Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Лоро
Автор: Геннадий ГусевДата: 24.10.2018 15:10
Разместил: Геннадий Гусев
Комментарии: (0)

ЛОРО (LORO)
2018, Италия-Франция, 156 мин.
Жанр: драма, байопик
Режиссёр: Паоло Соррентино
В ролях: Тони Сервилло, Елена София Риччи, Касия Смутняк, Риккардо Скамарчо



Бывший глава правительства, министр экономики и финансов, председатель Совета министров Италии, депутат Европейского парламента, владелец прославленного футбольного клуба «Милан», дилер по недвижимости, а также рыцарь ордена Пия IX, телемагнат и мультимиллиардер Сильвио Берлускони ещё при жизни превратился в объект всенародного обожания и ненависти. Скандальная слава государственного деятеля не раз становилась предметом обсуждений как в итальянской, так и в общемировой прессе. Ему приписывали мошеннические операции по отмыванию денег, связи с сицилийской мафией и несовершеннолетними, организации оргий, налоговые преступления и другие правонарушения.

Разумеется, режиссёры и продюсеры не могли не заинтересоваться такой, во всех отношениях интересной персоной. Но до последнего времени рассказать историю Берлускони хоть сколько-нибудь правдиво не представлялось возможным – связи и влияние итальянца были столь велики, что не могло быть и речи о полнометражном игровом фильме, основанном на биографии страстного любителя денег и женщин. В настоящее время восьмидесятидвухлетний предприниматель фактически отошёл от дел, а потому Паоло Соррентино – автор отмеченной «Оскаром» «Великой красоты» и сериала «Молодой папа», один из главных современных кинематографических талантов Апеннинского полуострова – снял «Лоро» – картину, в основу которой легли три года (с 2006-го по 2009-й) из жизни знаменитого бизнесмена.

В итальянском прокате постановка вышла в двух частях, тогда как для релиза в других странах была представлена объединённая версия на 156 минут. Это сделали для того, чтобы лента смогла принять участие в очередной, девяносто первой по счёту церемонии награждения Американской академии кинематографических искусств и наук. Название полотна имеет двойной смысл: с одной стороны, его дословный перевод – «они», с другой, фонетически оно звучит как «золото».

События «Лоро» берут свой старт, когда в попытке дотянуться до сильных мира сего обаятельный и энергичный, но беспринципный владелец эскорт-агентства из Таранто Серджио Морра вместе со своей женой Тамарой отправляется в Рим. Там он сходится с Кирой – одной из «фавориток» Сильвио Берлускони. С помощью женщины он надеется познакомиться с влиятельным политиком. Тот в свою очередь переживает не лучший момент своей жизни: отношения со второй женой Вероникой далеки от идеальных, а его партия «Вперёд, Италия» уступила на выборах левоцентристской коалиции.

В роли Сильвио Берлускони снялся любимый актёр Соррентино Тони Сервилло, а в стремящегося к вершине пирамиды Серджио Морру превратился Риккардо Скамарчо («Римские приключения», «Джон Уик 2»). За красоту в фильме отвечали модель и актриса польского происхождения Касия Смутняк («Из Парижа с любовью», «Идеальные незнакомцы»), которая стала Кирой, Елена София Риччи («Караваджо», «Холостые выстрелы»), сыгравшая Веронику, а также добрая сотня полуобнажённых (полностью обнажённых – тоже) фигуристых девушек-статисток. Помимо Сервилло, режиссёр собрал в своём новом проекте других верных сотоварищей: сценариста Умберто Контарелло («Свет очей моих», «Ты и я») и оператора Луку Бигацци («Сицилийцы», «Образы Европы»).

Слаженная команда сработала, как часы. Драматург не только написал отличный текст, но и, на мгновение почувствовав себя Аароном Соркиным, выдал диалоги экстра-класса. А претенциозная стилистика итальянца, в том числе снявшего для Соррентино «Молодого папу», буквально вживляет зрителя в мир роскоши, соблазна и вседозволенности. Вселенная Берлускони действительно показана со смаком. Под дьявольско-разнузданную «Down On The Street» The Stooges с удивительными по своей простоте рефренами «я влюблён» и «я – сволочь», под даунтемповую, гипнотизирующую «Happened» Perera Elsewhere проваливаешься в барочный, сказочный и неотразимый мир, где шик, секс и деньги – не излишество или редкая награда за старания, а символьная константа жизни, где поцелуй-аперитив, царственное великолепие сексуальных пиршеств и тихий экстаз-послевкусие – едва ли не каждодневная обыденность, а лицемерие, изворотливость и хвастовство – лишь только привычные, но незаметные спутники глобального успеха.

Камера Бигацци пролетает над морской гладью, заглядывает в глаза находящихся под наркотическим дурманом людей и размывает фон в особо эмоциональных моментах. Загадочная улыбка Берлускони – настоящая улыбка кинозвезды – то убеждает в искренности его намерений, то, наоборот, отворачивает от героя. Сардонический смех выдаёт в нём жертву, его выходки – мерзавца и палача. Двойственность трактовок и метафор, неоднозначность центрального персонажа, противопоставление ужасного по делам, но в конечном итоге вовсе не монстра Сильвио и демонического, меркантильного Морры, художественные приёмы, используемые автором, служат общей цели – посредством гротеска Соррентино не только раскрывает образ одиозного правителя, но и широкими мазками пишет коллективный портрет людей эпохи Берлускони.

Эти люди – результат среды, в которой они живут, их быт и нравы – прямое следствие творящегося в их умах и сердцах. В этом смысле совсем не удивляют неприкрытые аллюзии на «Сладкую жизнь» Феллини или торжественно-минорные ноты, к которым всё чаще и чаще обращается постановщик ближе к финалу. Опутанные сетями солипсизма и гедонизма, забывавшие о чистоте и боге, о том, кто они, персонажи объёмной истории о власти и любви, дружбе и предательстве совершают гадкие поступки не потому, что хотят их совершать, а потому, что не умеют жить по-другому. При таком порядке вещей плутократия неизбежна, а человеческие пороки утверждаются в качестве нормы едва ли не на законодательном уровне.

Именно поэтому моралистический тон, провокативность и казуистика начисто исключены из произведения. Картина, в которой нашлось место и обстоятельному юмору, и пронзительной драме, говорит вовсе не о том, что быть лживым себялюбцем плохо. Режиссёр берёт выше, неосознанно цитирует Виктора Гюго, заявляя о том, что «требовательная совесть превращается в недуг», а «неразумная верность убеждениям ведёт вниз, как лестница в погреб». Эти постулаты – библия для подобных Берлускони людей. Но куда приведёт нас это писание? Неужели жизнь дарована нам только для того, чтобы прожигать её на бесконечных вечеринках, предаваясь сладкой неге, изменяя сознание, чванливо ухмыляясь окружающим? Паоло Соррентино хватает опыта и таланта, чтобы, не задавая эти банальные вопросы напрямую, возбудить интерес к ним у зрителя.

Ведь в конечном итоге «Лоро» – это фильм не о Сильвио Берлускони. Это история о нас. Это печальный рассказ о сладостном очаровании молодости и уродстве старости, о глупом желании, надевая раз за разом маски паяцев, убийц, мракобесов, вершителей судеб и страдальцев, соответствовать чьим-то ожиданиям. В конце концов это сакральная история об одиночестве и о трансцендентных страхах перед бессмысленностью жизни и неотвратимостью смерти. Финальные кадры отсылают нас к печально известному землетрясению в Л'Акуиле. Камера медленно облетает беспристрастные лица представителей пролетариата – пожарных, в которых, как кажется, жизни не больше, чем в пузатых депутатах парламента или распутных девицах с виллы Сан-Мартино. Они, как и все мы, просто делают свою работу.

Геннадий Гусев

В кинотеатрах с 25 октября
Нравится
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 416 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio