В СУББОТУ
2011, Россия, 99 мин.
Жанр: чернобыльская драма не о ЧАЭС
Режиссер: Александр Миндадзе
В ролях: Антон Шагин, Светлана Смирнова-Марцинкевич, Станислав Рядинский, Сергей Кузькин
26 апреля 1986 года – день страшной трагедии в истории СССР, когда на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв. Во избежание паники, люди были информированы о случившемся только спустя некоторое время. Главный герой фильма, Валера (Антон Шагин), одним из первых узнает об аварии. Он мечется между намерением помочь своим друзьям и близким и желанием спасти свою собственную жизнь.
По своей стилистике фильм, скорее, ближе к картине Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь», чем к низкобюджетным фильмам-катастрофам. Более известный как сценарист Александр Миндадзе («Отрыв») показывает нам обычных живых людей со своими проблемами и переживаниями, со своими радостями и заботами. Операторская работа (румын молдавского происхождения Олег Муту снимал ручной камерой), адаптированная под любительскую съемку, упрощенные диалоги и антураж (фильм был снят в городе Светлодарск на Украине) способствуют восприятию материала как правдивой, реалистичной истории.
Миндадзе рассматривает человеческую сущность в контексте случившейся катастрофы, не пытаясь при этом вынести какой-то однозначный вердикт. Местами у него это получается неплохо, местами – поверхностно, но по большей части фильм балансирует на грани трэша и арт-хауса, идеологически находясь ближе к последнему. Вторая половина картины и вовсе может ввести неразборчивого зрителя в состояние ступора. Песни а-ля «Битлз», танцы, торжества и празднества, устраиваемые жителями Светлодарска, выглядят на фоне произошедшей трагедии немного иллюзорно. Но, как и в жизни, героям картины удается совмещать смешное со страшным, простое со сложным.
Любовь и дружба, предательство и вера – обо всем этом фильм Миндадзе. И пусть выбранные темы подаются, что называется, зрителю «в лоб», пусть трясущаяся камера и обилие крупных планов навевают тоску и скуку, несомненным плюсом постановки выглядят актерские работы. Шагин («Стиляги»), равно как и остальные актеры, весьма убедителен в образе простого парня, волею судьбы попавшего в эпицентр трагических событий. Зритель может с легкостью ассоциировать себя с ним. И пусть действия Валеры часто кажутся необдуманными и противоречивыми, разве не так бы поступил на его месте каждый из нас?
«В субботу» – не самый легкий для просмотра фильм. И дело вовсе не в содержании, а главным образом в выбранной режиссером форме подачи материала. Картина вопреки предположениям вышла не совсем о чернобыльской катастрофе. Рассказывая о людях, чей привычный жизненный уклад коренным образом изменился в мгновение ока, Миндадзе снял фильм сколь интересный в плане идеи, столь и несмотрибельный по части ее воплощения. Многие знают, что такое современное российское фестивальное кино. Но, к сожалению (а может быть, и к счастью), не все его смотрят. Подобная судьба, скорее всего, ожидает и работу Александра Миндадзе. Но это не вина создателей фильма, это больше вопрос зрительских ожиданий.
Геннадий Гусев