Прелесть интеллектуальной анимации заключается в том, что за ней просто невозможно следить. Редкая картина в этом сегменте рынка развлечений имеет в своем запасе громкую историю разработки. Чаще всего лента сваливается как снег на голову на одном из ведущих мировых фестивалей и все что нам остается - это завидовать жюри и зачеркивать клеточки в календаре в ожидании широкого проката (а вот эта дата может плавать в неопределенности несколько лет). Однако, при всей неопределенности и непрогнозируемости ситуации, можно смело заявить – «Конгресс» Ари Фольмана станет самой яркой работой анимационного цеха в 2013 году и, скорее всего, получит выдвижение на заветного золотого болванчика американской киноакадемии. Вопрос будет лишь в выбранной номинации. Ведь «Конгресс» является синтезом игрового кино и анимационного фильма.
За основу своей новой ленты Ари Фольман, автор небезызвестного «Вальса с Баширом», взял роман Станислава Лема «Футурологический конгресс». Роман повествует о злоключениях Ийона Тихого в неблагополучной латиноамериканской стране. Здесь для подавления народного негодования используют психотропные вещества, вызывающие массовые галлюцинации. В результате грань между реальностью и выдуманным миром стирается. Немногие допускаются до противоядия, способного показать настоящий мир, и даже такое противоядие не всегда рассеивает до конца пелену иллюзий. Критерии истинности растоптаны, а в реальность приходится пробираться подобно наркоману. Но там за пеленой лжи вас ожидает не радужный мир с пони и единорогами, а жуткая разрушенная свалка, из которой уже некуда бежать. Стоит ли истина того, чтобы отказаться от сиюминутного благополучия?
С оригиналом Фольман обходится достаточно вольно. Нет, конгресс, подполье, борцы сопротивления и виртуальная реальность в его фильме присутствуют. Но теперь место политиков заняли гигантские киностудии. Героине Робин Райт предлагают продать свою внешность за баснословный гонорар. Этих денег хватит, чтобы помочь своему сыну. Учитывая то, что кинокомпании все с меньшей охотой идут на контракты со стареющими актрисами, иллюзорность выбора просто рассеивается. И все, что остается Робин – это подвергнуть себя оцифровке. Спустя двадцать лет после этого судьбоносного решения, она возвращается на студию, где проходит футурологический конгресс. Здесь ей предстоит шагнуть в яркий анимационный мир счастливого будущего, где возможны любые мечты и исполняются даже самые невероятные желания. Но как бывает в подобных случаях – искрящийся мир всего лишь яркая обертка, истина вырисовывается достаточно серой и неприглядной. Есть ли смысл возвращаться в реальность?
На первый взгляд сюжет не блещет оригинальностью. Еще одно расслоение реальности, еще одна мрачная антиутопия. Но именно этим темам почти всегда удается пробиться в глубины человеческой души. Вспомните, с каким волнением вы читали Оруэлла или смотрели в первый раз «Бразилию» и «Эквилибриум». Здесь же нам предлагают более тонкий подход к делу. Дистопийное государство заретушировано под бодрый дышащий красками мир, который вовсе не хочется покидать. Светлое будущее, о котором мечтают фантасты-утописты, скорректировано объективной безрадостной реальностью. Оно возможно лишь как обманка, фальшивый мирок, в котором все еще хорошо и прекрасно. Но так ли это далеко от истины? Сколько человек ежедневно запирают себя в выдуманных вселенных, где им дозволено быть настоящими, теми, кем им всегда хотелось быть. С минимальной цензурой и почти безграничными возможностями. Бегство в страну иллюзий с каждым годом лишь набирает обороты.
Анимационная часть «Конгресса», отвечающая за визуализацию виртуального будущего, смотрится достаточно интересно. Отказавшись от картонных флеш-форм, на которых строился весь «Вальс с Баширом» (и за которые был всесторонне раскритикован), Фольман создает по-настоящему фантастический мир, лишенный ограничений. Здесь достаточно взмаха руками для того, чтобы взлететь и между анимацией и фантазией можно поставить приближенное равенство. Впрочем, это убивает на корню основную интригу романа Лема. Книга могла похвастаться удушающее-параноидальной атмосферой, когда действительность и галлюцинации переплетались, уничтожая возможность адекватной оценки происходящего. Решение же Фольмана напоминает «Крутой мир» Бакши, где между двумя реальностями проведена четкая анимационная разделительная полоса.
Но антиутопичность первоисточника и анимационные вклейки далеко не единственные козыри в рукаве режиссера. Нескончаемый поток иронии и достаточно мрачные, но очень реалистичный, прогнозы – вот что делает «Конгресс» по настоящему ожидаемым. Ведь главную роль в ленте играет Робин Райт - актриса, уже несколько раз попадавшая под покров moushen capture. Достаточно вспомнить «Рождественскую историю» и «Беовульфа». И вот уже история о будущем принимает автобиографические интонации. Еще совсем немного и актеры с актрисами станут никому не нужны. Их с лихвой заменят искусственные образы, более сговорчивые, способные работать без устали, а главное более дешевые. История великого обмана твориться уже сейчас.
В общем, «Конгресс» выглядит многообещающим на фоне анимационных фильмов 2013 года. А если учесть и общую беззубость полнометражек, заявленных в этом году на Анси (детские «Пиннокио» и «Страна Оз» взамен прошлогодних социальных «Морщинок» или «Курлика»), так и вообще единственной по настоящему взрослой анимационной лентой. Пусть и с примесью игрового кино.