Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Инструкция: Как правильно писать рецензии
Автор: Игорь ТалалаевДата: 22.03.2015 11:36
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (5)
Вы хотите писать рецензии? Или, может быть, вы уже их пишете? Проверьтесь, правильно ли вы это делаете. Выполняя эти нехитрые инструкции, вы не станете Пушкиным, но благодарный читатель хотя бы прочтет ваши опусы до конца. Наверное.


У "25-го кадра" есть манифест – это правила нашего журнала, наша Конституция и Уголовный Кодекс. Которые должны быть известны и нашим читателям.

А данный список – дополнение к манифесту, адресованное в первую очередь нашим авторам, потенциальным авторам и даже авторам-конкурентам. Словом, всем, кто любит и хочет писать.

Мы понимаем, что эти правила могут быть использованы против нас, но ничего не можем с собой поделать. Редакция все еще лелеет планы по захвату мира, но нам нужен образованный, хорошо пишущий мир. Хочется быть лучшими из лучших, а не просто чуть возвышаться в пустынном болоте.

Следующие 13 пунктов – школьные азы, известные всем, кто более-менее серьезно относится к своему писательскому делу. Но, как и любые азы, эту чертову дюжину иной раз полезно повторять и тем, кто уже давно считает себя мэтром. Хотя в первую очередь и направлены на наших юных падаванов. Итак, что хочет увидеть гипотетический редактор "25-го кадра"? А вместе с ним – и гипотетический читатель? Да и сам автор?


1.
Текст должен получиться "вкусным". Таким, чтобы его хотелось немедленно перечитать и сказать: "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!". Это главное. Дальше можете не читать, только время зря потеряете.

2.
Кстати, все-таки перечитайте текст. Это полезно. Можете заметить какие-то ошибки или повторы слов, обнаружить, что структура текста хромает, а некоторые обороты, казавшиеся при написании удачными, на самом деле лучше вообще удалить. Естественно, все это за вас может сделать и редактор, но вдруг он лентяй, как я? Или спешит? Или, что еще хуже – лентяй, который спешит? А так вы можете сэкономить его время и нервы. А если повезет, даже обрадовать его, чтобы проверка текста превратилась в простое удовольствие от чтения хорошей статьи. Да, и такое бывает.

3.
Старайтесь избегать избитых фраз и канцеляризмов. «Британские ученые установили», что каждая пятая рецензия в мире начинается с "Ни для кого не секрет, что..." и далее идет информацию про то, что Голливуд уже не торт или еще что угодно. Друзья, если это ни для кого не секрет, зачем вообще это сообщать? Перейдите сразу к делу: "Голливуд уже не торт". Да, это банальная мысль, но вступление вашего текста уже звучит гораздо энергичнее и тверже.

4.
Если вы не уверены, что у вас получился отличный текст, дайте ему отлежаться. Если, конечно, позволяет время. Отложите его и перечитайте на следующий день свежим взглядом.

5.
Не забывайте про читателя, но пишите в первую очередь для себя. Не стройте запутанные предложения по 15 строчек. Если вам не нравится то, что вы написали – это не понравится и вашему читателю. Не считайте себя умнее своего читателя. Возможно, ваш текст попадется на глаза какому-нибудь профессору. Не заставляйте его фейспалмить!

5.
Ваша аудитория может меняться. В случае с «25-м кадром» – это все же молодежь, а не строгие дяди в очках, что вынуждены читать рефераты, доклады и дипломные работы. Так что не пересушите текст. И еще: рецензию на мелодраму прочтут в первую очередь девушки, а на боевик – парни. Учтите это. Девчонкам подавай всякие литературные вкусности, а пацанам такие выражения, которые порвут их глаза. Не перепутайте!

7.
Забудьте про местоимение "я". Оно хорошо для эссе, а вот конкретно ваша авторская позиция должна быть универсальной. Ваш текст – выражение мысли всего журнала. И редакция готова горой отстаивать любую позицию, если в ней не написано "я считаю" или "мне кажется". Или не отставить, а просто написать альтернативное мнение – вот такое коварство. Если вы никак не можете писать безлично, используйте местоимение "мы" – оно звучит солиднее; читатель, разделяя ваши взгляды на объект текста, почувствует свою причастность не к одному человеку, а к целой команде. Не то что бы я прямо уж ратовал за коллективизацию, просто я-канье – это уровень не профессионала, а школьника, пишущего сочинение "Как я провел это лето". Ваше "я" было не интересно тогда учительнице и не интересно теперь. Вот когда вас будут узнавать миллионы – пожалуйста, начинайте чудить: хоть я-кать в статьях, хоть писать биографию. Но до тех пор забудьте про эту пошлятину!

9.
Лучше один маленький, но шикарный абзац, чем два огромных, но скучных. Никогда (никогда!) не записывайте фразу только для объема, чтобы текст выглядел "солиднее". Обычно автор знает, какого размера от него требуется текст, но бывают случаи, когда половина статьи - топтание на месте, написанное просто для того, чтобы строчек стало побольше. Вот прочтите: "Режиссер N, в 2012 году снявший фильм NN, который вопреки ожиданиям выступил в прокате слабо и получил сомнительную критику, решил повторить опыт, сняв продолжение той самой печально известной истории, в которой говорилось о любви почтенной пенсионерки к своей сиамской кошке. Чего же ждать от его новой работы?" Мы пишем учебник по киноведению или все-таки живой текст? Попробуйте "облегчить" свою мысль и хоть чуть-чуть избавить ее от шаблонов. "Режиссер N, опозорившийся в 2012 году постановкой о взаимных чувствах престарелых бабушки и кошки, собирается ударить зрителя в то же самое место. Грядет сиквел, еще более бессмысленный, беспощадный и нафталиновый". Конечно, дух не захватывает и тут, но читается-то легче.

15.
Текст должен обладать новизной. Не нужно своими словами пересказывать чужие мысли, у вас должны быть свои. Если вы где-то прочли рецензию, в которой автор уже высказал все, что вы думаете по поводу данного фильма, наверное, не стоит писать свой вариант. Либо же постарайтесь призадуматься и родить новые мысли. Рерайт и копирайт – для убогих, неспособных сделать что-то с нуля.

14.
Постарайтесь соблюдать баланс. Это нелегко. Каждый из нас может слишком много внимания уделить описанию сюжета. Или работе актера над ролью. Или пересказу сюжета. Или поразительным спецэффектам. Или критике сюжета. В общем, всмотритесь в текст. Ничего не смущает, перекосов или больных тем нет?

13.
Не будьте поверхностны. Клише в стиле «актеры играют потрясающе», конечно, очень удобны, но постарайтесь разобраться – о чем фильм, что хотел сказать режиссер, получилось ли у него, согласны ли вы с этим посылом? И все-таки как же именно играют актеры? Что там потрясающего? Плачут они или истерят, кривляются или делают покерфейс?

22.
Работайте над своим стилем. Кто-то уже его выработал, кто-то еще в процессе, а кто-то даже не задумывается об этом. Подражание чужому стилю тоже может быть полезно, потому что на 100% имитировать текст другого человека не получится, вы все равно добавите что-то от себя – и так родится уникальный стиль. Но прежде чем что-то копировать, хорошенько осмотритесь. Возможно, лучше использовать удачные находки двух-трех авторов, чем одного. Некоторые "просто пишут", и даже вполне грамотные и интересные вещи. Но если, глядя на свой текст, вы видите, что точно так же построить фразы могли еще пара десятков ваших знакомых, стоит подумать о большей оригинальности.

9.
Добавьте в текст какую-то яркую деталь. Одна "перчинка", вставленная в нужное время и в нужном месте, может в глазах читателя поднять даже средненький текст. Главное – не переперчить. Впрочем, переперченый текст, наверное, все-таки не хуже стерильного? Бейте читателя в глаза! Если по прочтении текста он запомнит не столько оценку, сколько какую-нибудь удачную фразочку – ваша задача выполнена.

23.
Уделите особое внимание началу. От бодрого начала зависит половина успеха текста, будут ли его вообще читать или сразу бросят. Постарайтесь использовать какой-нибудь нестандартный ход. Биография режиссера, существование оригинального фильма или книги-первоисточника – это, конечно, важные факты, но их можно приберечь и для второго абзаца. Может, описание сюжета будет любопытнее? Все-таки событий в сюжете фильма несколько больше, чем в карьере какого-то режиссера.

11.
Уделите особое внимание... концовке. Возможно, читатель уже устал от вашего опуса, так приготовьте ему напоследок маленький сюрприз, какой-то подарок, от которого у него останется приятное "послевкусие". В тексте ведь, как и в фильме, смазанная концовка портит все впечатление от работы в целом. А неожиданный финал порой делает весь фильм лучше (например, "Семь", "Мгла" и многие другие). В рецензии добиться подобного сложнее, но не невозможно. Можно просто кратко повторить уже озвученные тезисы, но знайте, что это – путь наименьшего сопротивления.

11.
Не стесняйтесь экспериментировать. Каждый раз писать по-новому вы все равно не сможете, зато поймете, какой стиль вам ближе. Изредка концептуальная форма даже перевешивает содержание.

44.
Будьте последовательны и пунктуальны. Если вы договорились с редактором, что вышлете текст в определенное время, постарайтесь выполнить обещание. Желательно, с запасом. Если за вами начали бегать и допытываться когда же придет обещанная статья – это первый признак, что вы что-то делаете не так. Или, что редактор сошел с ума, несправедлив к вам и вообще – что он понимает в том, как и когда нужно сдавать статьи? Может, вы были заняты более важными делами. Козел.

98-Б/2.
Старый добрый юмор еще никому не мешал. Это не значит, что нужно шутить все время (хотя лично мне такое и нравится), но пара шуток в тему оживляют текст. Главное – в тему. Неожиданное сравнение или бодрое описание сюжета читатель всегда одобрит.


Кстати, данный текст, вопреки сформулированным в нем правилам, не следует ни одному из них. Здесь нет экспериментов, шуток, стилистических изысков, начало и концовка примерно одинаково унылы, нет никаких "перчинок", зато полно заезженных оборотов и пафосных обращений от первого лица, имеются ошибки (что, было обещано 13 пунктов?) и многовато букв. А еще я даже не перечитывал его и уж, упаси меня Зевс, дать этой графоманской писанине отлежаться хотя бы денек (то есть она отлежалась, но я все равно ее не перечитывал). Сойдет и так, ага?


Игорь Талалаев
Нравится
2. Игорь Талалаев 23.03.2015 05:03
lehmr

it's a lie

Надо было написать: "Забейте и не парьтесь, пипл схавает. Не надо расти над собой"?

Дальше пишу "Не считайте себя умнее своего читателя". Если принять это за правило, то утверждение "Если вам не нравится то, что вы написали – это не понравится и вашему читателю" верно. Если оспорить - разумеется, неверное.

Правда, бывает и обратная ситуация: автору текст нравится, а читатель считает, что автор уже не торт.
3. Андрей Ишонин 23.03.2015 13:05
Разумеется, не всегда так. Но грамотный рецензент знает, как угодить зрителю.
А вот в художественной литературе (да и искусстве вообще) зачастую иначе. Мир знает уйму гениальнейших произведений, которые авторами воспринимаются в качестве никчемных.

Но это совсем другой разговор. В данной статье слова предполагают (контекст об этом говорит) другой смысл.
4. lehmr 26.03.2015 18:10
Дело в том, насколько в человеке развита самокритика. Мне вот мало какие собственные рецензии нравятся, парочку даже почти ненавижу, - однако чаще всего они получают крайне благосклонную критику от читателей-комментаторов (а я, так уж вышло, пишу для конкурсного раздела форума КП). Т.е. нередко мне приходилось выставлять на конкурс текст, который мне казался фигнёй. А народ вдруг начинал нахваливать. Можно, конечно, списать на лесть. Но там немного не такой контингент.

Собственно, обратная ситуация так же нередко верна: мне свой текст очень нравится, а суровые критики разносят в пух и прах.

И я такой как-то вот даже не один. Знаю ещё с десяток-другой хороших рецензентов, которые признавались в подобных вещах. Ибо проблема в том, что практически невозможно оценить по достоинству собственное творчество (а рецензирование я считаю всё же актом творчества - и здесь, видимо, наши взгляды как раз и расходятся).

Так что я бы порекомендовал брать на вооружение не отрицательную максиму "не понравится самому - не понравится и остальным", а что-то в духе: "Пиши так, чтобы самому нравилось, а уже по отзывам народа и по собственной реакции на них поймёшь, стоит ли продолжать".
5. Игорь Талалаев 27.03.2015 06:32
Ну так-то главный тезис этого, с позволения сказать, параграфа (выделенный жирным шрифтом) гласит: "Не забывайте про читателя, но пишите в первую очередь для себя". Остальное - уже разжевывание, примеры, уточнения, развитие мысли. Кажется, похоже на "Пиши так, чтобы самому нравилось".

Кстати, самокритичность и похвалы масс свойственны все же для людей, которые уже давно и успешно пишут. Не думаю, что регулярным участникам конкурсов, которым я даже немного завидую (экшн, азарт, ага), так уж нужны мои наставления. Хотя я почти уверен, что какие-то "правила жизни", описанные выше, они все же нарушают. Другое дело, что раз это творчество, какие-то правила могут работать лучше, а какие-то хуже.

Но в общем и целом, мне кажется, что мы с lehmr'ом описываем две стороны одной медали)
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 222 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio