ПРОВОДНИК
2018, Россия, 89 мин.
Жанр: триллер, мистика, ужасы
Режиссёр: Илья Максимов
В ролях: Александра Бортич, Евгений Цыганов, Александр Робак, Вячеслав Разбегаев, Владимир Яглыч
Девушка Катя (Александра Бортич) видит мёртвых людей. Но в отличие от героя Хэйли Джоэль Осмента из «Шестого чувства» не торопится им помогать, предпочитая глушить «синьку» и периодически влипать в неприятности по наводке особо ретивых покойничков. После исчезновения сестры-близнеца Катя начинает подозревать, что та стала жертвой серийного убийцы, который уже орудовал в городе в прошлом. Ведомая пугающими видениями, Катя начинает собственное расследование, корни которого уходят в далёкое прошлое, в детство самой девушки…
Отечественный мувимэйкер продолжает паразитировать на проверенных временем сюжетах. И умудряется сделать плохо даже там, где до него десятки средней руки режиссёров сделали хорошо. После просмотра «Проводника» складывается ощущение, что Илья Максимов, который ранее был замечен только на поле сериальной режиссуры, пересмотрел добротных мистических триллеров вроде уже упомянутого «Шестого чувства» и решил сделать «наш ответ», почему-то сочтя, что у него на это хватит таланта, опыта и хорошего вкуса. Что ж, по всей видимости, ни первого, ни второго, ни, совершенно точно, третьего, у Максимова нет, так как «наш ответ» получился более чем невнятным.
По всей видимости, работа над криминальными сериалами оставила неизгладимый след в творческом подходе постановщика «Проводника». Попытка снять мистический процедурал могла бы быть зачтена, если бы не типично сериальная фрагментарность повествования и разрозненность отдельных сюжетных линий. Добрая треть картины – это сплошной поток параноидально-шизофренических видений главной героини одно другого страшнее. Режиссёр так зацикливается на постановке каждого видения, на создании саспенса и нагнетании жути, что история у него уходит на задний план. От этого зритель так и не успевает проникнуться трагедией героини и увлечься поисками убийцы, а когда всё-таки расследование сходит с мёртвой точки, то развязка оказывается феноменальным пшиком, оставляющим в недоумении и с кучей вопросов, на которые ни сценаристы, ни режиссёр не удосуживаются дать ответы.
За исключением Саши Бортич, которая действительно пытается что-то играть, да еще за двоих – за свою героиню Катю и её сестру Ларису – никто из актёрского состава не запоминается. Флегматичный Евгений Цыганов весь фильм ходит с одним и тем же выражением лица, словно не понимает, каким пряником его заманили на съёмки, а Владимир Яглыч, как актёр преимущественно развлекательного жанра, кажется удивительно чужеродным элементом во всей этой сюрреалистичной фантасмагории.
Единственным светлым пятном могли бы стать трое призраков, сопровождающих героиню Бортич в попытках уговорить её помочь им выполнить незаконченные при жизни дела, но создатели «Проводника» бездарно испортили даже эту линию, которая неоднократно была обыграна в мировом кинематографе, будь то уморительно-жутковатые «Страшилы» Земекиса или легендарное «Привидение» Цукера. Но Максимов – это не Земекис, и не Цукер, и даже не Войтинский с лысым призраком Бондарчука, и нового слова в жанре ему сказать не дано.
«Проводник» – это посредственный шоурил штампов жанра хоррор, неумело прикидывающийся мистическим триллером. Даже у «Битвы экстрасенсов» на ТНТ по всем показателям лучше кредит доверия, чем у картины Максимова. По крайней мере, сценарий, режиссура и актёры обеспечивают шоу высокие рейтинги, что вряд ли светит «Проводнику».
Сергей Прудников
В кинотеатрах с 29 ноября