ПОСЛЕДНИЙ ПОРТРЕТ (FINAL PORTRAIT)
2017, Великобритания, 90 мин.
Жанр: драма, комедия, биография
Режиссёр: Стэнли Туччи
В ролях: Джеффри Раш, Арми Хаммер, Клеманс Поэзи, Тони Шэлуб, Джеймс Фолкнер, Сильви Тестю
И я один в беззвучном зале.
Мой факел пальцы мне обжег.
Завесой сумерки упали.
В бездонном мраке нет дорог.
Париж, 1964 год. Скульптор и художник Альберто Джакометти предлагает американскому журналисту и писателю Джеймсу Лорду написать его портрет. Вот, в сущности, весь сюжет картины. Но этот фильм вовсе не биография Джакометти и не иллюстрация его работ, а попытка проникнуть в суть творчества Художника, где сюжет – лишь остов, на который виток за витком нанизывается то действо, которое зовется Искусством. Говоря иначе, это обобщённый портрет гения в момент творчества.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-final_portrait_2_r.jpg)
Клубок же, зовущийся творчеством, начинает разматываться в момент, когда хаос жизни уляжется, и Джакометти, наконец, сидя за мольбертом, начнёт распутывать нить. А она, эта нить, шершава, потрёпана и не слишком приглядна. Да и сам клубок крайне запутан, в нём чего только не наверчено – нескончаемые недоделанные скульптуры, обмотанные мокрыми тряпками, чтобы глина не сохла, любящая, всё понимающая, но такая несчастная жена Аннетт, муза-проститутка Каролин, весело щебечущая что-то, долгие прогулки по кладбищу, философские беседы, сутенёры, парижские переулки и многое другое, из чего складывается мир художника. И никогда непонятно, где проходит та грань в жизни Джакометти, которая отделяет его творчество от торчащей клоками неприглядной прозы жизни. Хотя нет, в его мастерской стоящая посреди кадра недоделанная скульптором голова точно пополам разделяет «зоны» художника и его модели-зрителя, сцену и зал. В остальном же это словно один общий кусок глины, из которого только скульптор способен вылепить нужный ему сейчас образ.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-final_portrait_3_r.jpg)
При этом творчество Джакометти – это бесконечный лабиринт Минотавра, где можно вечно бродить, но так и не найти ту единственную, ведущую к выходу нить, где совершенство радостно ждёт своего триумфа. Весь смысл заключен именно в самом изнурительно-мучительном процессе бесконечных блужданий в темноте, поиске и борьбе с тенью, скользящей в пыльной мастерской и шепчущей, что всё тщетно и бездарно.
Джакометти – мастер и хозяин таких путешествий в своем лабиринте, ему тоже нужны жертвы, поэтому, мучая своего натурщика Джеймса часами неподвижности, он находит настоящее удовольствие в бесконечных перечёркиваниях сделанного, потому как стоит только увидеть отсвет выхода, как хочется начать всё сначала, поскольку «ни один портрет не может быть закончен».
После того, как изобрели фотографию, смысл в портрете утерян, а значит, и спутник художника в это жанре только бесконечность… Ему очень хочется каждый раз сгорать, как Феникс, а потом заново возрождаться, причём, судя по его словам, в буквальном смысле, но, к сожалению, вся проблема в том, что это можно сделать один раз, поэтому он переносит эту метафору на свою работу, где финальная точка его земного бытия равна моменту уничтожения уже написанного произведения.
![](http://www.25-k.com/datas/users/3-final_portrait_4_r.jpg)
Стэнли Туччи, замечательный актёр, не первый раз садящийся в кресло режиссёра, тем не менее, первый раз берётся за столь сложную тему, когда «на ладони необходимо вместить бесконечность», говоря языком Блейка. И надо сказать, что ему это удается не только как постановщику, но и как сценаристу. Помимо точно отображённой изо дня в день работы над портретом, где день пятый вроде бы ничем не отличается от дня семь-восемь-девять, сменяющиеся интонации и атмосфера не дают фильму провисать и «прокручиваться». Непритязательный юмор, удивительно гармонично вплетённый в этот непостижимо-богемный мир, не внося в общую картину ярких деталей, тем не менее, бросает на самого Джакометти те самые тени, из которых и строится искусство живописи и жизнь художника. Палитра духа времени и стиля самого скульптора даёт почувствовать в фильме всё словно «изнутри», и поразительно, как «оживают» серовато-черный фон мастерской, покрытый гипсовой пылью, поломанные линии скульптур, и их лохматый автор, который так до самого финала и не смирится с тем, что его возрождающийся каждый раз из пепла Феникс своё бессмертие уже себе гарантировал.
Наталия Косарева
В кинотеатрах с 11 января