Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Культовое кино / «Жювиана», или «Фантомасиана»
Автор: Илья СтрекаловДата: 08.12.2015 15:38
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Большинству зрителей Фантомас и инспектор Жюв известны по фильмам с Луи де Фюнесом. А между тем, франшиза берет свое начало аж в 1913 году! Какой еще сериал может похвастаться более чем столетней историей.


РОЖДЕНИЕ ЭПОПЕИ

8 декабря 2015 года исполняется 50 лет легендарному фильму с участием Луи де Фюнеса и Жана Марэ «Фантомас разбушевался» – пожалуй, самому успешному в этой известной кинотрилогии 1964-1966 годов.

История Фантомаса уходит корнями в 1910-е годы, когда журналисты Пьер Сувестр и Марсель Аллен решили – с подачи одного издателя – написать роман, а затем серию романов о злобном преступнике, наводящем ужас на французов. Это были, надо признаться, достаточно дешёвое бульварное чтиво, которое ничем не отличалось от той огромной массы литературы, наводнявшей прилавки и рынки. Сувестр и Аллен вряд ли предполагали, что быстро надиктованные (а не написанные) ими произведения, не отличавшиеся правильностью написания и выдержанностью стиля, лягут в основу огромной киноэпопеи – «фантомасианы», или «жювианы», кому кто больше нравится: Фантомас, совершающий ужасные преступления во имя бедного люда Парижа, или уверенный в себе инспектор Поль Жюв.

Нам хотелось бы избрать второй путь и описать «жювиану», конечно, имея в виду и главного злодея, ведь без него никуда. Во французских постановках исполнителей роли Жюва всего было пять, поэтому остановимся поподробнее на каждом из них.

НОМЕР 1: ПЕРВЫЙ И КЛАССИЧЕСКИЙ. ЭДМОН БРЕОН

Первым исполнителем роли Жюва стал 31-летний шотландец Эдмон Бреон. Фантомаса сыграл Рене Наваро, француз, ничем особо не прославившийся до этой постановки. Режиссёром был мастер короткого метра Луи Фейад. Мы говорим о пяти фильмах 1913-1914 годов – «Фантомас», «Жюв против Фантомаса», «Покойник-убийца», «Фантомас против Фантомаса», «Подставной судья», каждый длиной не более полутора часов. Помним, что это время немого кино (отчасти поэтому многие сегодня и подзабыли об этой серии из пяти фильмов – любителей картин без звука просто осталось немного). Как же Жюв ловит Фантомаса? Конечно, мы не слышим его слов, но даже действия открывают зрителю остроумие, смекалку, а порой и удачливость героя. Отлично показан момент, когда в своём кабинете Жюв видит призрак Фантомаса – настолько он одержим идеей поймать его. Герой Бреона предпринимает все действия, характерные для детектива типа Шерлока Холмса: ищет улики, собирает базу доказательств, думает, как они связаны между собой. Рассуждения Жюва мы тоже видим, но в силу «немоты» кадра, конечно, передать их достаточно сложно.

Создатели фильма не пытались внести какие-либо новшества в сюжеты романов Пьера Сувестра и Марселя Аллена: если вы читали их романы, то согласитесь с тем утверждением, что сценарий каждой из пяти частей практически полностью воспроизводит сюжет той или иной книги. Никакой адаптации, эпоха литературного произведения совпадает с эпохой, показанной в фильмах. Можно сказать, что перед нами некая «классика» исполнения образов Фантомаса и Жюва. С точки зрения жанра получилось нечто вроде триллера с элементами ужасов и детектива, если говорить современным языком.

Для начала эпопеи о Жюве длиною в целый век получилось весьма неплохо. Следить за развитием событий в фильмах интересно, присутствует некий эффект погружения в то время, а это уже огромная заслуга создателей. Наваро больше не прославится, как и режиссёр Фейад; Бреон, очевидно, как британский актёр, сыграет на втором плане в американских фильмах «Женщина в окне» и «Газовый свет», в котором, кстати, главную роль сыграет Ингрид Бергман и получит за неё «Оскар» в 1945 году. Но это уже другая история.

НОМЕР 2: ЭФФЕКТНЫЙ И СТРОГИЙ. ТОМИ БУРДЕЛЬ

Спустя почти 20 лет во Франции снова появился актёр, сыгравший Поля Жюва. Им оказался 40-летний Томи Бурдель. Он имел возможность лишь единожды исполнить роль инспектора – в фильме «Фантомас» 1932 г. Появление героя в фильме нельзя охарактеризовать иначе как «эффектное» – когда в дверь помещения замка убитой маркизы Лангрюн стучит человек, все гости ошарашены, боясь, что это Фантомас, и в кадре появляется револьвер из щели открывшейся двери. Героя мы не видим, а потом нам показывают его плащ и шляпу сзади, затем – удостоверение с именем и фамилией и только тогда уже – лицо героя. Благодаря уже появившемуся звуку мы можем слышать инспектора, отчётливо проследить за логикой его умозаключений и построением версий. Жюв вычисляет убийцу – Фантомаса, определяя пути его прихода и ухода с территории замка.

Фантомаса в фильме сыграл француз Жан Галлан. Его появление в плаще и в маске в самом начале фильма напоминает фильм ужасов. Внезапное отключение света и убийство престарелой маркизы захватывают дух и не дают оторваться от экрана. Жюв выстраивает цепь произошедших событий – Фантомасу удалось улететь на аэроплане, что, в какой-то степени, уже является адаптацией романа. Стиль одежды, общество также были адаптированы, перенесены из 1910-х в 1930-е годы.

В целом показалось, что Жюв Бурделя слишком американизирован. Это скорее типичный полицейский, этакий «лейтенант Коломбо». По стилистике фильм слишком похож на современные ему американские, хотя он и не копирует их. В роли инспектора Бурдель выглядит внушительно, даже слишком внушительно для литературного Жюва: вряд ли его внешний облик соответствует тому, что было заложено в романах Сувестра и Аллена (у Жюва-Бурделя крупное телосложение, он высок и крепок, не имеет усов). С другой стороны, это не должно вызывать какого-то предубеждения насчёт соответствия Жюва в кино Жюву в книгах в общем и целом. Галлан должен был сделать Фантомаса действительно опасным преступником, и у него это получилось. «Фантомас» для ценителей эпопеи определённо выглядит изюминкой как в творчестве режиссера Пала Фейоша, так и в карьере актёров, сыгравших главные роли.

НОМЕР 3: ОБАЯТЕЛЬНЫЙ И СМЕКАЛИСТЫЙ. АЛЕКСАНДР РИНЬО

Следующая экранизация о Фантомасе во Франции появилась уже после Второй мировой войны, когда люди, уставшие от ужасов бойни и оккупации, очевидно, хотели видеть что-то развлекательное на киноэкране. Так кинематограф вернулся к детективным и шпионским, приключенческим и историческим сюжетам, и Фантомас не стал исключением. Новый Жюв – 46-летний Александр Риньо – сыграл отважного комиссара в фильмах «Фантомас» 1947 г. и «Фантомас против Фантомаса» 1949 г. Марсель Эрран занял место злодея. Фантомас коварен и хитёр, однако комиссар стоит с ним на равных, не давая слабины. Фильм сильно отходит от книжной фабулы. Здесь Фантомас становится уже не таким преступным романтиком – время романтики прошло, настала эпоха циничных бандитов. Плащи и маски, розы и девушки – ко всему этому Фантомас относится, пожалуй, уже с насмешкой. Несмотря на все ухищрения Жюва, (а тут и перестрелки, и так называемый современный «экшн») преступник не оказывается пойманным.

Второй фильм – «Фантомас против Фантомаса» 1949 года – снимал не Жан Саша, а Роббер Вернэ. Фактически вся команда, работавшая над первым фильмом, поменялась, кроме Александра Риньо, исполнителя роли Жюва. Фантомасом стал Морис Тейнак, до этого немало снимавшийся в разных лентах. Главный злодей в картине управляет сознанием безумного учёного, который создал в занятом и оборудованном ещё во время Второй мировой войны нацистами замке целую бригаду по разработке смертоносного оружия. Сюжет захватывает дух и не имеет практически ничего общего с одноимённым романом Сувестра и Аллена. Здесь мы видим первый разрыв между книгой и фильмом, серьёзные шаги к адаптации старых романов. Противостояние Фантомаса и Жюва доходит до предела: Жюв, попав в ловушку, не смог распознать преступника под маской дипломата. Что удивительно, битва разрешилась-таки победой инспектора. Более мы не увидим такой очевидной победы Жюва над Фантомасом.

НОМЕР 4: КОМЕДИЙНЫЙ И ТАЛАНТЛИВЕЙШИЙ. ЛУИ ДЕ ФЮНЕС

Начало 60-х отметилось яркими, шокирующими воображение зрителя фильмами – это был своего рода вызов времени, который, казалось, вряд ли смогут повторить последующие десятилетия мирового кинематографа. Британия даёт кинематографу агента 007 – Джеймса Бонда, в исполнении великолепного Шона Коннери. В 1963 году режиссер Андре Юнебель выпустил «ответ» Бонду – «Агент 117 разбушевался», но фильм не снискал такой славы и признания.

Тогда известный актёр Жан Марэ предложил Юнебелю идею своего друга Жана Кокто – снять историю про Фантомаса. Получившаяся у Юнебеля трилогия 1964-1966 годов отошла от оригинала Сувестра и Аллена на 80-90%. Хотя нет ничего неожиданного, ведь со времён первой экранизации Фейада режиссёры и сценаристы последующих фильмов всё больше прибегали к адаптации и отходу от первоисточника. Серьёзная переработка оригинала потребовала актёров с новым амплуа. И если Жан Марэ, новый Фантомас, актёр приключенческих («Горбун», «Капитан Фракасс», «Граф Монте-Кристо») и драматических («Орфей») лент, вписывался в концепцию оригинала, то актёр, игравший комиссара Жюва, был искушён скорее в комедийном амплуа.

Луи де Фюнес – самый непредсказуемый, самый комедийный, самый креативный комиссар Жюв! Роль комиссара оказалась фактически самой успешной в его 40-летней кинокарьере. «Фантомас» сохранил дух авторов романов – всё так же пугающий злодей, всё столь же настойчиво, но уже глуповато противостоящий ему Жюв, всё столь же решительный журналист Фандор и его обаятельная подруга – они сумели завоевать сердца миллионов зрителей по всему миру. В 1965 году Юнебель делает второй фильм – «Фантомас разбушевался», который вышел в прокат и в СССР. Картина вызвала ажиотаж во Франции: после одновременного выхода потрясающей бондовской «Шаровой молнии» между двумя фильмами разгорелась ожесточённая схватка за первенство по кассовым сборам, шедшая с переменным успехом для обеих сторон. Третий фильм – «Фантомас против Скотланд-Ярда» – был чуть менее успешен на фоне первых двух, актёры «подорожали» в гонораре, начались разногласия между Марэ и де Фюнесом, хотя планировалась и четвёртая часть, которая, по словам Милен Демонжо в одном из интервью, могла сниматься в Москве (на фоне «потепления» в отношениях Франции и Советского Союза). Но ни четвёртой, ни пятой, ни десятой (как замысливал смелый Юнебель) картины не состоялось по названным причинам. Впрочем, иногда нужно уметь вовремя остановиться.

Фантомас из парижского гения зла превращается в мирового преступника. От романтика Монмартра в нём мало чего осталось, хотя особ противоположного пола он всё ещё ценит весьма высоко. Главная его цель – уничтожать, насмехаясь, весь мир, который ничего не стоит. Фантомас в исполнении Жана Марэ удалился от оригинала в некую недосягаемость, которая, однако, заманивает вместе с ним и рядового зрителя. Каждому из нас так же порой кажется, что мир несовершенен. В «жювиане» же 51-летний Луи де Фюнес стоит весьма и весьма особняком. Это единственный случай фривольного, комедийного воплощения Поля Жюва. Сходства с литературным персонажем, как и в случае с Фантомасом, немного, но погоды это для зрителя не меняет. Годы работы в эпизодах и на втором плане (за первые 13 лет карьеры де Фюнес сыграл почти в сотне лент) не прошли даром для маленького человека – он научился искусству смешить, вживаясь в образы персонажей.

НОМЕР 5: НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ И ХЛАДНОКРОВНЫЙ. ЖАК ДЮФИЛО

В 1979-1980 гг. на французском телевидении выходит совместная франко-германская постановка режиссёра Клода Шаброля из четырех частей под общим названием «Фантомас»: «Магический эшафот», «Объятие дьявола», «Мерзавец-убийца» и «Трамвай-призрак». Шаброль считается одним из мэтров французского кино, основоположников французской «новой волны» кинематографа в начале 1960-х, мастером драмы и триллера, кино, вскрывающего криминальную, «тёмную сторону» общества.

В этом же ключе выполнена и его картина о Фантомасе. На роль злодея был приглашён немец Хельмут Бергер, известный по роли в фильме «Гибель богов» 1969 г. Лукино Висконти. Выбор оказался удачным, поскольку актёр действительно имел фактуру и обаяние. На роль Жюва же пригласили 65-летнего Жака Дюфило (вспомните: первый исполнитель этой роли на момент съемок имел 31 год от рождения, следующие два — за 40, де Фюнесу — за 50, то есть Жюв «старел» от фильма к фильму). Создатели вернулись к истокам «жювианы». По сути, речь шла о воспроизведении сюжетов романов Сувестра и Аллена лишь с незначительными, но интересно выглядящими интерпретациями. Долгие годы до этого франшиза адаптировалась к эпохе, в которой создавалась, уходя тем самым от оригинала. Теперь же решили «идти по классике»: лента конца 1970-х получалась в какой-то степени исторической, воспроизводившей антураж и атмосферу Франции перед Первой мировой войной, какой она была у Сувестра и Аллена. Шаброль добавил своего шарма в эту постановку, сделав картину поистине ужасным, пугающим триллером, Фантомаса – кровожадным злодеем, а Жюва – умным, но часто отчаянным сыщиком, готовым на всё, чтобы заманить злодея в ловушку правосудия. Фильм крайне непредсказуем, особенно если зритель не читал оригинальных романов.

Здесь мы видим смешанную игру Дюфило-Жюва: ни детективная, ни комедийная, а есть оттенки и того, и другого. Потому сходство с литературным Жювом увеличилось мгновенно, как внешнее, так и в характере. Жюв в исполнении Дюфило – настоящий слуга закона, неукоснительно действующий в его рамках и в рамках своих методов, он имеет обаяние, умеет общаться. Бергер же сыграл жестокого по методам убийств, беспощадного к жертвам, но обаятельного в общении с женщинами Фантомаса, вновь надевающего маску и плащ, смотря на крыше одного из домов на Эйфелеву башню. Классика вернулась, не иначе.

НОМЕР 6: КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

В мае 2009 года появилась информация о новом проекте про Фантомаса во Франции и о бюджете предполагаемого фильма. Главные роли изъявили желание играть Венсан Кассель и Жан Рено. Режиссёром видели Кристофа Ганса, а продюсером – Тома Лангманна. Но Кассель ушёл из проекта к концу 2010 года, очевидно, в связи с участием во множестве других проектов, а о Рено в контексте проекта ничего не слышно. Все точки над «i» расставил Кристоф Ганс в одном из интервью весной 2014 года: разошлись мнения с продюсером Лангманном, хотевшим сделать подобие комедийной трилогии де Фюнеса-Марэ. Но могло ли это получиться без столь талантливых актёров, не стали ли бы сравнивать новодел с классической трилогией, тем более, если в ролях задействованы Кассель и Рено, актёры, в общем-то, не комедийные? Вероятно, такие чаяния продюсера можно счесть лишь преждевременными. По словам Ганса, проект «Фантомаса» пока остановлен. Поэтому поставленный нами вопрос – кто следующий в «жювиане», или «фантомасиане» – остаётся открытым.

«Жювиана» – это частный итог эпохи «золотого кино». Это франшиза с огромной, более чем полувековой историей. Перед нами пять исполнителей роли Жюва и шесть – роли Фантомаса. Каждый из них, так или иначе, предложил свою интерпретацию, самой яркой из которых, конечно, стала версия Луи де Фюнеса и Жана Марэ в трилогии середины 60-х годов. Хотя и все остальные старались в меру сил.

В день 50-летия выхода «Фантомас разбушевался» хочется пожелать сериалу успеха и процветания, яркости и талантливых актёров. И пусть зритель вновь и вновь наблюдает над этой нескончаемой, но бесконечно увлекательной схваткой злодея Фантомаса и сыщика Поля Жюва, изумляясь и поражаясь её перипетиям!


Илья Стрекалов
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 34 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio