ПЕРВОМУ ИГРОКУ ПРИГОТОВИТЬСЯ (READY PLAYER ONE)
2018, США, 140 мин.
Жанр: приключенческая фантастика
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, ТиДжей Миллер, Марк Райлэнс, Саймон Пегг
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ready_player_one_1_r.jpg)
Пожалуй, можно сосчитать на пальцах одной руки режиссёров, способных адекватно перенести на экран бестселлер Эрнеста Клайна «Первому игроку приготовиться». Испещрённое восьмидесятническими поп-культурными отсылками, бесконечно влюбленное в ту эпоху гиковское чтиво, слава яйцам, вернуло нам старого-доброго дядюшку Спилберга, сказочника и фантаста, в последнее время частенько изображающего серьёзного сухаря, немного скучного историка-политолога. Именно этот демиург нынешнего Голливуда вызвался адаптировать столь трудноэкранизируемую глыбу. Да и кто, как не он? Новый блокбастер Спилберга – это лайт-версия первоисточника, изрядно упрощённая и во многом изменённая, однако, вобравшая в себя внушительный эскапистский набор геймера/ киномана/ и даже меломана последних 30-35 лет, этакий эндорфиновый рай для тех, кто «в теме». А это дорогого стоит, поверьте. Но Стивен молодец, потому что отправил назад в будущее, устроил посиделки с Харли Квинн, усадил Кинг Конга туда, где он и должен сидеть, на Эмпайр-стейт-билдинг; короче говоря, спасибо деду за аркаду и вот это всё. Ежеминутные, чуть ли не ежесекундные отсылочки – они здесь и цель, и средство, а заодно и милая сердцу ностальгия. Демонстрация того, насколько мощен и разнообразен весь этот кинематографически-геймерский мейнстрим. Насколько он важен и горячо любим. Хоть Спилбергом, хоть Кэмероном, хоть дель Торо, хоть нами с вами. Заодно это киберпанк восьмидесятого левела, виртуальный эдем в эпоху серой и бесперспективной реальности. MMORPG нашей мечты.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ready_player_one_2_r.jpg)
К 2045-му году человечество, как обычно, окажется сами понимаете где. Выбраться оттуда, хотя бы иллюзорно, можно лишь с помощью ОАЗИСа – виртуального мира, в котором ты можешь быть кем угодно и делать всё, что заблагорассудится. Юный падаван, хочешь взобраться на Эверест вместе с Бэтменом? Вперёд. А хочешь оказаться рядом с Фредди Крюгером или Джейсоном Вурхизом? Робокопом? Куклой Чаки? Стальным Гигантом? Ларой Крофт? Ником Дюкемом? Бланкой из Street Fighter? Дерзай. Быть может, не прочь погонять на легендарной DeLorean из «Назад в будущее» вместе с кинговской Кристиной и многими другими крутыми тачками, в то время как за тобой будут гнаться Ти-Рекс и Конг? Легко. Не видел, как из Горо вырывается ксеноморф? Или желаешь поближе познакомиться с Меха, мать её, годзиллой? Тогда тебе сюда. Реальность теперь нужна разве что для того, чтобы питаться и справлять нужду (возможно, изредка для реального секса, но это для зрителей старше 18, посему об этом деликатно умолчали). Скромный пацан Уэйд Уоттс, в онлайне – Парсифаль, наряду с миллионом разных пасхантеров, охотится за некой пасхалкой, ловко запрятанной в недрах ОАЗИСа его создателем, чудаковатым любителем 80-х Джеймсом Холлидеем. Кто доберётся до этого святого Грааля первым, тот и будет владеть игрой и мешком денег в придачу. Беда в том, что за несколько лет никто ни на йоту не подобрался к разгадке, к тому же, сильные мира сего из компании IOI не собираются отдавать победу какой-то задрипанной шпане из трущоб.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ready_player_one_3_r.jpg)
Парадокс фильма заключается в том, что ОАЗИС, с его многочисленными динамичными отсылками – главное преимущество и главный недостаток одновременно. За пеленой роскошной VR теряются другие важные кинокомпоненты, и даже такой спец, как Спилберг, вероятно, на время съёмок помолодевший лет на пятьдесят, не смог найти баланс между ними. Сюжетно – это вполне себе посредственное кино, которое для случайно забредшего зрителя, далекого от масскульта (а таких людей, безусловно, немало, спросите у здешнего антагониста), покажется не более чем очередной бессмысленной подростковой антиутопией, с мультяшными персонажами, карикатурными злодеями и невразумительными фриками. Собственно, в таком контексте, проблемы черепашек-ниндзя Бакару Банзая не волнуют, это понятно, но увлекшись гиковскими ништяками и визуальными кунштюками, авторы наделили Ready Player One узнаваемым высокобюджетным лоском на фоне негаснущей смысловой пустоты, схематичности персонажей, мотиваций, неубедительной морали и малоинтригующей романтической линии. В целом, конечно, на сценарную второстепенность можно наплевать с высокой горы (с того же Эвереста, к примеру), но сделать это гораздо проще, если тебе не больше двенадцати годков.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-ready_player_one_4_r.jpg)
Но самым крутым, без прикрас, киноманским подарком станет мини-путешествие в знаменитый отель «Оверлук» из кубриковского «Сияния». Здесь мы вновь искупаемся в кровавой реке, встретим мёртвых близняшек, заглянем в ту самую комнату 237, «а вот и Джонни», детишки, вуахаха, где мой топор. Но Спилберг, очевидно, не Нолан, и даже не пытается разбавить ретрофутуристический балаган пресловутой мрачностью либо сколь-нибудь сносной драматургией. Оно и правильно, каждому иллюзиону – свои плюшки; «Секретному досье» – Мэрил Стрип, Том Хэнкс и реальные исторические факты, а «Первому игроку приготовиться» – очки Супермена, Adventure для Atari 2600 и Саймон Пегг в смешном парике. Всё честно. В какой-то момент ты просто начинаешь утопать во всех этих пасхалках, словно робот в расплавленном металле. Но большой палец всё равно предательски оттопыривается вверх.
Денис Федорук
В кинотеатрах с 29 марта