдёт. Можно закрыть глаза на временные нестыковки и простить попытку авторов вписать данное событие в рамки серии New52. Можно не обращать внимания на весьма сомнительные рокировки по части второстепенных персонажей. Но то, что проделали с главным антогонистом «Тихо» с трудом укладывается в тезис «я художник, я так вижу». Изменения носят слишком глобальный характер и не все зрители смогли их принять. Пожалуй, единственное, что осталось относительно нетронутым – камео Джокера. Действительно, не считать же пятиминутное появление за полноценную роль второго плана. Появился, толкнул сюжет дальше, исчез. Не густо, но таковы особенности всех историй от Джефа Лоэба.
«ДЖОКЕР» (2019)
Актёр: Хоакин Феникс
Цитата: «Всю жизнь я не знал, существую ли я... Существую. И люди начинают замечать меня».
Не получив ожидаемого отклика от зрителей на Джокера в исполнении Джареда Лето, да и вообще забредя в тупик с собственной киновселенной, DC/Warner вспомнили о стратегии сольных фильмов и решили открыть персонажа массовому зрителю в новом ключе. Отдельный фильм, полностью отданный всеми любимому Джокеру – такого ещё не было. Осечек быть не должно, а потому за разработку взялись основательно – у руля (внезапно) Тодд Филиппс, а в центральной роли – обладатель «Золотого глобуса» Хоакин Феникс, пообещавший показать Джокера таким, каким его ещё никто доселе не показывал.
И действительно, уже даже на стадии промоушна новый Джокер удивлял тщательно обновлённым обликом, где всё так же имеют место быть сочные клоунские цвета, отсылающие больше к кислотному гардеробу Сезара Ромеро, чем сдержанным краскам последних инкарнаций. Белое лицо вновь результат злоупотребления театральным гримом, а синие и красные отметины – следы неудачного клоунского прошлого. Мы видим куда более реалистичный и драматический образ персонажа, ступившего на путь злодейства по вине жестокого социума, не принимающего и ломающего тех, кто из него по тем или иным причинам выпадает. Это действительно новая подача сути Джокера – не обыкновенный безумный психопат, но жертва общества, трансформирующаяся под гнётом обстоятельств в его худший кошмар. Пожалуй, в век тотального шейминга всего и вся такой Джокер как никогда актуален.
В чём секрет такой невероятной популярности Джокера?
На этот вопрос каждый должен дать ответ сам. Вероятно, одна из причин – Джокер слишком хорошо умеет отражать наши собственные тёмные стороны, которые мы подавляем в силу тех или иных причин. И можно быть уверенным, что сколько бы лет ни прошло и сколько бы еще версий Джокера ни увидело свет, персонаж останется таким же любимым и популярным у зрителя благодаря убийственной харизме и способности едко обличать неудобную действительность по эту сторону экрана.
Сергей Прудников,
Константин Большаков,
Егор Рябцев