Ее лицо видел на экране всякий россиянин, кто хоть раз смеялся в Интернете над американскими трэш-ужасами и хотел исполнится чувством патриотизма за отечественное кино.
ГЛАВНАЯ ЧЕРТОВКА СОВРЕМЕННОГО ТРЭША
Ибо не только у нас умеют снимать плохо. Ее необычную фамилию мы замечали на обложке DVD, из тех, что покупают не для просмотра, а чтобы сделать красивую подвеску под фен-шуй или выложить на полу вместо плитки. Да, такое у нас тоже бывало. И, несмотря на это, мало кто задумывался, что это за актриса, почему она появляется в трэше так часто, а играет так необычно.
Пришло время познакомиться. Мы представляем вам госпожу Фиби Доллар, женщину, которая вполне может побороться за титул королевы современных трэш-ужасов (благо, что конкуренток не так уж много) или иконы голливудского андеграунда (хотя свое творчество к Голливуду она никогда не относила).
Чтобы это знакомство было полновесным, давайте ненадолго возвратимся в прошлое. Фиби Доллар появилась на свет 26 июля 1979 года в Северной Каролине (США). Интересно заметить, что в свое время 26 июля также родились психоаналитик Карл Юнг, который любил изучать безумие, и режиссер Стэнли Кубрик, который безумие любил воплощать на экране. Влияют ли на нашу жизнь звезды, под которыми мы родились, или нет, но тема безумия в художественном образе и в средствах его воплощения стала вечным спутником будущей актрисы.
На большом экране она впервые появилась в ныне уже легендарном «Вороне», где главную и в конце концов стоившую ему жизни роль сыграл Брендон Ли. Во всем фильме девушке достался один маленький и малоприятный эпизод, в котором злодей буквально швыряет ее в персонажа Брендона. Спустя годы Фиби Доллар вспоминала, что эту сцену снимали ровно за неделю до трагической гибели знаменитого артиста, и это было мрачное время. Интересно заметить, что в дальнейшем самой актрисе еще не раз приходилось работать вместе с другими знаменитостями, переживающими закат своей карьеры. От звезды эротического кино Рона Джереми, о котором буде сказано ниже, до бедного Лоренцо Ламаса, который в последние годы мелькал только в фильмах ужасов (типа «Чужого 3000» или «Против хищника») с нулевым бюджетом и соответствующим сюжетом, где былую знаменитость охотно поедали резиновые чудовища.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-fdollar_3.jpg)
Также после эпизода в «Вороне» Фиби Доллар снимется и во множестве других эпизодов знаменитых и не особенно картин. Здесь будут и «Потрошитель» (2002 г.) – о жизни самого массового американского серийного убийцы Теда Банди, и менее известные: «Оборотень в женской тюрьме» (2006 г.) или «Кровавая оргия» (2010 г.) Крипа Крипперсона, режиссера, который хочет снимать ужасы, но на выходе всегда получает эротику. Однако подлинный дебют мисс Доллар состоялся в 2002 году благодаря счастливому стечению обстоятельств.
К этому времени, будущая актриса уже поняла, что по настоящему далеко в современном кинематографе можно зайти только в большом городе и поэтому перебралась в Лос-Анджелес. Здесь она встретилась со знакомым своего отца-киномана – актером Роном Джемерми. Этот мечтатель, который сам когда-то приехал в Голливуд в надежде попасть на большие экраны, снялся в эротике да так и остался звездой фильмов для взрослых, познакомил Фиби с режиссером Джеффри Лероем и дал почитать сценарий его фильма «Адское шоссе». «Я хочу играть в кино при условии, что смогу сыграть там дьявола», – сказала актриса при встрече, которая стала судьбоносной: именно Джереми и Лерой, по словам Доллар, проложили для нее дорогу в кино.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-fdollar_4.jpg)
Речь в «Адском шоссе» идет про компанию беззаботных друзей, как-то подобравших на дороге попутчицу Люсинду, неожиданно оказавшуюся опасной психопаткой. Это кино позже критики будут называть лучшим фильмом Лероя, «не страшным, но по-своему ярким и весьма забавным», а у Фиби, которая сыграла Люсинду, с той поры оформилось амплуа готической актрисы.
Успех ленты привел к тому, что следующий – 2003 год – оказался, пожалуй, самым урожайным в творческом плане для Фиби Доллар. Практически за один год она снялась в 4 (четырех!) фильмах. Здесь были и «Ночь в заброшенном доме» – история, в которой студентки-первокурсницы ради обряда посвящения согласились провести ночь в необитаемом особняке, но вот только тот оказался очень даже обитаемым и совсем не гостеприимным. И «Ползуны», где рок-музыканты поехали на концерт, а на них – вполне заурядная и логическая ситуация! – вдруг взяли и напали сбежавшие из лаборатории гигантские пауки-мутанты. И «Кровавые сестрички» – про двух сестер, очень любивших людей, причем не только за душевные качества, но и за вкусовые. И, наконец, «Гот»: про готов. Не из Древнего Рима, а про тех, что пьют пиво на кладбищах. Про то, как эти готы как-то поехали на рок-концерт (знакомое вроде бы начало?), взяли с собой парочку готов-попутчиков (нет, точно дежа вю!), а последние, естественно, оказались не просто готами, а жаждущими крови маньяками. Вот такой вот неожиданный поворот.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-fdollar_7.jpg)
Кстати, при всем этом Фиби Доллар не считает себя готической актрисой и, несмотря на свое бунтарство, никак не связывает свою персону ни с субкультурой готов, ни каких-либо социально активных женских сообществ. «Да, я люблю убивать мужчин на экране, но я все-таки не феминистка», – отчаянно оправдывается она и почему-то краснеет.
Помимо актерской работы Фиби пыталась временами выступать в роли сценариста и даже продюсера. Главным ее творением на этом поприще стало кино «Чарли: Жажда смерти» (2005) о человеке, который решил отомстить за смерть любимой дочери. И отомстил.
В европейском прокате этот фильм вызвал целый ряд судебных разбирательств по вопросу об авторском праве и до России вроде бы так и не дошел. Но постер из картины, на котором очаровательная Фиби в разжигающей фантазии мини-юбке стоит между двумя хорошо вооруженными и готовыми пустить в ход свои стволы мужчинами, по сей день вращается где-то на просторах Рунета.
О своем творчестве Фиби рассказывает просто. Предпочитая роли стерв и психопаток образам «хороших девочек», она говорит, что может раскрыть на экране темную сторону своей собственной души, свою «тень», которую не могла бы иначе явить миру, не оказавшись при этом в тюрьме. «Страшно, правда? Но при этом – безумно интересно», – добавляет она в одном из интервью журналу «Neverland». Заметим, что такому амплуа идеально подходит даже ее имя – Фиби (Phoebe), то есть «Феба» – английский вариант написания имени загадочной античной богини Луны. Недаром это же это имя носила и памятная ведьма в исполнение Алисы Милано из сериала Айрона Спеллинга «Зачарованные».
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-fdollar_5.jpg)
А вот фамилия «Доллар», которая, по словам обладательницы, является ее не только по псевдониму, но и по паспорту, оправдывает себя не всегда. Далеко не все работы актрисы были обусловлены погоней за заработком, а самовыражение эта бунтарка нередко ставила выше гонорара. По этой причине она всегда игнорировала ленты мейнстрима и не стремилась к нему принадлежать, заканчивая многие разговоры с именитыми продюсерами и режиссерами ожидаемой и не нуждающейся в переводе фразой «Fuck it».
Ее идеалом так и осталось независимое кино, вроде того, что когда-то в 80-ые гг. создавали легендарный трэш-мастер Фрэнк Хененлоттер и не менее легендарная студия Troma Entertainment. И хотя фильмы Лероя трудно сравнить с шедеврами тех лет, все же вместе с Фиби они сделали немало для развития трэш кинематографа.
«Я люблю фильмы ужасов, потому что, во-первых, они позволяют раскрыть темную сторону личности, во-вторых, оставляют широкий простор для фантазии и, в-третьих, при оригинальности такого фильма зритель может простить ему даже маленький бюджет», – говорит актриса. Третий пункт, наверное, особо важен – бюджет американских трэш-фильмов вполне сравним с бюджетом многих российских высококультурных постановок. То есть почти отсутствует. Правда, американский трещ при этом все таки смотрят (даже у нас), и этому есть свои причины.
«Я не люблю ужасы, в которых герой полчаса спускается в холл, чтобы посмотреть в глаза неизвестности», – рассказывает Фиби, и потому в ее фильмах неизвестности нет. Они начинаются с ожидаемой расчлененки и часто ею же ожидаемо заканчиваются. Потому что, как говорит слоган одной из таких лент: «Зло порой приходит к нам с ножом». Добавим, что и актрисы в таких фильмах ужасов раздеваются тоже чаще.
Последнее, впрочем, к самой Фиби не относится. Вопреки знакомству с такими фигурами как Рон Джереми или режиссер Крип Крипперсон (что по-русски значит что-то вроде «Страх Страхыч»), который обычно показывает в своих фильмах много эротики, а больше ничего не показывает, она так ни разу и не снялась в по-настоящему откровенной сцене. Для зрителя ее нагота обычно не продвигается дальше границы мини юбки и открытой полоски красивого живота под топом. Признаться, в этом отношении мы всегда ждали от нее большего. Не дождались.
И еще одна важная деталь. Помимо вышеперечисленных черт трэша особенности творчества Фиби во многом связаны с ее происхождением. В американской прессе ее называют «Девчонкой с Юга». А Юг (именно так – с большой буквы) для США – это не просто место, где не всегда уважают негров, а у лихих парней по праздникам есть привычка носить белые колпаки.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-fdollar_9.jpg)
Юг был средоточием культуры аристократической Америки, которая противопоставляла себя менталитету северных торговцев янки. Позднее он же стал олицетворением национального вырождения потомков все потерявших после Гражданской войны плантаторов, воплотившееся в образах «белой рвани» и дегенеративных в моральном и физическом отношении семейств. Юг – это утонченное и притягательное безумие поэзии и новелл Эдгара По и психоз многочисленных фильмов ужасов про семейки уродов, подстерегающие неосторожных путников (которые по закону жанра едут развлекаться на очередной концерт, куда же еще). И, вместе с тем, Юг – это та самая провинция, где прошло вечное и памятное читателям всего мира хулиганское детство Тома Сойера и Гекльберри Финна. И это то место, где раскрывались незабвенные судьбы героев «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл – книги, экранизация которой остается самым любимым фильмом самой Фиби Доллар.
Все эти черты наследия «настоящего американского Юга» есть и в художественных образах, и в личности актрисы. Женщина с именем богини и фамилией купюры, холодная леди-южанка и неистовая хулиганка. Девушка-сорвиголова, подходящая перу Марка Твена, и опасная чертовка, достойная произведений Фрица Лейбера. Не красавица, но притягательно миловидная. Всегда своя и во всем отвязная девчонка.
![](http://www.25-k.com/datas/users/4-fdollar_8.jpg)
За последнее качество ее, возможно, и любит русский зритель. Самарские читатели «25-го кадра», может быть, помнят еще ларек на отшибе нашего книжного рынка на улице Антонова-Овсеенко с обилием пиратских DVD-дисков, среди которых обязательно была полочка под трэш-кино. Такие ларьки были и есть в любом городе нашей страны, но этот памятен тем, что именно в нем на первом месте в нулевые годы лежали диски с фильмами Фиби Доллар, начиная с картины 2005 года «Против хищника». В этом фильме она вместе с Лоренцо Ламасом, по примеру Арнольда Шварценеггера, пыталась разобраться со своим собственным невидимым инопланетным Хищником где-то в джунглях, а мы, обычные нищие студенты из педагогического университета с другой стороны той же улицы, тратили на эти диски свою стипендию, когда не успевали ее предусмотрительно пропить.
И кого бы ни играла Фиби Доллар в своих фильмах – авантюристку с автоматом, психопатку с ножом или стерву-старшекурсницу, посылающую первокурсниц на расправу в заброшенный дом – для зрителей тех лет она всегда выглядела как знакомая девчонка с соседнего двора. Ни один просмотр этих фильмов в компании друзей не обходился без ремарок о том, что у кого-то есть «вот точно такая же» соседка по подъезду / знакомая по общежитию / подружка сестры и т.п. И заканчивалось все обычной репликой: «Обалдеть: как это та самая Ленка в американское кино-то пролезла?!»
Фиби Доллар никогда не была в России, но для нас осталась своей.
Ты хочешь прогуляться в мир ужасов, дорогой телезритель? Тогда пригласи с собой мисс Доллар. Поверь, если она согласится, то никогда больше твое путешествие к страшному не окажется настолько забавным.
Так что позвольте вашу руку, дорогая Фиби, ибо сегодня вечером мы отправляемся по пустынной дороге на рок-концерт. И не забудьте взять с собой нож…
Сергей Фоменко