Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Хеллбой
Автор: Сергей ПрудникoвДата: 13.04.2019 11:12
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ХЕЛЛБОЙ (HELLBOY)
2019, США, 120 мин.
Жанр: фэнтези, хоррор, боевик
Режиссёр: Нил Маршалл
В ролях: Дэвид Харбор, Иэн МакШейн, Милла Йовович, Марк Стэнли, Брин Глисон, Надя Керанова



Даже если вы никогда не читали комиксы Майка Миньолы о похождениях красного рогатого черта с каменной рукой, то наверняка всё равно о нём слышали или смотрели дилогию Гильермо дель Торо с фактурным Роном Перлманом в титульной роли. Казалось бы, режиссёрское видение дель Торо как нельзя лучше подходит мрачной стилистике готической сказки Миньолы, на страницах комиксов которого бок о бок существуют демоны и фэйри, ведьмы и вампиры, неудачные научные эксперименты и древние боги в лучших традициях Говарда Лавкрафта. В комиксах о Хеллбое нашли отражение мифы и легенды разных народов мира, и всё это причудливое сплетение создаёт воистину фантастический и богатый на образы мир. Знаменитому мексиканцу, кажется, удалось прочувствовать внутреннее настроение миньоловской вселенной, визуализировать её и ввести в пантеон киногероев одного из самых необычных борцов с нечистью, запоминающегося, главным образом, харизмой самого Перлмана.

К сожалению, хороших отзывов оказалось мало для того, чтобы удержать франшизу на плаву. Низкие кассовые сборы и увлечённость Дель Торо другими проектами сделали своё темное дело – свет не увидела финальная часть задуманной трилогии о Хеллбое, и зритель не получил ответов на вопросы, которые были озвучены в «Золотой армии». В частности, последует ли своей судьбе Анунг-Ун-Рама, он же Хеллбой, и спалит ли мир дотла или человеческая половина его естества возьмет верх? И будет ли у Хеллбоя наследник, рождённый Лиз Шерман?

Допустимо ругать дель Торо за уход от канона и создание связей, которых не было в оригинальных комиксах, но чего у режиссёра не отнять – это стиля и художественного вкуса, благодаря которому его дилогия и сегодня выглядит свежо и ярко.

Можно понять голливудских воротил, изъявивших желание реанимировать Хеллбоя спустя 11 лет после выхода последней картины. Супергеройские франшизы и кинокомиксы демонстрируют завидную стойкость и продолжают приносить хорошую прибыль, а в комиксах про Хеллбоя достаточно запоминающихся и интересных героев, на которых можно было бы смело построить новую киновселенную. А то, что «Хеллбой» Нила Маршалла нацелился именно на киновселенную – заметно даже единственным подслеповатым глазом Бабы Яги. Слишком много героев из разных несвязанных друг с другом историй заглянули на огонёк. Так много, что за всей этой толпой разномастных чудовищ и уродцев не видно ни стройного сюжета, ни каких бы то ни было кассовых перспектив.

«Хеллбой» Маршалла не пытается снова быть историей происхождения героя, упоминая об инциденте в Шотландии 1943 года вскользь, не заостряя внимания ни на персонаже Распутина (который как бы является заклятым архиврагом героя), ни на целях оккультного сообщества. О Семи богах Хаоса Ог-Дру-Джахад зритель тоже ничего не услышит, что, впрочем, и к лучшему – и без древних богов в фильме хватает персонажей. Зато с места в карьер нам демонстрируют чёрно-красно-белую экспозицию с предысторией Нимуэ (Милла Йовович) – бывшей озёрной ведьмы из артурианского мифа, которая сошла с ума и решила сплотить всю нечисть мира под своим стягом и повести её войной на людей. Нечто подобное мы уже видели в «Золотой армии», только там экспозиция была подана намного интереснее – в виде кукольной анимационной иллюстрации к книге сказок юного Хеллбоя. Как и следовало ожидать, Нимуэ становится жертвой собственного самомнения и оказывается побеждённой самим королём Артуром, после чего её расчленяют и прячут в сундуках в разных точках Великобритании. Почему её сразу не уничтожили – остаётся загадкой.

Уже в наши дни Нимуэ с лицом Пятого элемента возвращает к жизни свиноподобный Груагах, у которого свои счёты с Хеллбоем. Каким образом здоровый хряк с минимумом маскировки умудрился собрать все сундуки с расчленённой ведьмой – ещё одна загадка, ответ на которую зритель должен придумать сам. Становится понятно, что Нимуэ и спустя тысячу лет заточения в разобранном виде грезит о тотальной войне мифологической нечисти с людьми, и идеальным орудием для достижения своего замысла видит Хеллбоя (Дэвид Харбор), демона, выращенного среди людей и ставшего передовым оперативником Б.Р.П.Д. – Бюро расследований паранормальной деятельности. Оказывается, касательно личности красного рогатого парня есть популярное пророчество, дескать, именно он станет катализатором Апокалипсиса, о чём сам Хеллбой пока не знает.

В основу сценария ленты Маршалла вошли сразу несколько сюжетных линий из разных комиксов о Хеллбое. Тут и происхождение героя из «Семени разрушения», и Нимуэ из «Дикой охоты» и «Бури и ярости», и Баба Яга из одноимённого рассказа, и мотив зачатия Хеллбоя из «Гроба в цепях», а также ещё множество отсылок на похождения Парня из Пекла за его многолетнюю историю. Такое тесное переплетение сюжетных линий порождает ядрёную трудно усваиваемую смесь, способную ввергнуть любого новичка, не знакомого с историей Хеллбоя, в состояние фрустрации. Впрочем, того, кто с историей знаком, близкое следование образам и сюжетам Миньолы может и порадовать. Кажется, фильм задумывался исключительно для знатоков вселенной Хеллбоя, предлагая в два часа экранного времени краткий экскурс по ключевым событиям из комиксов. Всем прочим, картина как бы намекает «Смиритесь, расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие. Вот вам кишки, вот вам кровища, вот вам очередная уродливая мразота, а тут нате, распишитесь, шутейка не первой свежести».

Ещё одним существенным изменением статуса кво – обновлённая команда главного героя. Никакого Эйба Сапиена и Лиз Шерман. Нет ни Кейт Корриган, ни гомункула Роджера. Впрочем, агентов Бюро на страницах комиксов хватает – поэтому нет ничего удивительного в том, что компанию Красному составляют менее известные медиум Элис Монахан (Саша Лэйн) и перевёртыш Бен Даймио (Дэниел Дэй Ким). Способность Элис общаться с мёртвыми, создавая самым мерзким образом их эктоплазменную проекцию, была показана и в рассказах Миньолы, но у Маршала этот процесс выглядит как-то по-особенному мерзко. Бен Даймио, превращающийся в ягуара, сам по себе герой небезынтересный, но его звериная CGI-форма для 2019 года выглядит до безобразия графонисто и нереалистично, заставляя с грустью вспомнить чудесных чудовищ дель Торо, созданных путём нанесения искусного грима или использования моделей.

Стоит оговориться, что с монстрами у нового «Хеллбоя» всё обстоит неоднозначно. Они уродливы, местами даже слишком. И если у дель Торо особая трепетная любовь к чудовищам, которые, не смотря на жутковатый вид, выглядят по-своему прекрасно, то чудовища из фантазий Маршалла – просто уродливы. Чего стоит отвратительная Баба Яга с парой костяных протезов и походкой девочки из «Изгоняющего дьявола» или троица бомжеватого вида огров?

Главная маркетинговая фишка «Хеллбоя» Маршалла – это «взрослый» рейтинг. Пример «Дэдпула» доказал, что зритель заинтересован в кровавых историях без поддавков, но пример «Хеллбоя» образца 2019 года так же наглядно продемонстрировал, что у всего должен быть разумный предел. Какое-то фанатичное злоупотребление «взрослым» рейтингом и нарочитая расчленёнка в кадре вызывает, по большей части, приступы тошноты и омерзения. Жестокость здесь подана в лоб и без фантазии, а некоторые кровавые сцены, кажется, сняты просто ради рейтинга, не имея никакой существенной значимости для сюжета.

Из положительных моментов можно было бы выделить саундтрек, эксплуатирующий известные и по большей части хорошие композиции, но даже здесь он выглядит ужасно неуместно. Музыка задаёт тон и атмосферу для той или иной сцены, но обрывается почти сразу же, как эта сцена подходит к концу. Будто и сам фильм смонтирован из таких вот кусков, как некий уродливый монстр Франкенштейна на потеху публике. Только вот публике отчего-то совсем не смешно, а потуги Маршалла сделать крутое кино с не менее крутым главным героем вызывают судороги лицевых мышц.

И ведь у Дэвида Харбора получился неплохой Хеллбой! При качественном сценарии и режиссуре, его Красный мог бы стать ничуть не менее ярким героем, чем в интерпретации Перлмана. Он моложе, вспыльчивее, колеблется между своей человеческой природой и демоническим происхождением, цинично, не всегда к месту, шутит. Харбор старается передать образ ещё не искушенного многочисленными стычками с нечистью героя, ищущего свой путь. Но разваливающийся прямо на глазах сюжет, бессчётное число штампов и роялей в кустах портят все потуги Харбора. Примерно та же ситуация обстоит и с прочими действующими лицами – Иен МакШэйн и Милла Йовович смотрятся до обидного плоскими. Первый должен был показать того, кто научил Хеллбоя человечности, но доктор Брум МакШэйна – высокомерный, незаинтересованный в сыне субъект, далёкий от образа, который прописал Миньола, слова которого расходятся с действиями. А вторая – манипуляторша с примитивной мотивацией, которую почему-то все боятся, хотя она ни разу не страшная.

Резюмируя всё вышесказанное, приходится вынести «Хеллбою» Нила Маршалла неутешительный вердикт – это бездарное шумное кино, являющееся «блокбастером» в самом худшем и тривиальном своем значении. История пытается вылезти за счёт авторских идей Миньолы, но злоупотребляет ими и в скромный двухчасовой хронометраж умудряется впихнуть столько событий, что хватило бы не на один фильм. Остаётся признать, что эстетика Гильермо дель Торо осталась в прошлом, и новый «Хеллбой» – это продукт нового времени, кичащийся собственным дурновкусием и ошибочно выдающий свои недостатки за достоинства.

Сергей Прудников

В кинотеатрах с 11 апреля
Нравится
Похожие страницы:
Хеллбой II: Золотая армия (1 DVD)
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 425 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio