РЕИНКАРНАЦИЯ (HEREDITARY)
2018, США, 127 мин.
Жанр: триллер, драма, ужасы
Режиссёр: Ари Астер
В ролях: Алекс Вулф, Гэбриел Бирн, Тони Коллетт, Милли Шапиро, Кристи Саммерхэйс, Морган Ланд, Мэллори Бехтель
У художника-миниатюриста Энни умирает её мать, 78-летняя Эллен. На её похоронах Энни произносит речь, говоря, что они с родительницей никогда не были особо близки, поскольку та была женщиной скрытной. Начало череде странных событий кладёт звонок с кладбища, сообщающий мужу Энни, Стиву, что могила Эллен кем-то осквернена. Энни начинает тайно посещать группу психологической поддержки, где рассказывает о своём брате, который страдал от шизофрении и покончил с собой, утверждая, что мать «пытается засунуть в него других людей». Ну а далее в их семье случится страшная трагедия, после которой Энни поймет, что на ней и её родных лежит некое жуткое проклятие.
Этот дебютный фильм Ари Астера, патронируемый знаменитой независимой студией A24, привлекал внимание не только любопытным трейлером, но и высоким рейтингом критиков, хором певших ему дифирамбы, называя чуть ли не новым «Изгоняющим дьявола». Поскольку любое изучение сценарных перипетий способно испортить удовольствие от просмотра, хочется, пускай в общих чертах, но поразмышлять над тем, что именно сделало «Реинкарнацию» (в оригинале «Наследственный») самым громким фильмом ужасов сезона, если не всего года. Говоря об этой картине, на ум приходит предыдущий хит от A24, костюмный мистический хоррор «Ведьма», который тоже был оценен довольно высоко. Фильм Астера в плане построения сюжета и работы с пугающими и драматическими сценами немного его напоминает – он точно так же избегает всяческой банальщины вроде скримеров, клишированных поворотов сюжета, не старается идти на поводу у публики и точно так же уделяет большое внимание персонажам и внутрисемейной драме.
Описывая свою работу, режиссёр неслучайно говорил, что это «не фильм ужасов, а трагедия, которая превращается в кошмар». За мистическим сюжетом очень легко считывается драма распада семьи, в которой некогда любящие друг друга люди начинают отдаляться и легко переходят от любви к ненависти. То, что главными фильмами в качестве источника вдохновения для Астера стали «А теперь не смотри», «Обыкновенные люди», «Ребенок Розмари» и даже «Шёпоты и крики», ощутимо на протяжении почти всей картины. Он мастерски переплетает тягостную атмосферу семейной трагедии с мистическим хоррором о дьявольских культах, содержащем по-настоящему жуткие сцены, а также некий сюр, в результате чего парочка сцен ближе к финалу могут вызвать подобие улыбки, но это, как говорится, нервный смех.
Слово «трагедия», наверное, будет здесь являться ключевым, поскольку, как и в «Убийстве священного оленя» Йоргоса Лантимоса, здесь активно используются параллели с древнегреческой мифологией. Во множестве эпизодов Астер раскидывает намеки о неотвратимости судьбы, довлеющем над людьми роком, когда никто из главных героев не в силах решить свою судьбу, их участь уже давно решена, как бы горько это ни звучало. В связи с этим особенно символично выглядит основное занятие Энни – воспроизводящая в виде миниатюр сценки из собственной жизни женщина точно так же руководима какими-то тёмными силами сверху, поскольку давно уже является игрушкой в чьих-то дьявольских руках. Сыгравшую её Тони Коллетт критики расхвалили не напрасно – похоже, что это лучшая роль актрисы за последние годы, не будет преувеличением, если добавить, что за всю карьеру. Она с легкостью переходит от убитой горем жены и матери к одержимой сумасшедшей, которая может напугать почище любых спецэффектов. Отдельного упоминания заслуживает юная Милли Шапиро в роли младшей дочки Энни, Чарли. Девочка обладает настолько криповой внешностью, что ей зачастую и играть ничего не надо, её простое присутствие в кадре уже придает окружающей обстановке какое-то нездоровое напряжение.
Про технический уровень и говорить нечего – давящий саундтрек, выверенная операторская работа, нестандартные хоррор-приемы, неописуемая атмосфера приближения чего-то неотвратимого и страшного обволакивают, завораживают и порой производят действительно пугающее ощущение. Однозначно, любителям простодушных страшилок, базирующихся на годами отработанных клише, тут ловить нечего – им будет попросту очень и очень скучно. Ну а фанатам вышеупомянутых картин, как и всем поклонникам небанальных и талантливых страшилок, «Реинкарнация» безусловно рекомендована к просмотру. Войдёт ли этот фильм в пантеон классических фильмов ужасов? Пока сложно сказать – время покажет. А вот лучший ли хоррор года? На данный момент – однозначно.
Антон Смирнов
В кинотеатрах с 7 июня