Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / История одного назначения
Автор: Геннадий ГусевДата: 07.09.2018 23:29
Разместил: Геннадий Гусев
Комментарии: (0)

ИСТОРИЯ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
2017, Россия, 112 мин.
Жанр: драма, исторический
Режиссёр: Авдотья Смирнова
В ролях: Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Ирина Горбачева, Филипп Гуревич, Анна Михалкова, Лукаш Симлат



Новый фильм Авдотьи Смирновой – автора телевизионных «Отцов и детей» и мелодрамы «2 дня» – основан на реальной истории. Развивается она в 60-е годы позапрошлого столетия, а в её центре – случай, приключившийся со Львом Толстым во время его работы над романом «Война и мир». Когда в находящийся в Тульской области пехотный полк приезжает новый поручик Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов), всё начинает идти наперекосяк. Будучи изнеженным генеральским сыном, Колокольцев вступает в конфронтацию с местным начальством, а чрезвычайное происшествие с ротным писарем Шабуниным (Филипп Гуревич) накаляет ситуацию до предела – судьба солдата должна решиться на военно-полевом суде.

Граф Толстой, которого в фильме сыграл Евгений Харитонов – лейтенант Григорьев из «Брестской крепости», – предстаёт перед зрителем молодым мужчиной в расцвете сил. Он активно занимается лёгкой атлетикой, пылок в душе, уже проникнут идеями гуманизма, но всё ещё склонен к стяжательству. Писатель находит дружбу в лице Колокольцева. Сам же Григорий, в котором остро чувствуется толстовский герой, предстаёт человеком глубоко положительным, хоть и не лишённым недостатков. Но мягкотелость и безответственность – основные слабости младшего офицера, – как известно, нередко приводят к дурному концу. Желать добра – не значит его делать.

Вместе с протагонистами интерес пробуждают и персонажи второстепенные. Это импульсивная жена Льва Николаевича Софья (не выходящая за рамки своего привычного амплуа Ирина Горбачёва), её младшая сестра, рефлексирующая Татьяна Берс, которую сыграла Елизавета Янковская – дочь Оксаны Фандеры и Филиппа Янковского, внучка Олега Янковского, честолюбивый командир Казимир Яцевич (польский актёр Лукаш Симлат). Характеры героев усиливаются при помощи мастерской работы оператора Максима Осадчего, известного по «9 роте» и «Сталинграду» Фёдора Бондарчука, а также близкого по форме к «Истории» «Дуэлянту» Алексея Мизгирёва. Благодаря стараниям кинематографиста, трудам дизайнеров и художников-постановщиков лента выглядит визуально достойно, хоть ограниченность бюджета и чувствуется.

Но на самом деле детище Смирновой вовсе не о Толстом или Колокольцеве, не об одном отдельно взятом прецеденте, описанном, кстати, литературоведом Павлом Басинским в трилогии книг о великом русском писателе. «История одного назначения» неспешно, но поразительно реалистично изображает взаимоотношения чудовищной машины, именуемой государством, и простого человека, живущим как бы от неё опосредованно. Справляясь со своими рядовыми неурядицами и довольствуясь редкими минутами счастья, люди и не задумываются о том, что в любой момент времени они могут оказаться в когтистых лапах пристрастного правосудия. Однако государство не является идиомой по Смирновой. Вместо него в контекст сюжетной линии легко ложатся другие понятия: общество, социальная группа, рабочий коллектив.

Помимо противостояния большого и маленького, абсолютного и относительного, всеобъемлющего и местечкового, фильм о поручике Григории Колокольцеве и писаре Василе Шабунине – это трагичная, но не лишённая сентиментальных мотивов, каноничная повесть о смятениях, борьбе с пороками, безрассудная попытка дать определение мифической русской душе. Последнее проведено здесь тонкой пунктирной линией – лежащие на поверхности выводы дают лишь подсказку, но не отвечают на поставленные вопросы дословно.

Связь прошлого и настоящего читается не только в темах, которые беспощадно препарирует Смирнова, но и в музыке. Саундтрек к киноленте написал Василий Вакуленко, более известный как рэпер Баста. Непривычное сочетание размеренного, почти литературного повествования и гулких битов усиливает ощущение – несмотря на то, что фильм рассказывает о людях и нравах далёкого прошлого, режиссёр говорит с нами о дне сегодняшнем.

Жёсткая, бескомпромиссная авторская позиция, недвусмысленно всплывающая в финале, не даёт повода для сомнений – перед нами страшная исповедь, признание в бессилии перед проступком; мздоимство, чванливость и лжепатернализм до сих пор остаются естественными формами нашего существования. Впрочем, грехопадение и человеческие слабости здесь здорово рифмуются с немощью государственной. Царь-батюшка, как символ власти, остаётся за кадром – он постоянно чем-то занят, углублён в дела значительные и важные, – но это не мешает ему обрести вполне конкретные черты характера, с успехом переносимые на любого правителя российского. Именно потому заключающие картину слова Толстого не только обретают двойной смысл, но и вызывают неподдельный страх: что же будет с нами дальше?

Геннадий Гусев

В кинотеатрах с 6 сентября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 25 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2018. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Наверх

Работает на Seditio