Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Ван Гог. С любовью, Винсент
Автор: Александр КолесниковДата: 19.11.2017 13:35
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ВАН ГОГ. С ЛЮБОВЬЮ, ВИНСЕНТ (LOVING VINCENT)
2017, Великобритания-Польша, 104 мин.
Жанр: мультфильм, драма, биография
Режиссёры: Дорота Кобела, Хью Уэлшман
В ролях: Дуглас Бут, Сирша Ронан, Джером Флинн, Эйдан Тернер, Хелен МакКрори, Холли Эрл, Крис О’Дауд



Фицджеральд говорил: «Покажите мне героя, и я напишу трагедию». Судьба родоначальника экспрессионизма подтверждает правоту писателя. Удивительно, но за всю жизнь Ван Гогу удалось продать всего лишь четырнадцать картин, и отнюдь не за миллионы. Время, как водится, расставило всё по местам, и теперь полотна нидерландца считаются бесценными шедеврами, но судьба самого художника менее печальной уже не станет. Какие только эпитеты ни летели в осунувшееся лицо и сутулую спину, только восхищенных среди них не было. А критических, ненавистных и презрительных – сколько угодно. На безрадостное существование, усугубившееся эпилептическими припадками, людская неприязнь повлияла сильно, но в ещё большей степени – наполненная до краёв чаша разочарований. Винсент отвергался любимой женщиной, был шокирован неприглядными особенностями приходской службы, натыкался на непонимание, и единственным близким человеком оставался младший брат Тео. История их взаимоотношений была экранизирована Робертом Олтменом, но по высушенному от эмоций фильму сложно прочувствовать настроение великого живописца, а ведь это оно питало его искусство.

Чрезвычайно сложный по технике исполнения мультфильм приоткрывает душу Ван Гога со всеми её рефлексиями и страданиями. Сто художников работали над оформительской частью англо-польской ленты, в которой ожили знаменитые полотна. Трудами огромной артели была написана летопись загадочного человека через призму его работ. Одна из самых знаменитых, «Звёздная ночь», предваряет фильм и под пронзительную музыку Клинта Мэнселла создает уникальное настроение, которое полагается брать с собой на посещение картинной галереи или музея. Обязанности «экскурсовода» возложены на Армана Рулена – сына пожилого друга Винсента, почтальона Жозефа, с которым мастер был очень близок. Нерадивый повеса, предпочитающий проводить досуг в барах и уличных потасовках, снаряжается отцом передать посмертное письмо. Адресат, конечно же, Тео Ван Гог, но скоро выясняется, что и его больше нет. В поисках того, кому можно доверить эпистолярную реликвию, Арман вынужден воссоздать все фрагменты последних лет жизни Винсента и провести любительское расследование. Обилие разноречивых сведений об истинном к нему отношении не оставило другого выбора.

Со структурной точки зрения постановка напоминает бетховенский байопик «Бессмертная возлюбленная», где также шла речь о вручении последней воли самому достойному. Каждый собеседник и обилие пасторальных местностей, где творил Ван Гог, дополняет мазками портрет противоречивой личности. В профессиональном плане он состоялся достаточно поздно, и особенно близок ему был простой уклад. Винсент жил скромно, ни в одном доме не ощущал себя своим, хотя почитатели у него имелись. Но даже те обычно воспринимали его чудаком, а после того, как он в горячке ссоры с Гогеном отсёк себе мочку уха – и вовсе стал изгоем. Монохромное исполнение ретро-сцен с художником подчёркивает единство сажи и мела – двух начал мятущейся души. Порывистый и непредсказуемый, он был опасен для людей, но скорее, угрожал лишь себе. Несправедливая участь становится очевидной по мере того, как одно за другим анимируются известные полотна. Невольный «душеприказчик» Арман путешествует в той самой повозке, которая изображена на картине «Пейзаж в Овере после дождя». Он общается с лодочником, хозяйкой гостиницы, экономкой доктора Гаше, с самим лекарем – все эти люди были написаны Винсентом. Мультфильм позволяет увидеть их глазами гения, почувствовать, насколько же непросто складывалось у одиночки даже с теми, кто видел его чаще остальных.

Простота сюжета и бесхитростность ходов могут огорчить любителей заковыристых поворотов и ошеломительных твистов, но следует помнить, что на экране весьма нетипичный фильм-биография. Каждая воссозданная картина мастера пропитана светлой печалью – самой преданной спутницей Ван Гога. Он творил, ведомый тысячей идей, но до последних дней главным оставалось желание видеть мир лучше, чем тот являлся. Разбираясь с наследием Винсента, можно заметить, как многообразие дневных и ночных пейзажей сменяются обилием портретов, подсолнухов, мещанского быта и деталей интерьера вплоть до стоптанных башмаков. Художник писал то, что было перед глазами, а жизнь богемы, традиционная для коллег и единомышленников, интересовала его в последнюю очередь. Это открытие способно удивить не только Армана Рулена, приблизившегося к разгадке самобытной личности, но и всякого неравнодушного к живописи.

Трогательная подача мультфильма, благоухающего мелодиями Мэнселла, оставляет ощущение соприкосновения с самой многогранной ветвью искусства. Собственно, Ван Гога и сейчас нарекают его отцом. Признание не бывает запоздалым, ведь человеческая душа бессмертна. Свою печаль Винсент изливал с помощью красок, написав множество автопортретов. Все они разные, но объединены одной деталью: изображенному рыжебородому человеку на вид можно дать значительно больше тридцати-тридцати пяти. Такова участь хронического меланхолика, и к ней тяжело остаться безучастным. Проявления ранимой души способствуют соразмерному ответу. Ловкий на любые чудачества, наедине с собой уроженец брабантской деревушки был откровенен: «Я предпочитаю ощущение грусти, она лучше смеха». Точнее и не скажешь.

Смеяться на просмотре бесподобного произведения вряд ли придется, а утереть увлаженные глаза – почему бы и нет. «Ван Гог. С любовью, Винсент» – мультфильм с гармоничным сочетанием красок, слившихся в немыслимом постимпрессионистском узоре. О жизни великого художника написано множество книг, ему посвящены монографии и исследования, а картины – гордость любой экспозиции. Взбалмошный, неординарный и гениальный, прежде всего, он оставался человеком: живым, энергичным, верным и тонко чувствующим. Просто замечательно, что современные графические возможности в кои-то веки послужили на благо не только развлекательного кино. Анимационная лента сама стала своего рода постскриптумом, пропитанным любовью к человеку, счастья которому досталось совсем не много.

Александр Колесников

В кинотеатрах с 9 ноября
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 236 гость(ей) : Сергей Прудников
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio