ПРИШЕЛЕЦ
2018, Россия, 91 мин.
Жанр: фантастика, драма
Режиссёр: Александр Куликов
В ролях: Александр Куликов, Андрей Смоляков, Анна Банщикова, Юрий Цурило, Григорий Сиятвинда, Максим Виторган
Два друга-рыбака организовывают миссию на Марс: один (Андрей Смоляков) управляет из ЦУПа, другой, с громкой фамилией Чапаев (Александр Куликов), во главе группы космонавтов спускает на поверхность красной планеты транспортируемую лабораторию. В процессе возникает поломка, кто-то наспех цитирует все важные фразы из финала «Армагеддона», и отважному капитану приходится жертвовать собой ради спасения экипажа и возвращения его на орбиту. Чуть позже, правда, выясняется, что капитан всё же выжил, но находится на Марсе в разбитом после падения космическом судне, и припасов у него на 30 месяцев в условиях жёсткой экономии. Управляющий ЦУПом мечтает спасти товарища, но финансирование предоставляет кандидат в президенты Российской Федерации, а резервы его не бесконечны – он как-никак пока ещё лишь кандидат. Тогда-то в дело и вступает директор одного важного телеканала (трудно избавиться от ощущения, будто его играет затылок Бориса Моисеева) с предложением: канал даёт деньги на организацию спасательной экспедиции, а взамен Чапаев прямо из уцелевших отсеков корабля начинает транслировать реалити-шоу о своих насыщенных буднях.
Трудно теперь сказать, что конкретно в сценарии и фильме было изменено после всей истории с «Марсианином» Ридли Скотта (тот вышел в 2015-м – на самом деле сильно позже, чем был закончен сценарий «Пришельца», и почти закончена сама лента), труднее лишь поверить, будто Энди Уейер и впрямь читал текст Расходникова, но в итоге премьеру российского фильма пришлось отложить и сделать его менее похожим на блокбастер с Мэттом Деймоном. За эти годы, увы, режиссёр и исполнитель роли нашего космонавта на Марсе успел покинуть этот бренный мир, а в самом его проекте не осталось (если и было) и следа главной канвы «Марсианина» – собственно, выживания на четвёртой планете.
Неизвестно, выращивал ли герой картошку по начальной задумке, но тут у него есть всё, что нужно, и нет никаких проблем, помимо чересчур назойливых телепродюсеров. Тот факт, что с несчастным марсианином они связываются безо всяких задержек сигнала, добавляет сомнений в гипотезу родства нашего творения и фильма Скотта, где учитывалась куча важных технических мелочей и диско. В оправдание «Пришельца» можно было бы сказать, мол, он вовсе не про Марс, он про Землю, где вместо судьбы космонавта люди начали борьбу за плоды его популярности и хайп, но стоит быть готовым и к уровню этой сюжетообразующей конструкции: например, главный местный циник и злодей появляется в кадре примерно в том же виде, что и демонический предводитель популярной советской ОПГ из Лёлика и Гешы в «Бриллиантовой руке», а кандидат в президенты прямо говорит, будто всерьёз готов жертвовать космонавтом Чапаевым, просто потому, что уже сделал некое заявление.
Давно не секрет, отечественное кино отрабатывает некие политические, патриотические заказы, и многие недовольны разного рода запретами и цензурой, которые возникают в результате. «Пришелец» при этом, справедливости ради, почти лишён всей напускной любви к родине, которая изобиловала в том же «Время первых», но именно тут возникает желание чего-нибудь да позапрещать. Как минимум, запретить снимать кино о космосе до тех пор, пока его авторы не погуглят, что в нашей галактике всё-таки не миллионы планет, как они выразились, а плюс-минус триллион.
Антон Минасов
В кинотеатрах с 8 ноября